Урок, посвящённый Дню русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Злобина Светлана Николаевна

6 июня - это день рождения А.С.Пушкина и День русского языка. Традиционно накануне этой даты проводятся мероприятия, посвящённые двум столь знаменательным событиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

День Русского языка

Цель: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа.

Оборудование: портреты Ломоносова, Кирилла и Мефодия, Пушкина, Виноградова, фото ГосИРЯ, ИРЯ РАН, видеоролик «День славянской письменности», аудиозаписи фрагментов из оперы Бородина «Князь Игорь».

  1. Орг. начало.
  2. Тема, цели.
  3. Основная часть:
            Этот совсем новый праздник отмечается в России 6 июня. Такое решение было принято в 2011 году, а связано с тем, что именно в этот день родился великий Пушкин. Называя нашего поэта основоположником современного русского языка, мы нисколько не лукавим. Воздавая заслуженную дань этому человеку, 6 июня отмечает два родственных праздника.

         150 млн. человек на планете Земля считаются русскоязычными и еще 100 млн. владеют им, как вторым языком. Русский — самый распространенный славянский язык, более того, он является и самым распространенным европейским языком, если смотреть с географической точки зрения. А еще это язык, который обязательно изучают космонавты, которые желают попасть на Международную космическую станцию! В этот день проводятся различные концерты, в том числе славянской народной музыки, фестивали, выставки и конкурсы.

Шестое июня! Ликует сегодня

Соавтор бесчисленных книг –

Великий, могучий, правдивый, свободный,

Прекрасный наш русский язык!

Достоин он всяческого удивления,

Натура его широка…

Боюсь, как Тургенев, войду в исступление!

Примите же искренние поздравления:

С днем русского Вас языка!

Автор: Алексей Резников

        Язык начинается с письменности. Как появилась письменность на Руси? Кто был самым образованным слоем? Почему? Что вы знаете о появление азбуки на Руси? Кто такие Кирилл и Мефодий?
        О появлении письменности и святых равноапостольных Кирилле и Мефодии посмотрим небольшой видеоролик:
- Как появилась письменность на Руси?
- Что такое кириллица?

  • Кто такие Кирилл и Мефодий?
    - Определите их роль в развитии языка и культуры славян.

Шло время, в азбуке происходили изменения. Где же мы можем увидеть старославянский язык? Сможем ли хоть что-то понять и прочитать?

        Одним из самых древних памятников языка, культуры и истории по праву считается «Слово о полку Игореве». Это единственный в своем роде драгоценный памятник древнейшей русской поэзии, как художественной, так и народной. Оно до сих пор остается не вполне разъясненным со стороны происхождения и текста. Это — небольшая историческая поэма, записанная или составленная в самом конце XII в. (ок. 1188 г.), по живым следам событий. Ни имени автора поэмы, ни отрывков ее в списках, кроме одного, не сохранилось. Только летописи подтверждают достоверность события, изображенного в С., и намекают на некоторые частности С., отразившиеся в позднейших памятниках — в Задонщине и др. Рукопись С. сгорела в московском пожаре 1812 г.; осталось только первое издание. Мы конечно сможем что-то умудриться прочитать в этом произведении, но это всё же весьма не просто. Зато существует несколько вариантов переводов «Слова...» на современный язык, например перевод Жуковского или вольный перевод Н.А.Заболоцкого.

        «Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом.

        Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.

        Премьера оперы состоялась 22 октября 1890 года в петербургском Мариинском театре.

А ведь некоторые музыкальные фрагменты этой оперы вы слышали и не раз!!!
- Прослушивание аудиозаписей: «Улетай на крыльях ночи...» (песня послушниц), половецкие пляски.

        Гораздо позже язык будет достаточно хорошо исследован, систематизирован и классифицирован. Огромная роль принадлежит в этом ЕМУ:

Школьник» Николай Некрасов

- Ну, пошел же, ради бога!

 Небо, ельник и песок -

 Невеселая дорога…

 Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

 И едва прикрыта грудь…

 Не стыдися! что за дело?

 Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

 Так учиться ты идешь…

 Знаю: батька на сынишку

 Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

 Отдала четвертачок,

 Что проезжая купчиха

 Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый

 Из отпущенных?.. Ну, что ж!

 Случай тоже уж не новый -

 Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,

 Как архангельский мужик

 По своей и божьей воле

 Стал разумен и велик!

Не без добрых душ на свете -

 Кто-нибудь свезет в Москву,

 Будешь в университете -

 Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

 Знай работай да не трусь…

 Вот за что тебя глубоко

 Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

 Не погиб еще тот край,

 Что выводит из народа

 Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,

 Сильных любящей душой,

 Посреди тупых, холодных

 И напыщенных собой!

  • Кто же это? (М.В.Ломоносов — портрет).
    - Его вклад в развитие русского языка?

        

        Поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений, 17 учёных рассуждений, 10 учебников, около 170 учёных заметок.

         М.В.Ломоносов – учёный энциклопедического характера, смелый поэт – реформатор.

 Поэзия Ломоносова, как и его научная, в том числе филологическая, деятельность продолжала национальную политику Петра Первого, смело двинувшего страну по пути просвещения и прогресса.

         В эту эпоху, когда создавалась широкая сеть специальных школ и для обучения требовались книги, в государстве увеличилось книгопечатание. Причём Пётр требовал, чтобы книги писались «простыми русскими словами», а не сложным церковно – славянским языком.

         Горячим сторонником и защитником прогрессивных преобразований Петра стал его младший современник Михайло Ломоносов. Когда умер царь, Ломоносову было всего14 лет и он ещё жил в глухом поморском селе. Трудным и тернистым путём «архангельский мужик» шёл к вершинам науки и искусства. Став одним из крупнейших учёных 18 века и замечательным поэтом, он стремился распространять просвещение, вооружать знаниями своих соотечественников. Как справедливо утверждал А.С.Пушкин, Ломоносов – «первый наш университет», «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия,… обнял все отрасли просвещения». Среди них была и филология – наука о языке и литературе.

        Филолог « М.В.Ломоносов – реформатор русского литературного языка и системы стихосложения»

         Гениальный учёный всегда стремился проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихотворства. Он многое сделал для того, чтобы приблизить письменную речь к особенностям устной народной поэзии. По мнению Пушкина, Ломоносов, открыв «истинные источники нашего поэтического языка», указал единственно правильный путь его развития – путь сближения литературного языка с языком народа.

Основные филологические труды Ломоносова.

 1. «Письма о правилах Российского стихотворства». 1739 г.

 2. «Риторика» («Краткое руководство к красноречию»), 1748 г.

 3. «Российская грамматика», 1755 г.

 4. «Предисловие о пользе книг церковных», 1758 г.

 М.В.Ломоносов – создатель школы русского красноречия. Он прослыл «златоустом» и желал помогать своим соотечественникам в овладении родным словом.

 Для понимания роли Ломоносова в развитии русского литературного языка сравним два отрывка – переводы одного стихотворения древнегреческого поэта Анакреона.

 Хочется уточнить, что переводчиками были не только поэты – современники, но и ровесники.

 Теория «трёх штилей».

         Видя, что русский язык сильно засорён и не к месту употребляемыми иностранными словами, и устаревшими церковно – славянскими, Ломоносов поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатство, развить русский литературный язык на народной основе. В своих трудах учёный сочетал всё ценное, что он видел в славянском и русском народном языке.

         Ломоносов считал, что в «российском» языке есть три рода «речений», то есть можно выделить три группы слов по стилистической окраске.

Три «штиля» русского языка: Высокий, Средний, Низкий

 Какие слова можно использовать Слова 1 и 2 групп.

