Местоимение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ондар Урана Анатольевна

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Местоимение26.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 6 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Местоимение как часть речи

Цель: сформировать умения правильно употреблять местоимения, определять их роль в тексте.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала
  1. Актуализация знаний.

На листочках стихотворение И.С. Тургенева «Русский язык».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- Прочтите этот текст. Это, как вы уже знаете, стихотворение в прозе И.С. Тургенева. Называется «Русский язык».

- Подумайте, какие части речи в этом стихотворении подчеркнуты?

- Как вы думаете, для чего в этом тексте нужны местоимения? (Чтобы не было повторов слов, для связи предложений между собой.)

  1. Работа с учебником.

- А теперь откройте учебники на странице 254 и прочтите, что такое местоимение и для чего оно служит.

- Запишите определение местоимения в свои тетради.

  1. Работа с таблицей.

Разряд местоимений

Местоимения

Личные

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

возвратное

себя

вопросительное

кто? что? каков? чей?

относительные

кто, что, каков, чей

неопределенные

некто, кое-кто, нечто

отрицательные

никто, ничей, никакой

притяжательные

мой, твой, наш, ваш, их

указательные

тот, этот

определительные

весь, самый, другой

  1. Закрепление изученного материала
  1. Выполнение упражнения 644 (устно)
  2. Коллективная работа.

Учитель диктует предложения, учащиеся должны определить, каким членом предложения является местоимение.

        Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало. Никто не знал ответа на вопрос. Такой зимы я не видел давно. Сколько раз тебе говорить, иди делай уроки!

  1. Задание по вариантам.

Вариант 1: просклонять местоимение мы, себя

Вариант 2: просклонять местоимение себя, они.

        После того как задание выполнено, учитель обращает внимание на то, что местоимение себя не имеет формы именительного падежа единственного числа и множественного числа. А при склонении местоимения мы полностью меняется форма слова.

  1. Итог урока

Учитель диктует небольшой текст. Учащиеся его внимательно слушают и, если они слышат в тексте местоимение, хлопают в ладоши один раз.

Гроза – это очень красивое явление природы, несмотря на то, что в то же время, это страшно. Ведь когда происходит вспышка молнии, вся округа озаряется таким светом, что на секунду может показаться, что все кругом охвачено огнем.

Домашнее задание: упр. 645.

Русский язык 6 класс                                                              Дата_________

Тема: Личные местоимения

Цель: сформировать умение правильно употреблять и писать личные местоимения, научиться находить из текста личные местоимения, развивать устную речь.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  1. Фронтальный опрос.

- Что называется местоимением?

- Какие разряды местоимений вы знаете?

- Каким членом предложения может быть местоимение?

2. Устная проверка Упр. 645.

  1. Изучение новой темы
  1. Беседа.

- Какие личные местоимения вы знаете?

- Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными? (Потому что обозначают лицо, человека, животное.)

- Как изменяются личные местоимения? (Они изменяются по падежам. Местоимение «он» кроме этого изменяется по родам.)

2. Работа над правилом.

- Запишите в тетради особенности склонения личных местоимений.

- При склонении личных местоимений иногда меняется все слово. Например, И.п. – мы, Р.п. – нас. Иногда в корне происходит чередование.

- Третья особенность – местоимение «он» изменяется по родам.

- Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям появляется буква Н вначале. (Например, к нему, но ему.)

  1. Закрепление изученного материала
  1. Коллективная работа.

Учитель диктует словосочетания с личными местоимениями, а учащиеся должны определить падеж и число местоимений.

Его сумка, он любит ее, к нему в гости, тебе холодно, мне жарко, я с тобой, скучает по нас, думает о тебе, идут с вами.

  1. Выполнение упр. 647.
  1. Итог урока

Учащиеся должны устно составить небольшой диалог, в котором желательно наличие большого количества личных местоимений.

Домашнее задание: упр.648.

Русский язык 6 класс                                                                                Дата___________

Притяжательные, указательные местоимения

Цели: сформировать понятие о притяжательных  и указательных местоимениях; вырабатывать умение употреблять притяжательные, указательные  местоимения в речи.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Упр.659

  1. Изучение нового материала
  1. На доске записаны словосочетания в два столбика.

Папина шляпа                             моя шляпа

Волчий хвост                              твоя коса

Воронье гнездо                           наш дом

        - Определите, в каком столбике записаны имена прилагательные, а в каком – местоимения.

        Затем учитель сообщает учащимся, что местоимения, обозначающие, как притяжательные прилагательные, принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо, называются притяжательными местоимениями. Они склоняются как имена прилагательные.

        Также учителю важно обратить внимание учащихся на то, что некоторые формы личных местоимений (например, формы Р.п. личного местоимения третьего лица его, ее, их) могут употребляться для обозначения принадлежности, то есть выступать в роли притяжательных местоимений.  

