Урок русского языка. Сочинение на основе жизненных впечатлений "С чего начинается Родина?",7 кл.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Челнокова Светлана Павловна

Развитие речи. Технология педагогическая мастерская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya_s_chego_nachinaetsya_rodina.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

            Творческая мастерская «Сочинение–миниатюра на основе жизненных

впечатлений «С чего начинается Родина?», 7 класс

Челнокова Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1436 г. Москвы

Цель: - создать условия для осознания учащимися своего эмоционального отношения

              к малой Родине;

           - актуализировать знания учащихся о своей малой Родине;

           - способствовать формированию коммуникативных навыков.

Оборудование: цветные карточки с изображением видов природы, исторических собы-

тий, памятников архитектуры, поэтов и писателей; фрагменты текстов из             художественной и публицистической литературы о большой и малой Родине;  диск с записью песен о Родине: «С чего начинается Родина?»    М. Матусовского, «Еду я на Родину…» Ю. Шевчука; компьютерная поддержка.

                                                     Ход урока

 Оргмомент. Учащиеся входят в класс. Звучит песня М. Матусовского в исполнении

М. Бернеса «С чего начинается Родина?»  

 Индукция. На столе – карточки с изображением природы, исторических событий, па

мятников архитектуры, портреты писателей, иллюстрации к их произведениям. Детям предлагается выбрать по одному изображению, которое соответствует их представлениям о Родине.

  Дети рассаживаются произвольно.

  Учитель: Для Михаила Матусовского Родина начинается с знакомства с первой книгой, с родных просторов, с запевки скворца. А с чего для вас начинается Родина? Почему вы

брали именно эти карточки? Имеет ли изображённое на карточке отношение к вашей Роди

не?

  Социализация. Ответы учащихся на вопросы индуктора.

 Деление на группы. С учётом содержания и тематики карточек дети делятся на группы

(«историки», « экологи», « архитекторы», «литераторы»).

  Деконструкция. Для каждой группы предлагаются одни и те же тексты о большой и ма

лой Родине.

          а) Каждый выбирает один из текстов и объясняет, как текст дополняет его предста

вления о Родине.

            б) Дети в группе обсуждают, какие один или два фрагмента они представят от груп

пы, которые лучше всего отражают их представление о Родине.

Тексты.

1.   Тому, кто родился в России, привык к российским просторам, тесно в других странах.

Не хватает русского раздолья. Недостаёт синевы родных рек и озёр. А главное – другая жизнь, другой язык, другие люди. Человек, которому приходится покидать место, где он

родился и жил, не сразу осознаёт потерю.

2.   Недаром на Руси родники живунами называли. Жизнь вокруг них была: люди шли за чистой и целебной водой, птицы летели.

      Вот и улицу нашу Родниковой назвали тоже не случайно. Наши предки нашли чистое зеркальце родников, рождающих реку Сетунь, построили здесь свои дома, а улицу так и назвали – Родниковая.

3.   Нам очень повезло: совсем рядом с посёлком есть лес. Красота его бесконечно разнообразна. Он зовёт могучим дыханием жизни. Дышит ароматом свежести. Он зовёт за собою под таинственные своды тенистых деревьев, расстилает нам под ноги пёстрые цветочные ковры, перекликается звонким щебетом птиц.

4.   Как мне жалко людей, про которых

      Говорят, что угрюмый их глаз

      Видит лишь водоёмы – в озёрах,

      А в лесу древесины запас;

      Кто не может с речушкой сдружиться,

      Не заплачет навзрыд с куликом,

      Кто не знает, как пахнет душица

      На поёмном лугу вечерком…

      Пей же всласть родниковую воду,

      Росной свежестью луга дыши.

      Кто не любит родную природу –

     Тот не знает народной души!

5.   Сейчас не каждый знает, что раньше Сетунь называлась Олешенькой: прежде по берегам речки росла чёрная ольха. Вот только почему её переименовали в Сетунь, никто не знает. Может, сетует она на плачевное своё состояние?

      Старожилы утверждают, что до Великой Отечественной войны по реке могли пройти грузовые баржи. Теперь в это с трудом верится.

6.   Самым известным не только у нас, а далеко за рубежом является посёлок писателей Переделкино, где жили и творили  Борис Пастернак, заставивший «весь мир плакать над красой земли» своей, Корней Иванович Чуковский, детский поэт, литературовед, критик и переводчик, дом-музей которого является бесценным памятником культуры. И Борис Пастернак, и К.И. Чуковский всегда ощущали себя русскими и по-настоящему любили свою землю.

