Твердые и мягкие согласные, их произношение и написание
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Беляева Маргарита Владимировна

Дать представление о классификации согласных по принципу твердости, мягкости; научить четко понимать разницу между твердыми и мягкими согласными; показать способы обозначения мягкости согласных на письме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klass._tverdye_i_myagkie_soglasnye.doc39.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt846.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беляева М.В.,

учитель МБОУ СОШ №10

г.Ессентуки

Урок русского языка в 5Г класс.

Урок . Твердые и мягкие согласные, их произношение и написание

 

Цель: дать представление о классификации согласных по принципу твердости, мягкости; научить четко понимать разницу между твердыми и мягкими согласными; показать способы обозначения мягкости согласных на письме, смягчения твердых согласных перед мягкими (здесь, стена); объяснить правила употребления ь для смягчения согласных.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, таблица.

ХОД УРОКА (Слайд 1)

I. Организационный момент. 

- Запишите число, классная работа. Пропустите одну строку для записи темы урока.(Слайд 2)

  1. Повторение пройденного.

А) Беседа по вопросам (Слайд 3)

- Что изучается в разделе «Фонетика»?

- На какие две группы делятся звуки речи?

- Что вы можете сказать о гласных?

- На какие группы делятся согласные?

- Назовите сильные и слабые позиции согласных.

- Какие фонетические процессы вы можете назвать?

- Чем отличаются буквы от звуков?

Б) Работа над предложением (Слайд 4)

Солнце осветило верхушки деревьев.

III.     Игра «Невидимка». (Слайд 5)

-А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки.        

(Обучающиеся находят и записывают слова  лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех).

-  Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова.

-А посмотрите на слова «мел» и «мель», чем, кроме лексического значения, отличаются эти слова?  (Различаются тем, что твердым или мягким звуком оканчивается слово).  

-Именно об этом сегодня мы и будем говорить. Записывайте тему сегодняшнего урока. (Слайд 6). Давайте попробуем сформулировать цели урока. (Слайд 7).

IV.  Введение нового материала.  

1.   Наблюдение за словами. (Слайд 8)

-Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все слова русского языка имеют пару по твердости-мягкости. Но есть и такие, которые не могут образовать такой пары.  Это согласные [ж], [ш], [ц] – они не могут образовать мягкой пары; и  [ч'], [щ'], [й'] – они не могут образовать твердой пары.

2.  Работа по таблице. (Слайд 9)

(Обучающиеся записывают согласные звуки в тетрадки).

3.  Работа с учебником.  Чтение теоретической части учебника.

4. Наблюдение за словами и звуковым составом.

 (Слова записаны на доске.) (Слайд 10)

— Прочитайте пары слов. Определите, какие гласные звуки произносятся в словах (для этого повторите их протяжно). Одинаково ли звучат согласные в парах слов? Какие гласные буквы служат для обозначения мягкости согласных на письме?

Мыл — мил, вол — вёл, лук — люк, рад — ряд, нос — нёс.

- Давайте сделаем вывод: какие буквы помогают смягчить согласные?

5. Работа по цепочке (устно). Определить, твердым или мягким является выделенный звук. (Слайд 11)

6.  Физминутка.

V.  Закрепление изученного.  

1. Фонетическая работа (Слайд 12).

- Выполните фонетическую транскрипцию записанных слов. (Обучающиеся выполняют по цепочке у доски).

2. Орфоэпическая работа. (Слайд 13)

- Запишите слова, запомните, как они произносятся.

Пионер, музей, тема, текст.

3. Обозначьте звук. (Слайд 14)

- В выделенных словах обозначьте мягкие и твердые согласные (подчеркнуть твердые синей пастой, а мягкие зеленой).

4. Самостоятельная работа. Диктант «Проверь себя». (Слайд 15)

— Запишите предложения. Подчеркните в словах мягкие согласные.

Ночь надвигалась. Красное зарево костров освещало лес. За треском горевших ветвей и фырканьем лошадей слышались лесные голоса.

VI. Подведение итогов урока. (Слайды 16-17)

VII. Рефлексия. (Слайд 18)

VIII. Домашнее задание. (Слайд 19)

(Слайд 20)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Различие твердых и мягких согласных"

В данной презентации рассказывается о том,как различить мягкие и твердые согласные....

Итоговое занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные».

Данная работа - итоговое обобщающее занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Детям предлагаются различные упражнения на уточнение и закрепление умения выделять и дифференцировать гласные 1 ...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Презентация "Дифференциация твердых и мягких согласных.Буквы у - ю"

Буква У - гласная первого ряда - показатель твердости предшествующего согласного звука.Буква Ю - гласная второго ряда - показатель мягкости предшествующего согласного звука.Используются слова в непров...

Дифференциация твердых и мягких согласных

Дифференциация твердых и мягких согласных. Лексический материал - загадки.1-2 класс...

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...

Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости/твердости согласных спомощью букв у - ю.

Конспект урока  по логопедии для учащихся  3 класса I варианта обучения. Практическое овладение обзначением на письме твердости и мягкости согласных с помощью гласных У - Ю....