Урок русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок представлен по филологическому направлению. Урок русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение» является результатом проектирования учебного занятия в соответствии с системно- деятельностным подходом, который является методологической основой ФГОС нового поколения.
Урок построен на технологии проблемного диалога, что соответствует развивающему обучению.
Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.
Для актуализации знаний организовала работу с детьми, разделив их на пары. Предложенное каждой паре задание, способствовало не только закреплению и применению знаний на практике, но и проявило организаторские способности детей.
Постановка познавательных задач перед учащимися прошла в виде проблемного диалога и путешествия по стране Синтаксис на волшебном паровозе. Дети работали в парах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.
Изложение новых знаний не давалось в готовом виде, детям было предложено самим дать вспомнить отличительные черты простого предложения от сложного и сформулировать тему урока.
Закрепление учебного материала носило исследовательский характер, предложила подумать, какую задачу мы должны решить. В ходе эвристической беседы, дети пришли к выводу, что простые предложения в составе сложного могут связываться при помощи союзов- союзные предложения, при помощи лишь интонации- бессоюзные предложения, назвали виды сложных предложений, схемы….
Самостоятельная работа проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления. Анализируя изученный материал, дети сделали обобщение по теме «Сложное предложение», составив кластер.
На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний).
Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. ( в парах задания давались всем разные в зависимости от уровня индивидуальных способностей уч-ся)
Использовала различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).
В учебном материале присутствовали внутрипредметные и межпредметные связи, которые имели педагогическую целесообразность. Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:
- проведена физминутка;
- чередование письменных и устных заданий;
План урока выполнен полностью; урок деятельностных и содержательных целей достиг, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.
Оценили себя учащиеся сами объективно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_slozhnoe_predlozhenie.docx | 75.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Тема: Сложное предложение
УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов
Класс: 5
Цели:
- деятельностные:
- выработать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- формировать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
- воспитывать правильное отношение к труду, учёбе, бережное и внимательное отношение к языку.
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать социально активную личность, мобильную и адаптивную, способную находить правильное решение, видеть свои ошибки и исправлять их;
- содержательные:
- познакомить учащихся с понятиями «сложное предложение», «типы сложных предложений»;
- ввести в активный словарь понятия "бессоюзное, союзное, сложносочиненное, сложноподчиненное предложение»;
- научить ставить запятые в сложном предложении;
№ п/п | Этапы урока | Цель (каждого этапа) | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД и способы деятельности |
1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности сл.1 Слайд № Слайд № Города «Сложное предложение» Слайд № | 1.Эмоциональный настрой учащихся на учебную деятельность Актуализировать опыт учащихся, подготовить к восприятию нового материала, создать ситуацию успеха Элементы исследовательской дея-ти | Настраивает учеников на учебную деятельность Вот книжки на столе, а вот- тетрадки, А какие правила работы в группе вы должны соблюдать? - Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Синтаксис- одной из самых красивых и богатых стран в мире, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показывать свои знания и умения. А что мы изучаем в синтаксисе? - А с какой страной он граничит? - Что изучает пунктуация? Перед вами на столе оценочные листы, в которые вы сами будете ставить себе оценки и рабочие листы, в которых вы будите работать. Запишем число, кл.работа
В м_розном воздухе кружились сн_жинки. В м_розном воздухе кружились сн_жинки, и дети радовались приходу з_мы Как называется первое предложение по количеству предикативных основ? А второе, как вы думаете? - Итак, мы изучили город «Простое предложение», а теперь перед нами город « Сложное предложение» -Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений. - Давайте сформулируем цель урока, опираясь на его тему и используя также опорные слова, написанные на дслайде 1) Познакомиться с понятиями ... (« Сложное предложение»), и ... ( « типы сложных предложений»);; 3) Учиться видеть при помощи чего …. (они соединяются)
