Открытый урок "Время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок-исследование в 5 классе по теме"Время глагола" с обобщением ранее изученного материаля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС

 по теме «Время глагола»

учителя МБОУ " Калининская школа Первомайского района Республики Крым"  

Артюховой Елены Юрьевны

Общая часть

Предмет

Русский язык

5  класс

Тема

                                                 «Время глагола»

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные (УУД)        Личностные

Умение определять время глагола, использовать глаголы разных времён при составлении текста.

Закрепление правописных умений учащихся.

Регулятивные: умение сопоставлять языковой материал с точки зрения содержания; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Познавательные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности;способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Уважительное отношение к языку. Стремление к познавательной деятельности.

Решаемые учебные задачи

Обучающие (предметные): систематизация и закрепление сведений учащихся о трех временах глагола; формирование умения определять время глагола,  различать грамматические признаки времен глагола.

 Развивающие (метапредметные): овладение умениями работать с различными видами информации, доказывать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитательные (личностные): воспитание любви учащихся к окружающей среде на примере материалов упражнений; воспитание информационной культуры учащихся, ответственного отношения к информации с учетом перспективы ее целевого использования.

Вид используемых  на уроке средств наглядности и ИКТ

компьютер, проектор, учебник, карточки.

Методическое назначение  средств наглядности и ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Образовательные интернет-ресурсы

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование кокретного образовательного материала

Актуализация, мотивация, формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию новой информации

Организационный момент

Учитель читает стихотворение:

Март

Солнце светит сильно-сильно,

Снег сияет, солнцу рад.

Это — сине-сине-сине-

Синеглазо-рыжий Март

Нас он с вами отыскал,

Телеграмму нам  прислал:

ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС ВЕСНОЮ ТЧК

ГОЛУБИЗНОЮ ТЧК ГЛЯЖУ НА ВАС

ОТВЕСТИ НЕ В СИЛАХ ГЛАЗ    (Сергей Козлов)

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного рез-та

Самостоятельная работа

  1. Актуализация опорных знаний

Орфографическая разминка

Излагать, выращивать, располагаться, постелить, разрастаться, блистать, подбирать, замереть, подпирать, вытирать, собирать.

Объяснить  выбор орфограммы; указать частеречную принадлежноть слов;

найти «лишнее» слово, делают вывод ( блистать – бесприставочный глагол)

  1. Определение темы и целей урока.

Ученики читают текст:

Уж таять снег, бежать ручьи,

В окно повеять весною...

Засвистать скоро соловьи,

И лес одеться листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стать,

Пора метелей злых и бурь

опять надолго миновать...   (А.Н. Плещеев)

Анализируют текст, делают вывод, формулируют и записывают тему урока. Формулируют цель:

- Как звучит наша тема урока?

- Каковы цели нашего урока?

  • Мы должны повторить…  (времена глагола)
  • Мы должны узнать… (как определять время глагола)
  • Мы должны научиться…( использовать глаголы разных времён в речи)

Методы обучения

Частично – поисковый (кейс №1)

Форма организации деятельности учащися.

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации.

Основные виды деятельности учителя .

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

1.Работа с текстом

Заменить инфинитив  глагольными формами, соответствующими содержанию.         

2.Беседа с обобщением материала, заполнение таблицы

- когда происходит действие в первой строке стихотворения?

- что берётся за точку отсчёта?  (момент говорения) 

     

   д о                     с о в п а д а е т                 п о с л е

- когда происходит действие во второй и третьей строках?

 *заполнить таблицу №1:

Настоящее  время

Сегодня, сейчас

Что делает?

Прошедшее время

Вчера

Что делал?  Что сделал?

Будущее время

Завтра

Что сделает? Что будет делать?

Что делает? Тает, бегут (сегодня; настоящее время)

Что сделало? Повеяло  (вчера; прошедшее время)

Что сделают? Засвищут, оденется (завтра; будущее время)

*Проблемный вопрос: почему  в графах  прошедшего и будущего времени два вопроса, а в гафе настоящего – один?

Почему глаголы настоящего времени не имеют формы совершенного вида?                                                

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1.Анализ текста.

2.Систематизация языкового материала.

3. Формулирование выводов.

Методы обучения

 Эвристическая беседа, анализ конкретной ситуации  (кейс №2)

Форма организации деятельности уч-ся

Обсуждение и поиск общего решения, представление результатов работы.

Основные виды деятельности  учителя.

Организационная.

Динамическая пауза

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

1.Колективная работа с иллюстративным материалом (просмотр сюжета «Звуки есны»):

- Что мы видим весной? Что происходит?

-Что мы слышим весной?

- Какие чувства мы испытываем?

  2.Работа в парах с РМ.

*отобрать  из данных глаголов соответствующие теме «весна» и распределить их в таблице №2:

(глаголы по теме «весна»)

Прошедшее время

Настоящее  время

Будущее время

Что делал?  Что сделал?

Что делает?

Что сделает? Что будет делать?

3.Творческая работа.

Написать сочинение – миниатюру, используя слова из таблицы

 ( задание дифференцированное:  сильные учащиеся пишут работу , используя слова из таблицы, слабые используют карточки со вспомогательным материалом)

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1.Работа с иллюстративным материалом.

2.Систематизация языкового материала.

3.Создание письменного высказывания.

Методы обучения

 Работа в парах, анализ конкретной ситуации (кейс №3)

Форма организации деятельности уч-ся

Обсуждение и поиск верного решения.

Основные виды деятельности  учителя.

Организационная.

Этап 4.Проверка полученных результатов

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Учащиеся зачитывают свои работы перед аудиторией

Методы контроля

Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам.

Способ контроля

Сбор тетрадей в конце урока .

Способ коррекции

Коррекция во время прочтения своих работ  уч-ся, анализ работ на следующем уроке.

Форма организации деятельности уч-ся

Обсуждение плюсов и недоработок в ответах

Роль учителя

Организующая, направляющая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Устные комментарии к ответам уч-ся

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Домашнее задание

§51.  С.56-57

Задание на выбор:

1.Выполнить упражнение № 381

2. Подобрать пословицы  и поговорки  о весне, подчеркнуть в них глаголы и определить время

3. Написать сочинение «За что я люблю весну», подчеркнуть в них глаголы и определить время

Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока  с помощью приёма « Незаконченное предложение»:

Я узнал, что..._____________________________________________

 Я понял, что...____________________________________________

Я научился________________________________________________

Теперь я могу...____________________________________________

Для меня сегодня было важным ______________________________

Я испытываю затруднения в _________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме: "Модальные глаголы и их эквиваленты "

Данный урок способствует доступному и быстрому усвоению материала о модальных глаголах и их эквивалентах....

Конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе на тему "Общие вопросы с глаголом have got "

Конспект открытого урока во 2 классеТема урока: Общие вопросы с глаголом have got.  Данный урок посвящается закреплению пройденного материала,формированию навыков диалогической и монологической р...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Не с глаголами и деепричастиями"

Правила написания чатицы не с глаголами и деепричастиями...

Открытый урок Глагол. Повторение и обобщение по теме.

Урок повторение темы Глагол совмещён с повторением правил дорожного движения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «ГЛАГОЛ TO HAVE, ЕГО ФУНКЦИИ И СПРЯЖЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПО ТЕМЕ MY COLLEGE»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «ГЛАГОЛ TO HAVE, ЕГО ФУНКЦИИ И СПРЯЖЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПО ТЕМЕ MY COLLEGE» ...

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола».

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО  по теме : "Глагол. Правописание личных окончаний глагола" (технологическая карта)....