"Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Тема урока: обобщение и систематизация сведений по теме: «Наречие». Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма урока: путешествие по городу «Наречие». Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. Цель урока: -повторения и закрепления темы: «Наречие»; -отработки орфографических и пунктуационных умений и навыков; -развития и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; -развития логического мышления; -воспитания интереса к родному языку. Оборудование: 1. Презентация 2. Сценка «Рецепт» 3. Ученики-экскурсоводы на каждое правило. 4. Слова Ломоносова и Буслаева о наречии. 5. Творческие домашние задания. 6. Карточки для заданий. 7. Текст с домашним задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_narechie.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: обобщение и систематизация сведений по теме: «Наречие».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: путешествие по городу «Наречие».
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Цель урока:
-повторения и закрепления темы: «Наречие»;
-отработки орфографических и пунктуационных умений и навыков;
-развития и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-развития логического мышления;
-воспитания интереса к родному языку.
Оборудование:
- Презентация
- Сценка «Рецепт»
- Ученики-экскурсоводы на каждое правило.
4. Слова Ломоносова и Буслаева о наречии.
- Творческие домашние задания.
- Карточки для заданий.
- Текст с домашним заданием
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Проверьте еще раз, все ли у вас готово к уроку, сосредоточьтесь, соберитесь. Урок сегодня у нас необычный – мы отправимся в путешествие по городу. Его нет на географической карте, но он существует в стране «Морфология».
Как называется этот город, угадать нам поможет госпожа Подсказка.
Семь вопросов – просто чудо!
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
Учитель: В каком городе жители отвечают на эти вопросы? Конечно, в городе «Наречие». Итак, как вы думаете, что нам предстоит сделать за урок?
Мы должны закрепить все, что знаем о наречии, повторить наиболее трудные орфограммы, изученные в теме. А еще очень важно уметь употреблять наречия, ведь они делают нашу речь более выразительной, помогают конкретизировать действия.
Одна из творческих групп, готовясь к уроку, провела небольшую исследовательскую работу по употреблению наречий. Их выступление будет нашим ключиком, который поможет нам войти в город. Предоставим им слово.
Вика Ученик: Наречие – развивающаяся часть речи, и роль наречий в языке очень велика. Без них, как и без прилагательных, наша речь теряет конкретность, образность. Мы провели исследовательскую работу на тему: «Использование наречий в художественных произведениях». Вот что мы получили. В произведении« …» ___________ мы насчитали ___ наречий: ____________________________ и другие. В основном это наречия места и образа действия.
Света Ученик: В произведении___________ « _________» - _______ наречий. Это ________________________________и так далее. Как видим, это наречия образа действия.
У ____________в рассказе «____________» во вступлении уже____ наречий. Писатель использует не только наречия образа действия, но и времени, причины и цели.
Диана Ученик: В 7сочинениях учащихся 7-ых классов нам встретились такие наречия, как долго, здесь, поначалу, по-моему. Всего по 12 наречий, и почти все они образа действия. Таким образом, мы пришли к выводу, что ребята не так часто употребляют наречия, а иногда допускают ошибки в употреблении.
Сценка «Рецепт». Ваня, Алёша
Действующие лица: врач, ученик (сидят за столом, перед ними таблички: врач, ученик).
Врач: В каком классе ты учишься?
Ученик: В седьмом «Бы».
Врач: «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
Ученик: Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
Врач: Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
Ученик: Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
Врач: Нормально…В пух и прах хвалит…Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам.
Врач дает ученику учебник.
Учитель: Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали?
Ученики отвечают:
нельзя часто употреблять слово «нормально», можно сказать: хорошо, замечательно, неплохо;
нельзя говорить ужасно весело и жутко дружно, потому что наречия «ужасно и жутко» употребляются, когда говорят о чем-то или о ком-то отрицательно.
в пух и прах хвалить нельзя, в пух и прах можно ругать, громить.
Какой же вывод мы сделаем из всего услышанного? Наш урок очень важен.
Итак, мы отправляемся в путешествие.
Как настоящие путешественники укажем, когда и откуда мы начали путешествие, куда отправились, где побывали, и как мы это делали.
Откройте свои путевые дневники(тетради) и сделайте первую запись:
Десятое апреля.
Классная работа.
Повторение темы: «Наречие».
Обратите внимание, на ваших столах есть задания, которые мы должны выполнить за время путешествия, и, конечно, карта-схема нашего города будет вашим компасом, чтобы не сбиться с курса.
Слайд №1. Карта-схема.
Вот они улицы и переулки, парки и скверы, площади и стадионы. Главная достопримечательность – старый замок и волшебная поляна, на которой любят отдыхать жители города и его гости. Здесь вас ждет сюрприз. Обратите внимание, все улицы ведут к этой поляне, и мы тоже отправимся туда.
