Общая часть |
Предмет | Русский язык | 5 класс |
Тема | «Время глагола» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные Метапредметные (УУД) Личностные |
Умение определять время глагола, использовать глаголы разных времён при составлении текста. Закрепление правописных умений учащихся.
| Регулятивные: умение сопоставлять языковой материал с точки зрения содержания; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. Познавательные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации. Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности;способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. | Уважительное отношение к языку. Стремление к познавательной деятельности. |
Решаемые учебные задачи
| Обучающие (предметные): систематизация и закрепление сведений учащихся о трех временах глагола; формирование умения определять время глагола, различать грамматические признаки времен глагола. Развивающие (метапредметные): овладение умениями работать с различными видами информации, доказывать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; сравнивать, классифицировать, обобщать. Воспитательные (личностные): воспитание любви учащихся к окружающей среде на примере материалов упражнений; воспитание информационной культуры учащихся, ответственного отношения к информации с учетом перспективы ее целевого использования. |
Вид используемых на уроке средств наглядности и ИКТ | компьютер, проектор, учебник, карточки. |
Методическое назначение средств наглядности и ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
|
Образовательные интернет-ресурсы |
|
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Формирование кокретного образовательного материала | Актуализация, мотивация, формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию новой информации | Организационный момент Учитель читает стихотворение: Март Солнце светит сильно-сильно, Снег сияет, солнцу рад. Это — сине-сине-сине- Синеглазо-рыжий Март Нас он с вами отыскал, Телеграмму нам прислал: ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС ВЕСНОЮ ТЧК ГОЛУБИЗНОЮ ТЧК ГЛЯЖУ НА ВАС ОТВЕСТИ НЕ В СИЛАХ ГЛАЗ (Сергей Козлов) |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного рез-та | Самостоятельная работа | - Актуализация опорных знаний
Орфографическая разминка Излагать, выращивать, располагаться, постелить, разрастаться, блистать, подбирать, замереть, подпирать, вытирать, собирать. Объяснить выбор орфограммы; указать частеречную принадлежноть слов; найти «лишнее» слово, делают вывод ( блистать – бесприставочный глагол) - Определение темы и целей урока.
Ученики читают текст: Уж таять снег, бежать ручьи, В окно повеять весною... Засвистать скоро соловьи, И лес одеться листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стать, Пора метелей злых и бурь опять надолго миновать... (А.Н. Плещеев) Анализируют текст, делают вывод, формулируют и записывают тему урока. Формулируют цель: - Как звучит наша тема урока? - Каковы цели нашего урока? - Мы должны повторить… (времена глагола)
- Мы должны узнать… (как определять время глагола)
- Мы должны научиться…( использовать глаголы разных времён в речи)
|
Методы обучения | Частично – поисковый (кейс №1) |
Форма организации деятельности учащися. | Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации. |
Основные виды деятельности учителя . | Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала. |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
Формирование конкретного образовательного материала | 1.Работа с текстом Заменить инфинитив глагольными формами, соответствующими содержанию. 2.Беседа с обобщением материала, заполнение таблицы - когда происходит действие в первой строке стихотворения? - что берётся за точку отсчёта? (момент говорения) д о с о в п а д а е т п о с л е
- когда происходит действие во второй и третьей строках? *заполнить таблицу №1: Настоящее время | Сегодня, сейчас | Что делает? |
| Прошедшее время | Вчера | Что делал? Что сделал? |
| Будущее время | Завтра | Что сделает? Что будет делать? |
|
Что делает? Тает, бегут (сегодня; настоящее время) Что сделало? Повеяло (вчера; прошедшее время) Что сделают? Засвищут, оденется (завтра; будущее время) *Проблемный вопрос: почему в графах прошедшего и будущего времени два вопроса, а в гафе настоящего – один? Почему глаголы настоящего времени не имеют формы совершенного вида? |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | 1.Анализ текста. 2.Систематизация языкового материала. 3. Формулирование выводов.
|
Методы обучения | Эвристическая беседа, анализ конкретной ситуации (кейс №2)
|
Форма организации деятельности уч-ся | Обсуждение и поиск общего решения, представление результатов работы. |
Основные виды деятельности учителя. | Организационная. |
Динамическая пауза |
Этап 3. Практикум |
Формирование конкретного образовательного материала | 1.Колективная работа с иллюстративным материалом (просмотр сюжета «Звуки есны»): - Что мы видим весной? Что происходит? -Что мы слышим весной? - Какие чувства мы испытываем?
2.Работа в парах с РМ. *отобрать из данных глаголов соответствующие теме «весна» и распределить их в таблице №2: (глаголы по теме «весна») Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время | Что делал? Что сделал? | Что делает? | Что сделает? Что будет делать? |
|
|
|
3.Творческая работа. Написать сочинение – миниатюру, используя слова из таблицы ( задание дифференцированное: сильные учащиеся пишут работу , используя слова из таблицы, слабые используют карточки со вспомогательным материалом) |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | 1.Работа с иллюстративным материалом. 2.Систематизация языкового материала. 3.Создание письменного высказывания. |
Методы обучения | Работа в парах, анализ конкретной ситуации (кейс №3)
|
Форма организации деятельности уч-ся | Обсуждение и поиск верного решения. |
Основные виды деятельности учителя. | Организационная. |
Этап 4.Проверка полученных результатов |
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Учащиеся зачитывают свои работы перед аудиторией
|
Методы контроля | Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам. |
Способ контроля | Сбор тетрадей в конце урока . |
Способ коррекции | Коррекция во время прочтения своих работ уч-ся, анализ работ на следующем уроке. |
Форма организации деятельности уч-ся | Обсуждение плюсов и недоработок в ответах |
Роль учителя | Организующая, направляющая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя | Устные комментарии к ответам уч-ся |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
|
Домашнее задание | §51. С.56-57 Задание на выбор: 1.Выполнить упражнение № 381 2. Подобрать пословицы и поговорки о весне, подчеркнуть в них глаголы и определить время 3. Написать сочинение «За что я люблю весну», подчеркнуть в них глаголы и определить время |
Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам | Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью приёма « Незаконченное предложение»: Я узнал, что..._____________________________________________ Я понял, что...____________________________________________ Я научился________________________________________________ Теперь я могу...____________________________________________ Для меня сегодня было важным ______________________________ Я испытываю затруднения в _________________________________ |