7.   Родники на Руси почитали. За ними ухаживали, очищали от мусора. Нередко над ними устанавливали навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетённый из берёсты. А как же иначе? Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю. Через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это ладно выходит: родник, родина, народ.

8.   Посёлок Западный возник на месте села Орлово, которое на современных картах уже отсутствует. Это было древнее село: первое упоминание о нём относится к 1468 году. Принадлежало оно Чудову монастырю (он теперь тоже не существует), располагавшемуся тогда на территории Кремля.

      История посёлка Западный начинается с 1958 года, когда был вырыт первый котлован основания Западной водопроводной станции.

9.   О Россия!

      С нелёгкой судьбою страна…

      У меня ты, Россия,

      Как сердце, одна.

      Я и другу скажу,

      Я скажу и врагу –

      Без тебя,

      Как без сердца.

      Прожить не смогу…

                                      Ю. Друнина.

10.  Архитектуру недаром называют «застывшей, или безмолвной, музыкой». Когда мы любуемся прекрасными творениями зодчих, нас охватывает чувство восхищения и гордости за наших предков.

11.  На территории Переделкино есть обелиск с именами убитых Колычевых. Один из них, Фёдор Степанович Колычев, спасаясь от немилости Ивана Грозного, бежит в Соловецкий монастырь, принимает пострижение под именем Филиппа, а затем возвращается в Москву и, став митрополитом, выступает против опричнины преследования бояр, выступает за единую Русь. Опричникам удаётся внушить Ивану Грозному, что Филипп заодно с его врагами. Оклеветанный митрополит был заточён в темницу Тверского монастыря.

12.  Переделкинский  дом поэта Бориса Пастернака вполне можно считать своеобразным памятником архитектуры. Веранда его второго этажа напоминает корабль. Есть и башня, похожая на капитанский мостик. В ветреную погоду башня трещит и скрипит, перекликаясь с соснами.

      Теперь этот необычный по архитектуре дом – музей поэта.

13.  Природа Древней Руси была богаче нынешней природы. Дубравы росли по берегам многих рек, и такие, что из одного дуба русичи выдалбливали большой корабль и перевозили на нём людей, грузы.

      Сейчас таких дубрав почти не осталось. Птиц стало меньше. И зверей тоже. Значит, нам надо беречь природу. Беречь так, как берегли её наши предки: не брать у природы лишнего.

14.  «Каждый воевал думая о своём обжитом уголке, привычном с детства, и выходило, что всякая пядь земли имела своего защитника».

                                                                                     Е. Носов «Красное вино победы»

  Социализация. Ответы учащихся каждой группы на вопросы и задания деконструкции.

  Само-и социоконструкция.

  Учитель: Есть два понятия слова «Родина»: страна, в которой человек родился и гражда

нином которой он является, то есть большая Родина, и место, где мы родились, где живём,

где нам всё дорого, то есть малая Родина.

  Каждый учащийся распределяет все фрагменты-тексты на две группы: тексты о большой

Родине и тексты о малой Родине. После обсуждения в группах, сверив результаты выпол

ненной работы, фрагменты о большой Родине дети кладут на учительский стол.

  Из оставшихся фрагментов каждая группа выбирает только тот материал, который соот

ветствует её тематике.

 Самоконструкция. Каждый из учащихся должен продолжить предложенный ассоциатив

ный ряд из определений по своей теме.

  Например:

                  Природа – щедрая,…(чарующая, первозданная…)

   ___________________________________________________________________________                  

Родники           Реки                     поля                   луга                  леса

(живые)             (полноводные)  (бескрайние)     (заливные)    (дремучие)        

…………          ………………..   …………….       ………….     …………..

(чистые)            (быстрые)          (плодородные)  (росистые)    (тёмные)  

…………            ……………….    …………….     ………….     …………..

(звонкие)           (глубокие)         (раздольные)     (цветущие)   (девственные)    

………….             ……………..     …………….     ………….     ……………

(неиссякаемые) (рыбные)           (широкие)                               (густые)  

……………           …………….     …………….                          …………….

                 История  - прошлое, минувшее

 _____________________________________________________________________________

 (героическое, славное, боевое…)

 …………………………………………………………………………………….

