"Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Разработка урока
Тема урока: повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения (На краеведческом материале «Арзамас-городок – Москвы уголок»).
Тип урока: урок комплексного повторения и развития речи.
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока:
Повторить, систематизировать и обобщить наиболее значимые темы по синтаксису и пунктуации, изученные в 8 классе
Задачи урока:
Образовательная: систематизация знаний по теме.
Развивающая: формирование умения анализировать материал и аргументировано высказывать собственную точку зрения по поставленной проблеме; полученные сведения об истории родного края реализовать в домашнем сочинении.
Воспитательная: формирование интереса к истории родного края, воспитание чувства патриотизма.
Средства обучения:
1. Компьютер, медиапроектор, экран.
2. Компьютерная презентация по теме урока.
3. Художественные тексты.
4. Карточки с заданиями для учащихся.
5. Перфокарты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_sintaxisa_i_punktuatsii.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения (На краеведческом материале «Арзамас-городок – Москвы уголок»).
Тип урока: урок комплексного повторения и развития речи.
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока:
Повторить, систематизировать и обобщить наиболее значимые темы по синтаксису и пунктуации, изученные в 8 классе
Задачи урока:
Образовательная: систематизация знаний по теме.
Развивающая: формирование умения анализировать материал и аргументировано высказывать собственную точку зрения по поставленной проблеме; полученные сведения об истории родного края реализовать в домашнем сочинении.
Воспитательная: формирование интереса к истории родного края, воспитание чувства патриотизма.
Средства обучения:
- Компьютер, медиапроектор, экран.
- Компьютерная презентация по теме урока.
- Художественные тексты.
- Карточки с заданиями для учащихся.
- Перфокарты
План урока с хронометражем
№ | Этап | Время |
1 | Организационный момент | 1 минута |
2 | Введение | 2 минуты |
3 | Этап систематизации знаний об однородных членах | 5 минут |
4 | Этап анализа текста с целью обобщения, систематизации и комплексного применения знаний | 12 минут |
5 | Этап актуализации знаний по синтаксису и пунктуации | 10 минут |
6 | Этап исторической информации для активизации работы по развитию речи | 5 минут |
7 | Этап контроля и самопроверки знаний | 5 минут |
8 | Этап информации о домашнем задании | 2 минуты |
9 | Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия | 3 минуты |
Конспект урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Методическое обоснование |
I. Организа-ционный момент. | Приветствует учащихся. – Я рада вас видеть. Надеюсь, наше общение на уроке будет продуктивным и взаимно приятным. Проверяет готовность класса к уроку. | Слушают учителя. | Создаётся позитивный эмоциональный настрой учащихся на восприятие материала, проверяется общая готовность учащихся, что обеспечивает высокую организацию урока. |
II. Введение. Слайд 1 Слайд 2 | – Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Откроем тетради, запишем тему и понравившиеся высказывания. Эпиграфом к нему взяты строки их стихотворения Н. Рачкова, пронизанные любовью к родному городу Люблю этот город, где белый возвышенный храм. Где можно о шпиль колокольни душой уколоться. Люблю этот город, распахнутый южным ветрам. В одном из сочинений на тему «За что я люблю свой город» ученица написала. Вслед за ней и мы полистаем героические странички нашего города, славного Арзамаса, ещё раз услышим о людях, прославивших его в веках, а попутно будем исследовать тематические тексты, повторяя правила орфографии и пунктуации нашего «великого и могучего русского языка». Полученные сведения об истории родного города вы реализуете в домашнем сочинении. | Слушают учителя, делают записи в тетрадях. | Активизация настроя на работу. Создаётся эмоциональный настрой. |
III. Этап систематиза-ции знаний об однородных членах | Повторение материала начнём с небольшой разминки. Проведём сеанс одновременной игры. К доске вызывается 1 ученик (лучше сильный) и играет против всех. После разминки подводится итог. Таким образом, мы повторили материал об однородных членах и знаках препинания при них. | Задают ученику вопросы, которые написаны на листках. Если вызванный ученик не отвечает, то отвечает тот, кто задал вопрос.
| Активизируется память, мыслительная деятельность. Развиваются коммуникативные навыки. |
Слайд 3 IV. Этап анализа текста с целью обобщения, систематизации и комплексно- го применения знаний. | Перед собой вы видите текст (приложение 1). Внимание на экран, там представлено задание. Работа с текстом будет проходить в два этапа: 1-й – общая характеристика текста, 2-й – индивидуальные задания по тексту (получают на листках после первого этапа). Задание 1-го этапа
Задание 2-го этапа. Раздаются индивидуальные задания.
