Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г. Гольцовой. 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа к учебнику Н.Г. Гольцовой. Она содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку. 10 класс | 55.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку
10 класс
Пояснительная записка
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
- Государственный стандарт общего образования;
- Примерная программа (основного) общего образования по русскому языку;
- Программа курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
- Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 176с.
Количество учебных часов
Согласно федеральному базисному учебному плану 2004г. на изучение русского языка в 10 классе отводится 35 часов.
В год – 35, из них по развитию речи – 2.
В неделю – 1 час.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета «Русский язык и литература» являются:
• формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
• сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;
• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;
• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;
• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
• сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;
• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);
• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;
• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, обозначенных в Стандарте.
Особое внимание в данном курсе уделяется подбору текстов из произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и литературоведческого анализа.
Тесная связь с литературой, литературоведческим анализом художественного произведения обеспечивает качественное формирование универсальных учебных действий, к числу которых относятся:
• личностные, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся и формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире;
• регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допуская этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие творческий подход к решению нестандартных языковых, межпредметных, этнокультурных и поликультурных заданий с опорой на имеющийся уровень сформированных у школьника компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой);
• познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией;
• коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации.
Большую роль в освоении курса русского языка и литературы играют информационные технологии. Это одно из важнейших условий освоения предложенного обучающимся учебного материала на пике внимания и сосредоточенности. Подготовка презентаций как вид самостоятельного коммуникативного взаимодействия – важнейшая форма формирования коммуникативной компетенции и решения коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, способ достижения метапредметных результатов в ходе обучения русскому языку.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
• через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села;
• посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
• через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
• способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
• обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
• освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;
• приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;
• овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
• владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
• владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппаратобоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;
• формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.
Предметные результаты:
• сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;
• понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;
• владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;
• владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
• умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил – в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;
• более глубокое и детальное знание содержания произведений
художественной литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
• знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;
• осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик научится:
• различать основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;
• применять орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, редактировать собственные тексты, выступать перед аудиторией с докладом;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализировать причины коммуникативных неудач, уметь их объяснять и предупреждать их возникновение;
• употреблять языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения;
• анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные), официально-деловые, публицистические тексты и тексты других функциональных разновидностей языка с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• распознавать тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и тексты других функциональных разновидностей языка по их экстралингвистическим и лингвистическим признакам;
• создавать учебно-научные, официально-деловые, публицистические тексты (в устной и письменной форме) и тексты других функциональных разновидностей языка с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;
• проводить анализ фрагментов прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, точности, чистоты, богатства, выразительности, соответствия литературным нормам;
• использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
• осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения;
• соблюдать в собственной речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы современного русского литературного языка;
• осуществлять речевой самоконтроль; анализировать собственную речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;
• владеть разными способами редактирования текстов;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни;
• опознавать единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях художественной литературы и исторических текстах;
• с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.) объяснять значение единиц языка с национально-культурным компонентом.
Содержание учебного предмета
Введение
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Орфография
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-. Гласные и и ы после приставок. Употребление ъ и ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов.
Причастие
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие
Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
Повторение и обобщение пройденного
Повторение изученного. Подготовка к контрольной работе.