                 Архитектура – памятники (соборы, храмы, здания…)

 _____________________________________________________________________________

( уникальные, подлинные, современные, старинные…)

 ………………………………………………………………………………………

                 Литература – писатели, поэты

  ____________________________________________________________________________

(талантливые, гениальные, известные, русские…)

   Посмотрите на выбранные вами картинки. Попробуйте словами нарисовать то, что дорого и важно для вашего понимания Родины.

Социализация. Отчёт учащихся о проделанной работе по самоконструкции (1-2 уч-ся от

каждой группы).

Социоконструкция. Обсуждение в группе получившихся определений с целью выбора лучших из них для записи на доске.

Социализация. Представители от каждой группы на доске записывают определения по своей теме. В процессе социализации каждая группа заполняет ещё и общий лист с ассо-

циативными рядами определений по всем темам (листы-схемы для этого раздать заранее).

Социоконструкция. Каждая группа в текстах по своей тематике подчёркивает ключевые

слова и словосочетания, относящиеся к теме, с которой группа работает.

Самоконструкция. Каждый учащийся, используя определения ассоциативного ряда и ключевые слова текста, должен написать мини-сочинение (3-4 предложения) на тему «С чего начинается Родина?» (для каждого из них).

 Социоконструкция. Обсуждение в группе результатов работы с целью выбора одной

работы, которая понравилась всем членам группы.

 Социализация. Представление каждой группой своего мини-сочинения.

 Разрыв. Детям предлагается прослушать фрагмент песни Ю. Шевчука о Родине-уродине.

  - С какой стороны ещё открывается нам Родина в песне барда?

 Социоконструкция. Социализация.                                                                                           

   а) Составить ассоциативный ряд к словам Родина- уродина (безобразная, уродливая, не-

красивая, лживая, продажная…). Привести примеры того уродливого, безобразного, что

окружает нас, - каждая группа по своей теме.

   б) Объяснить, от кого зависит, будет ли нам Родина мачехой, «уродиной»  или Родиной в истинном значении этого слова? Составить ассоциативный ряд к слову человек с учётом его отношения к Родине.

      Родина-мачеха                     Человек                           Родина-мать

__________________                 ___________                    ______________

     равнодушный                                                                    заботливый

     недальновидный                                                               мудрый

     бесчестный                                                                        благородный

     ненавидящий                                                                     любящий

     расточительный                                                                бережливый

     безнравственный                                                              нравственный

 в) Что же заставляет автора песни, несмотря на имеющееся в нашей действительности уродливое и безобразное, возвращаться на эту самую Родину и утверждать, что она ему

нравится? С какими чувствами вы сами возвращаетесь на Родину после разлуки с ней?

 Рефлексия. Продолжить слова песни Ю. Шевчука, дать свой вариант ответа тем, кто кри-

чит «Уродина!» (на разноцветных самоклеющихся листочках)

Еду я на Родину,

Пусть кричат – уродина,

А она мне нравится, потому что...............................................................................................

……………………………………………………………………………………………………………......

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Социализация. Учащиеся (2 -3 человека) читают свои работы, остальные приклеивают свои листочки с работами к веточкам нарисованного на плакате дерева, которое даст заме-

чательные плоды любви к нашей Родине.

Рефлексия.  Дети делятся своими впечатлениями от урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Домашнее задание будет творческим. Вы сами сформулируете для себя задание, определите формы, пути его выполнения. Выполнять работу вы можете ин-

дивидуально, можете объединиться в пары, в группы. Можно нарисовать любимые уголки природы, написать сочинение, стихи, подготовить фотовыставку по сегодняшней теме или

рассказать о музеях, в которых вы познакомились с историей своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Сочинение по картине Юона"

Презентация к уроку русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» содержит учебный материал, помогающий при подготовке учащихся к урок...

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

Урок русского языка "Сочинение-зарисовка"

Урок развития речи. Урок разработан по УМК В.В.Бабайцевой. К уроку предусмотрена презентация....

Презентация к уроку русского языка "Сочинение - описание по картине П,П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Пётр Петрович Кончаловский (1876 - 1956)…в цветах есть все, что существует в природе,только в более утонченных и сложныхформах, и в каждом цветке, а особеннов сирени или в букете полевых цветов,надо р...

Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс

Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией....

Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень"

Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень" Правда презентацию пришлось уменьшить, иначе не загружалась, но основное оставила....