| Слушают и психологически готовят себя к работе важно помнить, что не только самому нужно выполнить задание, но и помочь своему товарищу. Потому что значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы, который приведет к успеху всего класса. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения. С пунктуацией. ( Пунктуация изучает знаки препинания и правила их постановки.) (Тексты в рабочих листах у каждого ребенка) Во втором предложении - две грамматические основы. Простое Сложное (Тема сегодняшнего урока — «Сложное предложения). Формулируют цель совместно с учителем. | Р: планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией Л: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. П: выполняют учебно -познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации , устанавливают причинно-следственные связи; анализ объектов; классификация по заданным критериям; использование схем для решения задач; осознают познавательную задачу. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. К: умение формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. |
2. | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Слайд № | 4.Исследовательская работа по группам 5. Итогом исследовательской деятельности является составление кластера | 1.Предлагает учащимся самостоятельно изучить тему урока исходя из поставленных целей. (проблем) Для этого детям раздается дополнительный материал для изучения (Приложение 1). 1 группе- Признаки сложного предложения. (Из чего состоит? Чем отличается от простого?) 2 группе- Средства связи (Как соединены между собой части сложного предложения?) 3 группе – Знаки препинания. ( Чем разделяются?)схемы 4 группе –Виды сложного предложения. (Какие бывают сложные предложения?) | Время для работы в группах – 5минут, после этого каждая группа выходит и делает вывод. Материал задания дублируется на слайде. | Л: развитие познавательных интересов; формирование границ собственного знания и «незнания» П: анализ объектов; использование схем для решения задач; выдвижение гипотез (предположений); доказательство; формулирование проблемы Р: принимать и сохранять учебную задачу К: умение формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание |
Каждая группа выходит к магнитной доске и после вывода прикрепляет материал |
3. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Слайд № Слайд № Слайд № | Учитель. А сейчас проведем небольшой эксперимент. Определите тип предложения. Составьте их схемы.
Проверка по образцу.
Ключ для самооценки. Нет ошибок – «5» - 3 балла 1-2 ошибки – «4» - 2 балла 3 ошибки – «3» - 1 балл Более трех ошибок – «2» - 0 баллов | Работают в рабочих листах.. | Личностные : имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. | |
Слайд № Физминутка | Слайд № | Составьте из двух простых - ССП, СПП и БСП (задание выполняется по вариантам): 1 вар. Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось. 2 вар. Стояли ясные дни. Птицы готовились к отлету. Проверка по образцу. 1 вар. Ночью поднялся сильный ветер, и море разбушевалось. – ССП. Когда поднялся сильный ветер, море разбушевалось. – СПП. Ночью поднялся сильный ветер, море разбушевалось. – БСП. 2 вар. Стояли ясные дни, но птицы готовились к отлету.- ССП. Когда стояли ясные дни, птицы готовились к отлету. - СПП Стояли ясные дни, птицы готовились к отлету. - БСП Ключ для самооценки. Нет ошибок – «5» - 3 балла 1-2 ошибки – «4» - 2 балла 3 ошибки – «3» - 1 балл Более трех ошибок – «2» - 0 баллов | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. | ||
Игра «Определи предложение по структуре». ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).
| Восп.момент:
| Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | |||
Сформулируй задание Слайд № | Продолжим наш разговор о сложном предложении Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными). Составляем и дописываем.
| ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными). Повторяют типы предложений. Оценка словесная учителя. | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | ||
Проверочная работа Слайд № Слайд № Слайд № | 1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения. Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада. 2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения. Всю ночь зима вязала, (1)плела кружевные узоры, (2)чтобы принарядились деревья. 3.Укажите верную характеристику предложения . Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.
Проверка по образцу.
Ключ для самооценки. Нет ошибок – «5» - 3 балла 1-2 ошибки – «4» - 2 балла 3 ошибки – «3» - 1 балл Более трех ошибок – «2» - 0 баллов | Работают в рабочих тетрадях | Личностные: понимают значение знаний для человека. | ||
4. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Слайд № Слайд № Слайд № | Оценить уровень усвоения материала, определить затруднения | Пишут номера заданий и цифру правильного ответа. Тест. I. Выбрать верное определение сложного предложения.
II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.
III. Выбрать схему сложного предложения.
Ключ для проверки:
Ключ для самооценки Нет ошибок – «5» - 3 балла 1-ошибка – «4» - 2 балла 2 ошибки – «3» - 1 балл 3 и более ошибок – «2» - 0 баллов | Работают самостоятельно в рабочих листах Проверяют себя (сверяют свой результат с заданным эталоном) | Л: формирование границ знания и «незнания» П: анализ объектов; использование схем для решения задач; выдвижение гипотез (предположений) Р: осуществлять самоконтроль; вносить необходимые коррективы в в действие после его завершения К: строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
5. | Этап включения в систему знаний и повторения. Слайд № Слайд № Слайд № | Применить знания в новой ситуации | Создаёт условия для проявления самостоятельной активности учащихся Задание: «Графический диктант»
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по образцу, поставьте оценку: Проверка по образцу.