После ответов учащиеся подводят итог. | Ученик читает текст. Отвечают на вопросы. (Текст принадлежит к научному стилю, т.к. это научный труд, в котором находят выражение результаты исследовательской деятельности. Задача этого текста сообщить сведения, имеющие познавательный характер. В данном тексте имеются необходимые ссылки на источники. Например, «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона; во втором издании «Большой советской энциклопедии»…) (По типу речи – это рассуждение, т.к. в тексте утверждается определённые факты, можно проследить наличие определённого плана, по которому строится рассуждение: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод. Рассуждение чаще всего бывает в форме научного стиля). (В научном стиле широко используются специальные слова (в том числе термины), специальная фразеология, например, дошедшие до нас сведения позволяют заявить; интенсивное расселение, арена столкновения; мордовских селищах, юго-восточная окраина Русского государства. А также сложные синтаксические конструкции, между которыми создаётся упорядоченная связь (для чего применяются вводные слова)). Учащиеся выполняют индивидуальные задания, отвечают на вопросы. Мы определили стилистическую принадлежность текста, определили его тип, оговорили синтаксические особенности, некоторые орфограммы и пунктограммы. | |
V. Этап актуализации знаний по синтаксису и пунктуации. Слайд 4, 5. Слайд 6. | Повторение мы осуществляем, используя краеведческий материал из книги Петра Еремеева «Арзамас-городок». Это значит, что многие исторические события того времени не обошли наш город. Вот материалы хроники. Вашему вниманию предлагается стихотворение арзамасского поэта Александра Плотникова, посвящённое подвигу Алёны Арзамасской (приложение 2). Задание учащимся по тексту. Выписать из текста предложения, осложнённые обращением и обособленным обстоятельством Сделать синтаксический и пунктуационный разбор этих предложений. | Читают текст, выбирают и выписывают предложения. Озвучивают записи, обобщают услышанное, делают вывод. Разбирают предложения на доске. Ревело пламя смерчем, кровавя небосвод. Не убоялась смерти сестра твоя, народ. Узнай себя, Россия, в Алёниных глазах. Таким образом, мы повторили синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством и обращением, вспомнили, что обращение не является членом предложения. | Активизируется и эмоционально стимулируется деятельность учащихся. Проверяются теоретические знания, корректиру-ются знания и практические умения учащихся. |
VI. Этап исторической информации для активизации работы по развитию речи. Слайды 7, 8. Слайды 9-11. | На нашем уроке мы не только повторяем и систематизируем материал, но и получаем сведения об истории Арзамаса, которые вы должны реализовать в домашнем сочинении. На рубеже XIX-XX веков Арзамас тоже переживал много волнующих событий: развивалась промышленность, продолжали строиться многочисленные церкви, гордость и краса нашего города. В 1814-1842 годах в честь избавления России от наполеоновского нашествия по проекту архитектора Коринфского был построен Воскресенский собор, который стал достойным украшением нашего города. Через Арзамас проходило до десятка важнейших трактов – Московский, Саратовский, Симбирский, почтовый тракт на Нижний Новгород и другие. Поэтому неудивительно, что многие известные люди проезжали через Арзамас или побывали в нём. Большинство из них оставили тёплые воспоминания о нашем тихом, но славном городе. | Слушают учителя, получают информацию с презентации, делают записи в тетради. | Возникает интерес к теме, потребность в познании неизвестного, формируется фактические знания, эмоционально стимулируется деятельность учащихся. |
VII. Этап контроля и самопроверки знаний. Слайд 12. | Высказывания и стихи об Арзамасе богаты разнообразными синтаксическими конструкциями. При помощи этих текстов я составила перфокарты (приложение 3) «Типы односоставных предложений» (каждому ученику даётся перфокарта). Опорная таблица. | Индивидуально работают с перфокартами, определяют типы односоставных предложений. После выполнения проверяют правильность по таблице. | Дифференциро-ванный подход позволяет формировать положительную мотивацию учебной деятельности. |
VIII. Этап информации о домашнем задании. Слайд 13. | Информирует и комментирует домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю реализовать полученные сведения об Арзамасе в сочинении на тему: «За что я люблю свой город» или «В чём притягательная сила Арзамаса». | Слушают учителя, записывают задание. | Побуждает учащихся к реализации полученных сведений через самостоятель-ное высказывание. |
IX. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия. Слайд 14. | Делает вывод, даёт оценку в целом уроку и каждому учащемуся. Ребята, сегодня мы завершили комплексное повторение материала по синтаксису и пунктуации простого предложения, в ходе которого вам была предложена информация об истории нашего города. Обратимся к нашему традиционному упражнению. Выбирая начало фразы, продолжите её: Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я научился… у меня получилось… я смог… меня удивило… мне захотелось… Я думаю, что вы многое узнали, вспомнили, многое получилось. Благодарю всех за внимание, работу, урок окончен. | Выражают своё отношение к изученному материалу. | Формирование положитель-ного эмоционального настроя на последующую деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОГЭ Письмо с дырками Тема "Повторение синтаксиса и пунктуации"
Письмо с дырками - удобный методический приём для проверки теоретических знаний учащихся....
Урок по теме "Повторение. Синтаксис и пунктуация"
Урок русского языка в 5 классе. ФГОС....
Комплексное повторение. Синтаксис и пунктуация. 9 класс
Тема: Комплексное повторение. Синтаксис и пунктуация. Цель: повторение синтаксиса и пунктуации на конкретном практическом материале. Задачи: а) обра...
Повторение. Синтаксис и пунктуация.
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Повторение.Синтаксис и пунктуация". Конспект урока основывается на принципах научности и прочности знаний ...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. "Повторение. Синтаксис и пунктуация. Прямая речь и знаки препинания при ней. Диалог"
Предложен материал для самостоятельного повторения темы....
Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)
Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:- 10 заданий 1 уровня (...
Маршрутный лист по русскому языку для 10 класса на тему: "Повторение. Синтаксис и пунктуация. Тестирование в форме ЕГЭ".
Цели урока:1. повторить изученные пунктограммы;2. учет знаний и умений при выполнении тестов в форме ЕГЭ....