  1. Указательные местоимения.

- Перечислите указательные местоимения (Тот, этот, таков, такой, столько.)

- Вы только что перечислили указательные местоимения.

Это такие местоимения, которые указывают на какой-либо предмет. Есть некоторые особенности склонения этих местоимений. Давайте их запишем.

        Учащиеся открывают тетради и записывают правило под диктовку учителя.

        - Указательные местоимения тот, этот, такой изменяются по родам, падежам и числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Самостоятельная работа.

- Просклоняйте местоимения мой, наш, ваш, их, её, его. Это задание выполняется самостоятельно письменно.

  1. Выполнение упр. 662 (устно).
  2. Задание: образовать все возможные формы местоимений

Вариант 1: местоимения такой, этот, таков.

Вариант 2: местоимения тот, столько, такая.

  1. Итог урока

Домашнее задание: упр. 663.

Самостоятельная работа.

  1.  Просклоняйте местоимения мой, наш, ваш, их, её, его. Это задание выполняется самостоятельно письменно.

  1. Задание: образовать все возможные формы местоимений

Вариант 1: местоимения такой, этот, таков.

Вариант 2: местоимения тот, столько, такая.

Русский язык 6 класс                                                                      Дата________

Вопросительные местоимения

Цели:     сформировать умения правильно употреблять вопросительные местоимения в речи, учитывать некоторые особенности их склонения.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение новой темы

- На какие вопросы отвечает имя существительное?  (Кто, что?)

- На какие вопросы отвечает имя числительное? (Сколько, который?)

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой, какая, какое, какие?)

- Вопросы, на которые отвечают главные части речи русского языка, сами тоже являются частями речи, а именно вопросительными местоимениями. Все вопросительные местоимения изменяются по падежам.

Русский язык    6 класс                                                                                            Дата______________

Относительные местоимения

Цель: сформировать понятие об относительных местоимениях; выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных; развивать устную речь.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение новой темы

- На прошлом уроке мы с вами изучали вопросительные местоимения. Вспомните, что такое вопросительные местоимения, чем они отличаются от остальных разрядов местоимений и каковы особенности их склонения? (Вопросительные местоимения – особый разряд местоимений, служащий для выражения вопроса. Они изменяются по падежам и по родам, за исключением местоимений: кто и что.)

- Сегодня мы изучаем еще один разряд местоимений – относительные.

- Теперь откройте тетради и запишите, что местоимения кто, что, какой, который, сколько являются относительными в том случае, кода они служат для связи простых предложений в составе сложного.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Коллективная работа.

Учитель диктует предложения. Учащиеся должны определить, к какому разряду относятся местоимения в составе этих предложений: к относительным или вопросительным.

        Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и подари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.

  1. Выполнение упр. 668 (устно)
  1. Итог урока

- Как отличить относительное местоимение от вопросительного?

Домашнее задание

Упр. 667.

Русский язык 6 класс                                                                                  Дата_________

Неопределенные местоимения

Цель: сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи; определять их синтаксическую функцию.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  1. Опрос

- Перечислите относительные местоимения.

- Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных?

2. Упр. 667 (устно)

  1. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы ознакомимся еще с одним разрядом местоимений – неопределенные местоимения. Сейчас я вам перечислю эти местоимения, а вы подумайте, почему разряд называется неопределенные местоимения.

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.

( Эти местоимения называются неопределенными, потому что указывают на неопределенные признаки, предметы, количества.)

- Запишите в тетради, что такое неопределенные местоимения.

- Как могут изменяться неопределенные местоимения?

        На доске учитель в столбик записывает неопределенные местоимения некто, нечто, несколько, некоторый. Учащиеся должны выделить в словах приставку и поставить ударение. Затем делается вывод о том, что в неопределенных местоимениях с приставкой не- она всегда по ударением и пишется слитно.

        Затем учитель просит учащихся просит записать правило: -то, -либо, -нибудь, кое – черточку не забудь. Это правило обозначает, что в неопределенных местоимениях с частицей то, либо, нибудь, кое  обязательно нужно ставить дефис.

  1. Закрепление
  1. Коллективная работа.

На доске записаны неопределенные местоимения. Нужно раскрыть скобки.

(Не) кто, (кое) кто, (не)сколько, (кто)то, что(то), (не)у(кого), что(нибудь), что(либо), (кое) кем, (не)который, (не)что, (кое)(с)(кем), какой(либо), сколько(нибудь), (кто)нибудь.

  1. Выполнение упр.675
  1. Итог урока

- Придумайте предложение с неопределенными местоимениями.

Домашнее задание: упр.671

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.

Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого...

Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.

Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...

Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...