Ключ для самооценки. Нет ошибок – «5» - 3 балла 1-ошибки – «4» - 2 балла 2 ошибки – «3» - 1 балл Более трех ошибок – «2» - 0 баллов | Материал распечатан на карточках в рабочих листах Взаимопроверка, оценивание | Личностные: понимают значение знаний для человека. |
6. | Этап рефлексии учебной деятельности. Слайд № Слайд № Слайд № | Проанализировать деятельность на уроке | Организует рефлексию Учитель уточняет, достиг ли цели каждый ученик 1) Познакомиться с понятиями ... (« Сложное предложение»), и ... ( «типы сложных предложений»);; Даёт дифференцированное домашнее задание:
Организует самооценку результатов учащихся. Оценка за урок: - Эксперимент – максимум 3 балла - Составление предложений – максимум 3 балла - Проверочная работа- максимум 3 балла - Тест - максимум 3 балла - Нахождение простых и сложных предложений - максимум 3 балла
Ключ к оценке: 15-14 баллов – «5» 13-12 баллов – «4» 11-10 баллов – «3» | Соотносят цель и результат своей учебной деятельности. Узнали о …. Научились …. Пополнили…. Учащиеся осуществляют самооценку. | Л: формирование картины мира Р: адекватно воспринимать оценку К: строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; умение задавать вопросы |
1 пара
ПРОБЛЕМА: Вам нужно определить Признаки сложного предложения.
Для этого:
- Выделите предикативную основу в предложениях:
- Поредел над сопками туман.
- Солнце светило ярко, и Наташа пошла на улицу.
- Прочитайте новые сведения из учебника §46 на стр. 107
- В ходе исследования вы должны дать ответы на вопросы:
- Что такое сложное предложение?
- Из чего состоит сложное предложение?
- Чем отличается сложное предложение от простого?
2 пара.
ПРОБЛЕМА: Вам нужно определить как соединены между собой части сложного предложения?
Для этого:
- Выделите предикативную основу в предложениях:
- Опустел сад, осыпались листья.
- Опустел сад, и осыпались листья.
- Когда осыпались листья, опустел сад.
- Прочитайте сведения из учебника §46 на стр. 108
Для самостоятельного изучения:
Простые предложения соединяются в сложное при помощи интонации. Такое предложение называется бессоюзным.
Простые предложения, соединенные при помощи союзов называются союзными.
Союзы – и, а, но - сочинительные
Союзы – что, чтобы, потому что, где, когда– подчинительные.
- В ходе исследования вы должны дать ответы на вопросы:
- Как и при помощи чего соединяются простые предложения в составе сложного?
- Как называются такие предложения?
ВЫВОД
4 пара
ПРОБЛЕМА: Вам нужно определить какие знаки препинания ставятся в сложном предложении, составить схемы предложений.
Для этого:
- Выделите предикативную основу в предложениях и составьте их схемы:
- Опустел сад, осыпались листья._______________________________________________________________
- Опустел сад, и осыпались листья.______________________________________________________________
- Когда осыпались листья, опустел сад.___________________________________________________________
Для повторения:
[ ] – схема простого предложения
Для самостоятельного изучения:
Простые предложения соединяются в сложное при помощи интонации. Такое предложение называется бессоюзным.
Простые предложения, соединенные при помощи союзов называются союзными.
Если предложения соединены сочинительными союзами – и, а, но. Эти предложения называют сложносочиненными. (Сокращенно ССП)
Если предложения соединены подчинительными союзами – что, чтобы, потому что, где, когда – Эти предложения называют сложноподчиненными (Сокращенно СПП).
- Прочитайте сведения из учебника §46 на стр. 108
- В ходе исследования вы должны дать ответ на вопрос:
- При помощи чего разделяются простые предложения в составе сложного?
ВЫВОД
- пара.
ПРОБЛЕМА: Вам нужно определить какие типы сложных предложений бывают.
