Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе.
Тема: Повторение и обобщение материала разделов «Фонетика», «Орфоэпия» по УМК Львовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass_orfoepiya_fonetika.docx | 17.54 КБ |
alekseev._orda._kulikovo_pole.docx | 4.78 КБ |
domashnee_zadanie.docx | 11.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 «Г» классе 20.09.2013
Тема: Повторение и обобщение материала разделов «Фонетика», «Орфоэпия» по УМК Львовой.
Цели урока: - повторить основные сведения по разделам «Фонетика», «Орфоэпия»;
- закрепить навык выполнения фонетического разбора, умение отражать звуковой облик слова в фонетической транскрипции;
- проверить умения, сформированные в рамках изучения разделов «Фонетика», «Орфоэпия».
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к уроку по теме «Фонетика», «Орфоэпия».
Ход урока:
1.Оргмомент. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости – учителя школ нашего святого Белогорья. Поприветствуйте их, пожалуйста.
2. Постановка учащимися целей урока, определение темы урока.
- Ребята, нашим гостям наверняка будет интересно посмотреть не только этот урок, но и узнать о том, какие события произошли у нас в гимназии в течение этого времени.
Итак, давайте представим рубрику «В эфире – школьные новости»
Слайд №1 – выразительно прочитать текст, расставить ударение в выделенных словах
Ежегодно тринадцатого сентября наша гимназия отмечает день рождения Геннадия Мишенина – выпускника школы, трагически погибшего в Чечне. Герою войны была врученА медаль – орден Мужества (посмертно). Школьники и однополчане всегда звонЯт матери погибшего лейтенанта, но материнское сердце спустя и восемнадцать лет продолжает кровоточИть от горя… Линейка Памяти началАсь с Минуты Молчания. Вечная слава герою!
- Спасибо, ребята, вы справились с заданием. Тема подвига во все времена остаётся актуальной – и в XXI веке, и в веке XIV. Именно завтра в нашей стране будет отмечаться День Воинской Славы России – день победы русских полков в Куликовской битве. К теме подвига на поле брани мы ещё обратимся. А сейчас предлагаю вернуться к нашей рубрике –
- Какое задание было предложено вам? ( Расставить ударение в словах)
- Ребята, какая наука изучает нормы ударения в словах? ( Орфоэпия)
- Скажите, так какова же будет тема этого урока? (Ученики называют тему урока)
Слайд №2 – Правильно, откройте тетради и запишите число и тему урока.
- Ребята, чем сегодня на уроке каждый из вас хотел бы заняться? Какие цели и задачи вы ставите перед собой? (В ходе ответов слайд №3)
3. Проверка домашнего задания по разделам «Фонетика», «Орфоэпия»
Игра «Почемучки» - Сейчас я предлагаю каждому из вас побыть юными почемучками. Разделитесь на три группы и задайте теоретические вопросы по темам разделов другим командам. (Таким образом повторяем теоретический материал разделов)
- Спасибо, мои почемучки! Вы хорошо подготовили домашнее задание, нашли интересные вопросы по темам раздела. Так для чего же в учебнике 5 класса нам встретились эти разделы – Фонетика и Орфоэпия?
4. Работа в группах. Игра «Кто быстрее»
- Итак, работа в группах продолжается. Сейчас я посмотрю, какая из групп быстрее справится с предложенным заданием.
Слайд № 4 – Распределите слова – 1 группа выписывает слова с ударением на 1 слоге,
2 группа – слова с ударением на 2 слоге,
3 группа – слова с ударением на 3 слоге:
КрасИвее, каталОг, баловАть, бАнты, свЁкла, договОр, заржАветь, звонИт. партЕр, слУчай, столЯр, украИнский, щавЕль, мЕльком.
- Молодцы, справились с заданием на отлично! Что характерно для ударения в русском языке? (делают вывод о том, что ударение в русском языке подвижное, разноместное)
5. Постановка проблемной ситуации.
- Ребята, скажите, по какому принципу вы выписывали слова каждой из групп? (Делили на слоги и расставляли ударение)
- А я полагаю, что деление слова на слоги и деление слова для переноса – это одно и то же. Правильно ли я думаю?
6. Физкультминутка.
- Ребята, прошло достаточно времени с начала урока, мы все немного устали, предлагаю минутку отдыха
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два,
Думай, думай голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!
6. Работа с текстом Сергея Петровича Алексеева.