История данной части речи интересна. Известно, что наречия на – О –Е стали формироваться в середине 19 века. Процесс их формирования не прекращается и по сей день. Одни устаревают, в других происходят изменения. Что говорили о наречии ученые?
1 ученик: М.В.Ломоносов в «Российской грамматике» писал, что «наречия, которые принимают уравнения, суть по большей части имена прилагательные в среднем роде и неправедно к оной части речи причитаются».
2 ученик: Ф.И.Буслаев в «Исторической грамматике» и работе «О преподавании отечественного языка» о наречии отзывался так: «Наречие не есть особая часть речи; это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением».
Учитель: А что вы знаете о наречии?
-Назовите смысловые группы наречий.
Ученики отвечают.
Учитель: В путешествии нам нужны экскурсоводы, ребята, которые будут помогать. (Учитель называет учеников-экскурсоводов)
Итак, в путь.
Слайд №2. Площадь сравнения наречий.
Учитель: Мы на площади сравнения наречий.
Денис Экскурсовод рассказывает правило «Степени сравнения наречий».
Учитель: уверенно, громко, хорошо. Образовать степени сравнения наречий. Ученики образуют все степени сравнения наречий (на компьютере ответы): уверенно - увереннее, более уверенно, всех увереннее
Громко – громче, более громко, всех громче
Хорошо – лучше, более хорошо, всех лучше.(слова на доске)
Учитель: Все, кто побывал на этой площади, шли уверенно, отвечали громко, с заданиями справлялись хорошо. А как вы будете вести себя здесь?
Слайд №3. Улица Не с наречиями на –о -е.
Учитель: Идем дальше. А это улица Не с наречиями на О-Е.
Вот они сидят на лавочке, кто-то рядышком, кто-то с друзьями, а кто-то один. Почему?
Вика Экскурсовод: Потому что Не с наречиями пишутся слитно и раздельно. Рассказывает правило слитного и раздельного написания Не с наречиями.
Учитель. Итак, орфографический диктант. Определить, слитное и раздельное написание наречий. «Неумело; нелепо; несильно; невысоко; невежливо; не крепко, а слабо; неглубоко; небрежно; вовсе неинтересно; не высоко, а низко.
Графический диктант выполняется на отдельных листах. Код на компьютере. Взаимопроверка.
Оценки тем, кто работал у доски и нескольким ученикам на листочках.
- На Таганае чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.
- А по почте полевой не быстрей идут, не тише письма в Златоуст родной.
- А из-за Круглицы-горы выходит солнышко несмело.
- Спокойна летом речка Ай, бесшумно и неторопливо бегут ее воды.
- Незаметно зажглась и тихо стала разгораться в небе алая полоска зари.
- Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
- День выдался не по-летнему холодный, впрочем, как это часто бывает в Златоусте.
- Идти, хоть и в темноте, по знакомой улице было ничуть не страшно, потому что это моя родная улица Аносова.
Код: 1-; 2-; 3+; 4+; 5+; 6-; 7-; 8-. Оценка 0-«5», 1-2-«4»,3-4 –«3»
Слайд №4. Переулок –Н-
Учитель: В переулке –Н- наречиям живется тяжело. Почему?
Алёша Экскурсовод: Потому что буква Н – хитрая и коварная. Она может быть одна в слове, и ее может быть две.
Рассказывает правило –Н- и –НН- в суффиксах наречий.
Учитель: Посмотрим, от кого эта буква не спрячется, кто ее сможет поймать?
Учащиеся выполняют следующее задание:
эстафета «Кто быстрей» ( на листочке вставить -н- или -нн-).
Проверяет экскурсовод и ученик-помощник. Слова, в которых допущены ошибки записать на доске и в тетради, объясняет экскурсовод.
Бежать уверенно,
говорил странно,
рассказывал интересно,
действовал убежденно,
стоит изолированно,
вставал поздно,
рисковать оправданно,
посмотреть огорченно,
смотреть рассеянно.
Слайд №5. Парк суффиксов наречий.
Учитель: Переулок – Н – выходит в парк суффиксов наречий. Здесь гуляют наречия с суффиксами О-А со своими личными телохранителями.
Света Экскурсовод рассказывает правило о написании суффиксов –О –А в наречиях.
Учитель: А вообще-то эти наречия веселые, они любят играть, веселиться. Давайте с ними поиграем в «Почемучку».