Содержание | Количество часов | Развитие речи | Контрольная работа |
Общие сведения о языке | 1 | - | - |
Лексика. Фразеология. Лексикография | 5 | 1 | - |
Фонетика. Графика. Орфоэпия | 2 | - | 1 |
Морфемика и словообразование | 2 | - | - |
Морфология и орфография (22 ч) Орфография Самостоятельные части речи. Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Служебные части речи. Предлог Союзы и союзные слова Частицы Междометия и звукоподражания | 5 2 3 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 | - - 1 - - - - - - - - - - | 1 - - - - - - - 1 - - - - |
Повторение и обобщение изученного | 2 | - | 1 |
Итог | 35 | 2 | 3 |
Контроль полученных знаний
№ | Вид контроля | Дата |
1. | Лингвистический анализ текста №1. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | |
2. | Контрольная работа по теме «Лексика. Фонетика. Орфография» | |
3. | Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 1 | |
4. | Лингвистический анализ текста 2. Подготовка к написанию сочинения рассуждения. | |
5. | Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 2 | |
6. | Итоговая контрольная работа |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Коли-чество часов | Тип урока | Вид контроля знаний и обратной связи | ЗУНы | ООУНы |
Раздел 1. Общие сведения о языке (1 ч) | |||||||
1 | Слово о русском языке | 1 | Урок усвоения новых знаний | Фронтальная работа | Знать основные функции языка, его истоки, функциональные стили; уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, аргументированно характеризовать основные стили русского языка. | Уметь извлекать и использовать информацию | |
Раздел 2. Лексика. Фразеология. Лексикография (5 ч) | |||||||
2 | Слово и его значение (§ 1–2). Изобразительно-выразительные средства русского языка (§ 3) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Парная, фронтальная работа | Знать основные понятия лексики, отличие многозначных слов от однозначных; уметь работать с толковым словарем, употреблять в речи нужное по смыслу значение многозначного слова, давать толкование лексического значения слова, определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение. | Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. | |
3 | Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы (§ 4–7) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Фронтальная, групповая работа | Знать определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ, паронимов, синонимов, антонимов; уметь различать омонимы, омографы, омоформы, находить синонимы, антонимы в тексте, давать толкование лексического значения паронимов, правильно употреблять синонимы, антонимы, паронимы в речи. | Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами | |
4 | Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления (§ 8–10) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Парная, фронтальная работа. | Знать о происхождении исконно русской лексики, о путях появления в языке заимствованных слов, о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики, основные группы слов по сфере их употребления в речи, какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке; уметь логически верно и полно рассказать о происхождении лексики русского языка, опираясь на толковый словарь, разъяснять значение иноязычных слов, употреблять в речи заимствованные слова, находить в речи слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные, избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений. | Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников | |
5 | Фразеология. Лексикография (§ 11–12) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Парная, фронтальная работа | Знать определение фразеологических оборотов, основные источники появления фразеологизмов, значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи, основные типы словарей русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации. | Уметь извлекать и использовать информацию | |
6 | Лингвистический анализ текста №1. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 1 | Урок развития речи | Фронтальная, индивидуальная работа | Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ. | Умение строить текст на заданную тему. Уметь работать по заданному плану. | |
Раздел 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 ч) | |||||||
7 | Звуки и буквы (§ 13). Орфоэпия (§ 14) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Фронтальная работа | Знать определение фонетики, основные характеристики гласных и согласных звуков, отличие звука от буквы; знать о существовании чередований звуков; уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова. | Уметь извлекать и использовать информацию | |
8 | Контрольная работа по теме «Лексика. Фонетика. Орфография» | 1 | Урок контроля знаний | Индивидуальная работа. Тематический контроль | Знать основные характеристики разделов языкознания: лексика, фонетика, орфография; уметь выделять главную и побочную информацию, применять орфографические и пунктуационные правила. | Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников | |
Раздел 4. Морфемика и словообразование (2 ч) | |||||||
9 | Состав слова (§15). Работа над ошибками | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок, урок коррекции знаний | Парная, фронтальная работа, работа с консультантом | Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка; знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы; уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования. | Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. | |
10 | Словообразование. Формообразование (§ 16–17) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Фронтальная, групповая работа | Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ словообразования, различать морфологические и неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слов. | Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами | |
Раздел 5. Морфология и орфография (24 ч) Орфография (5 ч) | |||||||
11 | Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Корни с чередующимися гласными. (§ 18-20) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Фронтальная работа | Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения орфографии; знать правила правописания безударных гласных в корне слова; уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап), определять условия выбора верного написания (выборочный этап), на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи). | Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. | |