- Итак, в начале урока мы говорили о том, что в жизни всегда есть место подвигу – в любое время, в любые века… Сегодня я хочу познакомить вас с отрывком из повести «Орда. Куликово поле» русского писателя, автора многих книг, посвящённых истории России, Сергея Петровича Алексеева. (У каждого ученика текст повести с заданиями, одному ученику даётся индивидуальное задание, аналогичное основному).
7. Итоги урока.
- Мы закончили изучение двух разделов «Фонетика» и «Орфоэпия».
- Скажите, для чего же нужно изучать эти разделы? Как пригодятся эти науки нам в жизни? Подведите итог изучению этих разделов лингвистики.
8. Итоги работы класса. Реализация домашнего задания. (Слайд № 5)
9. Слово учителя.
-Наш урок подошёл к концу. Я довольна вашей работой. Надеюсь, что и для вас урок не прошёл даром и вы сделали определённые выводы. Чтобы правильно произносить слова, нужно помнить о нормах ударения. Память, ребята, - удивительная вещь.. Мы должны не забывать изученное в школе, чтобы быть грамотными людьми. Мы должны помнить нашу историю и чтить подвиг воинов, отдавших свои жизни за нас и на грозном поле Куликовом, и в мятежной Чечне, и в любой другой точке Земли. Мы должны всё помнить, ребята. Чтобы жить. Спасибо! Урок закончен.
Предварительный просмотр:
1.Ударили мечи о мечи. 2.Боевые топоры сошлись с топорами. 3.Устремились к щитам и кольчугам пики. 4.Запели смертельную песню стрелы.
5.Перемешались конные, пешие. 6.Невелико по размерам Куликово поле. 7.Лошадям развернуться трудно. 8.Бойцам размахнуться трудно.9. Рубят, колют, давят люди друг друга.10. Крики, стоны идут по полю.
11.Два часа прошло в равном бою. 12.Лишь на земле людские тела, как снопы, валялись.
13.От страшного удара свалился и ратник Роман Узда. 14.Промелькнуло в памяти детство, родители, речка родная Клязьма. 15.Закрылись глаза Романа.16. Приготовилась душа отлететь от тела.
17.И вдруг… 21.Показалось Роману, что кто-то в небе прокричал над его головой. 18.Приоткрыл глаза Роман.19. Прямо над ним пролетала большая белая птица. 20. Так это же лебедь – понял ратник.
21.-Вставай!- прокричала Роману птица.
- Озаглавьте текст.
-Определите тему текста.
-Определите основную мысль текста.
-Выпишите из текста слова, в которых звуков больше, чем букв. Докажите правильность выбора.
-Выпишите из текста слова, в которых количество букв больше, чем звуков. Обоснуйте свою точку зрения.
-Выпишите слова, в которых происходит оглушение согласных звуков. От чего зависит произношение согласных в этих словах?
-Выполните фонетический разбор слова родная.
-Сделайте фонетическую транскрипцию предложения От страшного удара свалился и ратник Роман Узда. Какие звуки повторяются в предложении? С какой целью автор использует такой приём?
Предварительный просмотр:
Домашнее задание
1.Обязательный минимум – повторить материал разделов «Фонетика» и «Орфоэпия»;
упр. №59 (письменно по заданию), упражнение №63 (устно).
2. Тренировочный уровень – записать слова, начинающиеся с буквы Й, и слова,
начинающиеся с [Й]. Каких слов в русском языке окажется
больше?
3. Творческое задание – напишите сочинение на тему «Мы помним их подвиг!»,
используя слова из словаря «Говорите правильно».
Домашнее задание
1.Обязательный минимум – повторить материал разделов «Фонетика» и «Орфоэпия»;
упр. №59 (письменно по заданию), упражнение №63 (устно).
2. Тренировочный уровень – записать слова, начинающиеся с буквы Й, и слова,
начинающиеся с [Й]. Каких слов в русском языке окажется
больше?
3. Творческое задание – напишите сочинение на тему «Мы помним их подвиг!»,
используя слова из словаря «Говорите правильно».
Домашнее задание
1.Обязательный минимум – повторить материал разделов «Фонетика» и «Орфоэпия»;
упр. №59 (письменно по заданию), упражнение №63 (устно).
2. Тренировочный уровень – записать слова, начинающиеся с буквы Й, и слова,
начинающиеся с [Й]. Каких слов в русском языке окажется
больше?
3. Творческое задание – напишите сочинение на тему «Мы помним их подвиг!»,
используя слова из словаря «Говорите правильно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...