Определенно-личные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Открытый урок русского языка в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8_klass.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Определенно-личные предложения» (слайд 1)

Цели урока:  (слайд 2)

Обучающая:

  • Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
  • Дать понятие определенно-личных предложений;
  • Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

Развивающая:

  • Развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

Воспитательная:

  • Прививать любовь к русскому языку;

Ход урока

Оргмомент

  1. Разминка

а) повторение по  вопросам:

    По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?        

     Какие предложения называются двусоставными/ односоставными?                                

            б) цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения  

               двусоставные.

               Я помню чудное мгновенье. Яд каплет сквозь его кору. Зима. И я судьбу

              Благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Отчизне

              Посвятим души прекрасные порывы! Приветствую тебя, пустынный уголок.

              Я гимны прежние пою.  Сверьте свои ответы с ответами на слайде 3  (22121112)

2.  Исследование текста.

Задание: Прочитайте текст, найдите грамматическую основу в каждом предложении. Выпишите из них глаголы и определите, в какой форме они употреблены. (1 ученик у доски)

Как называются такие предложения? В чем их отличие от двусоставных предложений?

(Слайд 4)

Омлет с сыром. (Слайд 5)

  1. Разогрейте масло в сковороде, поджарьте лук до золотистого цвета. Добавьте картофель и горошек, готовьте 2-3 минуты, помешивая. Тем временем разогрейте духовку.
  2. Поместите полученную смесь в емкость для запекания и добавьте яйца. Готовьте 2-3 минуты в духовке. Добавьте ломтики сыра.
  3. Запекайте омлет при высокой температуре, пока сыр не запечется до золотистого цвета. Приправьте и подавайте с зеленым салатом.

Ответы учащихся:

  1. В предложении есть только один главный член – сказуемое.
  2. Все глаголы данного текста употреблены во 2 лице, множественном числе, будущем времени;
  3. Эти предложения односоставные, в них имеется только один главный член предложения – сказуемое.

Объяснение новой темы

(Слайд 6)

3. Проанализировать информацию на слайде

Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.

Примеры определенно-личных предложений

Способы выражения сказуемого

1. Люблю грозу в начале мая…

Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр.

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр.

3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.

Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр.

4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья.

Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр.

5. Напиши мне письмецо!

Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл.

Вывод о строении определенно-личных предложений:

  • В определенно-личных предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.
  • Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения: Я выйду (предложение 4), Что ты стоишь (предложение 2) и т.д.
  • Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта.
  • Давайте откроем учебники на с. 90 и прочитаем правило, чтобы еще раз закрепить сказанное.

4. Анализ текста: (Слайд 7)

определение стилевых особенностей текста, в котором использованы определенно-личные предложения.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
С. Есенин

Ответы учащихся: В первой строке стихотворения использовано определенно-личное предложение, с помощью которого передается душевное состояние поэта; передать волнение, эмоциональность удается за счет того, что глаголы употреблены в 1 лице ед. ч., настоящего времени. Стиль этого текста – художественный.

5. Задание исследовать текст: (слайд 8)

  • Выписать из текста определенно-личные предложения;
  • Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;

1. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах  про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее».

Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, - сказал он дрожащим голосом… - Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит».

«Веди ж меня к ней», - сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

 Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.

2. (Слайд 9) А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул… Хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба…. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню … Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…» (Чехов «Ванька»)

- Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.

- Назвать имя главного героя.

- Найти в тексте слова, которые употребляются в разговорной речи. (шпандырь – ремень, которым сапожники крепили заготовку к ноге)

- Как они характеризуют главного героя?

Есть ли в этом тексте односоставные предложения? Назовите их. Какие из них определенно-личные?

3. Выполнить упр. 189 на с. 91 учебника. Употребление определенно-личных предложений в пословицах.

6. Подведение итогов урока. (Слайд 10)

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

- Какие предложения называют определенно-личными?

- В каких стилях речи могут использоваться определенно- личные предложения?

( Художественном, разговорном, в том числе в устном народном творчестве)

7. Рефлексия

(Слайд 11)

Дифференцированное домашнее задание:

Написать письмо, поздравление, приглашение (выбрать одно) другу, родственнику, знакомому, используя определенно-личные предложения. Правило п. 32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."...

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок усвоения новых знаний к учебнику М.М.Разумовской....

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок для учащися 8 класса. Программа М.М.Разумовской. Урок выполнен в системно-деятельностном подходе....