12 | Употребление гласных после шипящих и ц (§ 21–22) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Парная, фронтальная работа | Знать состав слова, части речи, употребление гласных после шипящих; уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после шипящих. | Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами | |
13 | Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных (§ 23–25) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Фронтальная работа | Знать правописание звонких и глухих согласных; непроизносимых согласных; двойных согласных; уметь находить звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах. | Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников | |
14 | Правописание гласных и согласных в приставках (§ 26 – 28). Употребление ь и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса (§ 29 – 31) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Парная, фронтальная работа | Знать правописание приставок, зависящее от значения, правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе; уметь правильно писать приставки, переносить слова, определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова, различать строчные и прописные буквы. | Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. | |
15 | Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 1 | 1 | Урок контроля знаний | Индивидуальная работа. Тематический контроль | Уметь применять знания по основным направлениям русского языка на практике, отбирать информацию, видеть орфограммы и пунктограммы. | Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников | |
Самостоятельные части речи. Имя существительное (2 ч) | |||||||
16 | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний (§ 32–33). Работа над ошибками | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок, урок коррекции знаний | Парная, фронтальная работа, работа с консультантом | Знать лексико-грамматические разряды имён существительных, род, число, падеж и склонение имён существительных; уметь делать морфологический разбор имен существительных. | Уметь извлекать и использовать информацию | |
17 | Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных (§ 34–35) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Фронтальная, групповая работа | Знать правила написания имен существительных; уметь правильно писать суффиксы и падежные окончания существительных, делать выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных существительных. | Безошибочно, грамотно писать. Умение работать по заданному алгоритм | |
Имя прилагательное (3 ч) | |||||||
18 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных (§ 36–37) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Парная, фронтальная работа | Знать определение имени прилагательного, лексико-грамматические разряды имен прилагательных, склонение качественных, относительных, притяжательных прилагательных; уметь производить морфологический разбор, правильно писать окончания имен прилагательных. | Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. | |
19 | Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных (§ 38–40) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Творческая работа. | Знать правописание суффиксов имен прилагательных, правописание Н- и НН-, сложных прилагательных; уметь мотивировать выбор при написании, отличать сложные прилагательные. | Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами | |
20 | Лингвистический анализ текста 2. Подготовка к написанию сочинения рассуждения. | 1 | Урок развития речи | Фронтальная, индивидуальная работа | Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ. | Умение строить текст на заданную тему. Уметь работать по заданному плану. | |
Имя числительное (2ч) | |||||||
21 | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных (§ 41–43) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Парная, фронтальная работа | Знать определение имени числительного, его разряды и виды, правописание имен числительных, склонение; уметь делать морфологический разбор, склонять, правильно писать имена числительные. | Уметь извлекать и использовать информацию | |
22 | Употребление имен числительных в речи (§ 44) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Фронтальная работа | Знать особенности употребления числительных в речи; уметь правильно употреблять их в речи. | Безошибочно, грамотно писать. Умение работать по заданному алгоритм | |
Местоимение (1ч) | |||||||
23 | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений (§ 45–46) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Парная, фронтальная работа | Знать лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения, правописание; уметь делать морфологический разбор местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их. | Уметь извлекать и использовать информацию | |
Глагол (2 ч) | |||||||
24 | Глагол как часть речи (§ 47–48) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Фронтальная, групповая работа | Знать определение глагола, его грамматические категории, образование глагола; уметь делать морфологический разбор. | Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. | |
25 | Правописание глаголов (§ 47–48) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Фронтальная работа | Знать образование глагола, правописание личных окончаний, буквы ь в глагольных формах, суффиксов глаголов; уметь правильно писать личные окончания глаголов, употреблять ь в глагольных формах, если это необходимо. | Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами | |
Причастие (1 ч) | |||||||
26 | Причастие как глагольная форма. Правописание причастий (§ 49–51) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Парная, фронтальная работа. | Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и прилагательного, образование, правописание; уметь находить вид и залог, различать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать суффиксы причастий. | Безошибочно, грамотно писать. Умение работать по заданному алгоритм | |
Деепричастие (1ч) | |||||||