Ребята, соберите слова с этими частями слова (красные карточки – приставки, жёлтые – корни, зелёные – суффиксы)
Распечатать
Части слов для карточек: приставки: из-, до-, с-, в-, на-, за-, корни: -сух-, -чист- -лев-, -давн-, -прав-, -долг-; суффиксы: -о, -а. (Издавна, досуха, дочиста, слева, справа, насухо, начисто, налево, направо, надолго, задолго, влево, вправо).
Физзарядка
Слайд №6. Река.
Учитель: А вот и шипящая речка, а на том берегу наша волшебная поляна. Через эту речку можно перебраться тремя путями: через мостик, переплыть на лодке и перейти вброд. Какое правило нам в этом поможет? ( ь знак после шипящих, буква о-е- на конце шипящих)
Денис Экскурсовод рассказывает правило Ь знак после шипящих.
Сергей Экскурсовод рассказывает правило о-е после шипящих
Дифференцированные задания:
Первая группа идет по мосту (1 уровень)
- нужно береч_ (глагол)
- воздух свеж_ (кр. прил)
- радость встреч_ (сущ. Р.п., мн. ч.)
- открыть настеж_ (наречие, исключение)
- голос чарующ_ (кр.прил.)
- ждать невтерпеж_ (наречие на - Ж)
- сумел увлеч_ся (глагол)
- выйти замуж_ (наречие на –Ж)
- мчался вскач_ (наречие на –Ч)
- ударить наотмаш_ (наречие на –Ш)
- правильно умнож_ (глагол)
- лес шел сплош_ (наречие на –Ш)
Вторая группа плывет на лодке (2 уровень) Слова те же самые, но в скобках ничего не указано.
Третья группа идет вброд (3 уровень)
Ребята будут разгадывать кроссворд. Определите из группы слов наречие, выпишите в тетрадь. Проверка по компьютеру (ребята называют ответы, появляется правильный ответ в кроссворде).
Слайд №7
«Разгадай кроссворд».
Цель: проверить умение отличать наречие от других частей речи.
1.проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;
2.замуж, тягач, задач, могуч;
3.прочь, страж, тягуч, льешь;
4.наследуешь, перережьте, заискивающе, невтерпеж;
5.училищ, вскачь, толочь, помощь;
6.молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;
7.настежь, передач, блестящ, бородач.
Слайд №8 Волшебная поляна и Старинный замок.
Учитель: Поздравляю вас, ребята! Мы дошли до нашей заветной поляны. А это что за старинный замок? Давайте заглянем туда.
Оказывается, мы попали в ловушку.
Уважаемый экскурсовод, подскажите, как нам отсюда выбраться?
Наташа Экскурсовод: Это замок слитного, раздельного и дефисного написания наречий, а выйти мы сможем только тогда, когда расставим наречия по порядку. Рассказывает правило.
Класс выполняет задание: расставить наречия в три столбика.
1ряд слитно 2ряд раздельно 3ряд через дефис
Влево на боковою точь-в-точь
Вскачь в сердцах когда-то
Издалека на днях видимо-невидимо
Вверх на дом давным-давно
Исподлобья бок о бок писать по-русски
Вмиг в обтяжку светит по-весеннему
Врассыпную как-нибудь
Исподтишка
Впоследствии
(Проверка по компьютеру, читает учитель)
Слайд №9. Финиш. Молодцы!
Учитель: Ну что ж, я вас поздравляю, вы справились. Осталось только подвести итоги и проверить задание, которое выполняли наши творческие группы к сегодняшнему уроку. И это тот сюрприз, который я вам обещала
Дифференцированное задание (групповое)
Первая группа читает материал «Из истории наречий» Учащиеся записывают слова в тетрадь.(Слова на карточках)
Из истории образования наречий.
Образование наречий «пешком» и «мельком».
В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» ( в значении «пешеход») и «мельк» (в значении «миг», «мгновение»). Эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на свих ногах», а «мельком» - на «короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс – ом.
Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нем корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нем корень мельк- и суффикс –ом.
Наречие «сегодня» образовалось из местоимения «сего» (сей – этот) и имени существительного дня (день). Сегодня – значит этого дня.
Наречие завтра произошло в результате слияния предлога за и существительного утро. Не так давно, лет 200 тому назад, так и говорили,
заутра, т.е. на следующий день, после утра. Вспомните слова из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»: «…Были все готовы заутра бой затеять новый».
Наречие вдребезги образовалось от существительного дребезг – осколок, черепок при помощи приставки в-.
Наречие настежь произошло от существительного стеж – крюк, столб, буквально «на деревянном крюке», т.е. «открыто».Обратите внимание, что существительное стеж мужского рода и Ь знак на конце не пишется, а в наречии настежь после Ж Ь знак пишется, потому что это исключение.