Для этого:
- Выделите предикативную основу в предложениях и определите его тип:
- Опустел сад, осыпались листья.____________________________________
- Опустел сад, и осыпались листья.__________________________________
- Когда осыпались листья, опустел сад.______________________________
- Прочитайте сведения из учебника §46 на стр. 108
- Для самостоятельного изучения:
Простые предложения соединяются в сложное при помощи интонации. Такое предложение называется бессоюзным.
Простые предложения, соединенные при помощи союзов называются союзными.
Если предложения соединены сочинительными союзами – и, а, но. Эти предложения называют сложносочиненными. (Сокращенно ССП)
Если предложения соединены подчинительными союзами – что, чтобы, потому что, где, когда – Эти предложения называют сложноподчиненными (Сокращенно СПП).
- В ходе исследования вы должны дать ответ на вопрос:
- Какие бывают типы сложных предложений?
ВЫВОД
Лист самооценки
ученика(цы) 5 класса___________________________(Ф.И. ученика(цы)
№ | Вид работы | Баллы | Оценка |
1 | Эксперимент | ||
2 | Составление предложений (из простых в ССП, СПП, БСП) | ||
4 | Проверочная работа | ||
5 | Тест | ||
6 | «Найди предложения» | ||
Итого: |
Лист самооценки
ученика(цы) 5 класса___________________________(Ф.И. ученика(цы)
№ | Вид работы | Баллы | Оценка |
1 | Эксперимент | ||
2 | Составление предложений (из простых в ССП, СПП, БСП) | ||
4 | Проверочная работа | ||
5 | Тест | ||
6 | «Найди предложения» | ||
Итого: |
__________________________________________________________
Лист самооценки
ученика(цы) 5 класса___________________________(Ф.И. ученика(цы)
№ | Вид работы | Баллы | Оценка |
1 | Эксперимент | ||
2 | Составление предложений (из простых в ССП, СПП, БСП) | ||
4 | Проверочная работа | ||
5 | Тест | ||
6 | «Найди предложения» | ||
Итого: |
Рабочий лист
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
Задание: В каждом предложении выделите предикативную основу. Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.
В м_розном воздухе кружились сн_жинки.
В м_розном воздухе кружились сн_жинки, и дети радовались приходу з_мы
1. «Эксперимент»
Задание: Определите тип предложения (простое, ССП,СПП). Составьте их схемы.
- Пришла осень._________________________________________________
______________________________________________________________
- Пришла осень и позолотила листья на деревьях._____________________
______________________________________________________________
- Пришла осень, и лес надел золотой наряд.___________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Составление предложений (из простых в ССП, СПП, БСП)
Задание: Составьте из двух простых - ССП, СПП и БСП (задание выполняется по вариантам):
1 вар. Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.
ССП-__________________________________________________________________
СПП- __________________________________________________________________
БСП- __________________________________________________________________
2 вар. Стояли ясные дни. Птицы готовились к отлету.
ССП-__________________________________________________________________
СПП- __________________________________________________________________
БСП- __________________________________________________________________
3. «Сформулируй задание»
Задание: Прочитайте предложения, сформулируйте к нему свое задание. Составляем и дописываем.
- Каждый вечер шел дождь, __________________________________________
- Каждый вечер шел дождь, но…_________________________________________
- Каждый вечер шел дождь, потому что…__________________________________
4. Проверочная работа
1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.
1-
2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.
Всю ночь зима вязала, (1)плела кружевные узоры, (2)чтобы принарядились деревья.
2 -
3.Укажите верную характеристику предложения .
Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.
- простое предложение с однородными членами
- сложносочиненное
- Сложноподчиненное 3 -
5. Тест.
1. Выбрать верное определение сложного предложения.
- Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
- Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
- Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
1 -
2. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.
- С помощью обобщающих слов.
- С помощью союзов.
- С помощью порядка слов. 2 -
3. Выбрать схему сложного предложения.
- [– =], [– =].
- [– =].
- [– =, = ].
3 -
6. Графический диктант.
Задание: Начертите схемы к предложениям
- Реки и озера засверкали._______________________________________________
- Лето собирает, а зима поедает__________________________________________
- Учитель объявил, что наш класс пойдет в поход.________________________
_____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
урок русского языка в 10-м классе Тема: Роль языка в жизни общества.
урок русского языка...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)
Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах
Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...