27 | Деепричастие как глагольная форма (§52) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Самостоятельная работа. | Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия, способы образования; уметь находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок, правильно ставить запятые при деепричастных оборотах. | Уметь извлекать и использовать информацию | |
Наречие (1 ч) | |||||||
28 | Наречие как часть речи. Правописание наречий (§ 53–54). Слова категории состояния (§ 55) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Самостоятельная работа. | Знать определение наречий, разряды по значению, степени сравнения, правописание; уметь определять разряд по значению, образовывать степени сравнения. Определять роль слов категории состояния в предложении и тексте. | Безошибочно, грамотно писать. Умение работать по заданному алгоритм | |
29 | Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 2 | 1 | Урок контроля знаний | Индивидуальная работа. Тематический контроль | Уметь применять знания по основным направлениям русского языка на практике, отбирать информацию, видеть орфограммы и пунктограммы. | Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников | |
Служебные части речи. Предлог (1ч) | |||||||
30 | Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов (§ 56–57). Работа над ошибками | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок, урок коррекции знаний | Парная, фронтальная работа, работа с консультантом | Знать определение предлога, какие отношения выражаются с помощью предлогов, виды предлогов по структуре и происхождению, правописание предлогов; уметь отличать предлоги от других частей речи, грамотно писать предлоги. | Уметь извлекать и использовать информацию | |
Союзы и союзные слова (1 ч) | |||||||
31 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов (§ 58–59) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Фронтальная, групповая работа | Знать определение союза, виды союзов по происхождению, по структуре и по значению; уметь делать морфологический разбор союза, различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы. | Безошибочно, грамотно писать. Умение работать по заданному алгоритм | |
Частицы (1 ч) | |||||||
32 | Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление (§ 60 – 63). | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Парная, фронтальная работа | Знать определение частицы, разряды по значению, правописание частиц; уметь определять значение частиц, правильно их писать; находить орфограмму, безошибочно определять часть речи, делать правильный выбор в пользу слитного или раздельно написания частиц не и ни. | Уметь извлекать и использовать информацию | |
Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч) | |||||||
33 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова (§ 64) | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Фронтальная, групповая работа | Знать определение междометия, типы междометий, их правописание и пунктуационное оформление. Уметь находить междометия в тексте, различать междометия и звукоподражательные слова, правильно писать сложные междометия, ставить знаки препинания при междометиях. | Безошибочно, грамотно писать. Умение работать по заданному алгоритм | |
Раздел 6. Повторение и обобщение пройденного (2 ч) | |||||||
34 | Повторение изученного. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Парная, фронтальная работа | Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях употребления. | Уметь извлекать и использовать информацию | |
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля знаний | Индивидуальная работа. Итоговый контроль | Проверить степень освоенности материала по изученным темам, сформировать навыки орфографического и пунктуационного письма. | Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
- Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень/авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
- Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч./ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Методическое пособие. Тематическое планирование. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А. Мищериной «Русский язык». 10 – 11 классы. / Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2014.
- Белецкая Т.Н. Новый сборник диктантов по русскому языку. 5 – 11 классы. – Харьков: Веста, 2011
- Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации – М.: Просвещение, 2008
- Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. 5 – 11 классы. – СПб.: «Паритет», 2010
- Тельпуховская Ю.Н. Русский язык в определениях, таблицах и схемах. 5 – 11 классы. – Харьков: Издательство «Ранок», 2013
- Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – Москва: Национальное образование, 2015
- Маслова О.В. Методические рекомендации по преподаванию русского языка и литературы в образовательных организациях г. Севастополя в 2014 – 2015 учебном году, 2014
Образовательные электронные ресурсы
- http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет
- http://www.alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.
- http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы
- http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
- http://www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал
- http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей
- http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»
- http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
- http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
- http://rus.1september.ru/urok/ Я иду на урок русского языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Гольцовой. 11 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основании федерального базисного учебного плана, государственного стандарта образовательной области «Филология», требований к обязательному минимуму содержания ос...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой
Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (ав...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Гольцовой.
Рабочая программа составлена на основе требований образовательных стандартов и на основе авторской программы курса «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, М....
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку по УМК Н.Г.Гольцовой. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку по УМК Н.Г.Гольцовой. 10 класс...