Чересчур – значит чрезмерно, перейти все границы. Это слово – след верования славян в мифическое существо Чур, или Щур, которое якобы охраняло домашний очаг и земельные владения человека. Перейти через границу владений, межу значило перейти через Чур. Объясните, почему через Чур через пишется буква З, а чересчур – пишется буква С?
Третья группа показывает шуточные иллюстрации, объясняющие смысл некоторых наречий.
Учитель: Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы повторили очень сложную часть речи в разделе «Морфология» - наречие. Вы отлично подготовились, получили много хороших отметок, а сейчас запишем домашнее задание.
- Подготовиться к контрольной работе по теме.
- Выполнить следующую письменную работу. Перед вами листы с текстом и заданием.
Вторая группа читает сказку о наречиях.
Автор: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, который танцевал, пел, считал. Но ему было скучно, так как он хотел умело танцевать, великолепно петь, быстро считать. Загоревал король и позвал своих верных слуг: причастие и прилагательное.
Король: Эй, слуги!
Автор: Прибежали слуги, полонились.
Слуга: Чего изволите, ваше величество?
Король: Я старый, одинокий Глагол. Я умею делать все на свете, но не имею признака действия. Поэтому повелеваю вам отправиться в тридевятое царство к Наречию и просить его стать моим союзником.
Слуга: Будет исполнено, ваше величество!
Автор: Долго они ехали, плыли, шли и попали, наконец, в царство Наречия. А Наречием оказалась прекрасная девица.
Слуга: Здравствуй, уважаемая Наречие.
Наречие: Приветствую вас, посыльные.
Слуга: Нашему королю скучно стало выполнять просто действия, он хочет, чтобы у него были признаки, и он просил вас стать своим союзником.
Наречие: Скажите королю, что я согласна.
Слуга: Благодарим тебя, Наречие.
Автор: Долго ли, коротко ли, вот приехало Наречие в замок к королю. Как увидел король Наречие и сразу влюбился. Сыграли они свадьбу и стали жить-поживать да добра наживать. С тех пор наречие и обозначает признак действия.
Проделки наречий.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были части речи. Были у них свои владения, свои законы, и жили они, не тужили.
Но вдруг части речи стали замечать, что слова куда-то исчезают. Решили они по очереди в дозор ходить. Первым пошло прилагательное хороший. Не успели они оглянуться, а вместо него новое слово идет, песенки напевает. Хорошо!
Следующим пошло существительное верх. Глядь, а вместо него уже целая группа новых слов идет: вверх, наверх, вверху, кверху и даже верхом на коне скачет.
«Кто же этот злодей?»- спрашивают части речи. И слышат в ответ: «Появилось в нашем царстве-государстве чудо невиданное, называет себя «Наречием»и грозится со всеми расправиться».
А Наречие добралось и до числительных и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать – вскачь и на скаку, из догонять – вдогонку, из обнимать – в обнимку. Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена с предлогами. Поди разберись, когда как писать – слитно или раздельно. А то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому – через черточку. Вот и приходится все время
быть настороже, чтобы не ошибиться. И решили части речи не воевать с наречием, а дружить.
Слайд №9. Текст с домашним заданием.
Прочитаем его.
Все живое в природе (не)удержимо стремится к об…единению. Только (в)месте, только (по)настоящему веря друг в друга, можно добиться счастья. (В)двоем легче перен…сить трудности дальнего пути, проще согре(т, ть)ся в (не)нас…ную погоду. (Со)обща веселее ж…ве(т, ть)ся на свете, ведь (в)одиночку любая беда (не)жданно-(не)гаданно превр…щае(т, ть)ся в трагедию. (Чуть) чуть пр…смотритесь к окружающему миру, и вы (по)всюду найдете друзей.
Задание:
- Докажите, что это текст.
- Докажите, что это рассуждение. Найдите тезис, аргументы, вывод.
- Найдите наречия и ответьте на вопрос: «Для чего используются здесь наречия?»
-Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, подчеркните наречия как члены предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...
Степени сравнения наречий, их образование. Распознавание морфологических омонимов: прилагательных, наречий, слов состояния. Морфологический разбор наречия
Маршрутный лист дистанционного урока...
Словообразование наречий. Словообразовательный разбор наречий. Урок-практикум по теме «Словообразование наречий»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий Различение наречий и созвучных им сочетаний других частей речи с предлогами
Маршрутный лист дистанционного урока...
Правописание не с наречиями на –о(-е) . Слитное и раздельное написание не с наречиями–о(-е) Правописание не и ни в отрицательных наречиях.
Маршрутный лист дистанционного урока...