 «Штиль» торжественный, величественный, важный Русские слова 1 и 3 групп. Можно использовать слова 2 группы, но чтобы слог не казался «надутым». Исключительно русские слова, которых нет в славянском языке

 Какие жанры можно писать

Героические поэмы

 Оды

 Трагедии

 В прозе – ораторские речи «о важных материях» Драмы

 Стихотворные дружеские письма

 Элегии

 Сатиры

 В прозе – исторические сочинения Комедии

 Эпиграммы

 Песни

 Басни

 В прозе – письма, 2писания обыкновенных дел»

 Примеры произведений Ломоносова «Ода на день рождения императрицы Елисаветы Петровны, 1746 г»

 «Утреннее размышление о божием величии» «О пользе Стекла»

 «Случились вместе два астронома в пиру» «Гимн бороде»

 «Стихотворство – моя утеха, физика – моё упражнение», - любил говорить Ломоносов. Эта «утеха» привела учёного к реформам и стала революцией в истории развития русского языка.

         « Борьба за чистоту русского языка и его обогащение»

 Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, Ломоносов умел найти русские слова для выражения научных понятий и заложил фундамент русского технического и научного словаря. До настоящего времени прочно вошли в обиход термины, составленные Ломоносовым:

 земная ось,

 уднльный вес,

 равновесие сил,

 кислота,

 квасцы,

 воздушный насос,

 магнитная стрелка.

         Усовершенствовал учёный и некоторые слова, давно и прочно вошедшие в русскую науку: вместо «квадратум» - квадрат,

 «оризонт» - горизонт,

 «препорция» - пропорция.

         Создав «Российскую грамматику», Ломоносов заложил основы и сформулировал нормы русского языка, разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.

         Термины «подлежащее» и «сказуемое» были введены М.В.Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем».

 «Высказывания Ломоносова о русском языке»

         «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся».

         Учёный считал, что русским языком со всеми говорить пристойно» (с Богом, друзьями, неприятелем, женским полом), так как в нём есть «и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого. И нежность итальянского, и богатство. И сильная изобразительность латинского и греческого языка».

         Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения соответствовали культурным традициям нации. Для выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открыл перед поэзией широкие художественные горизонты.

         Итак, жизнь Ломоносова была посвящена «распространению наук в отечестве», что, по признанию поэта, ему было «всего в жизни … дороже». Он «до гроба … с неприятелями наук Российских» боролся.

         Убеждённый и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова А.С.Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.

         Мы, живущие ныне, преклоняемся перед великим гением нашей русской земли М.В.Ломоносовым. Вполне вероятно, что уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.

         М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы.

        А вот 19 век неразрывно связан ещё с одним мировым именем — А.С.Пушкин (+портрет)

        Деятельность Пушкина составляет важный исторический этап в совершенствовании национального языка, неразрывно связанном с развитием всей национальной культуры, поскольку национальный язык является формой национальной культуры.

        Пушкин потому явился основоположником современного литературного языка, близкого и доступного всему народу, что был писателем истинно-народным, чье творчество обогатило нашу национальную культуру, писателем, горячо боровшимся со всеми, кто стремился придать ей характер антинародный, выгодный и удобный лишь для господствующего эксплуататорского класса. Деятельность Пушкина как основоположника русского литературного языка неразрывно связана с его общей величайшей ролью в развитии русской национальной культуры, нашей литературы, передовой общественной мысли.

        Величие дела Пушкина состоит именно в том, что он прекрасно понимал, что язык создается народом. Он широчайшим образом воспользовался наличными богатствами общенародного русского языка. Он глубоко оценил значение всех характерных структурных особенностей русского общенародного языка в их органической целостности. Он узаконил их в различных жанрах и стилях литературной речи. Он придал общенародному русскому языку особенную гибкость, живость и совершенство выражения в литературном употреблении. Он решительно устранял из литературной речи то, что не отвечало основному духу и законам живого русского общенародного языка.

        Имя, которое довольна часто произносят филологи сейчас — Виктор Владимировия Виноградов - . В 1917 в Петрограде окончил Историко-филологический институт и Археологический институт. Профессор Ленинградского (1920—29) и Московского (1930—69) университетов: заведующий кафедрой русского языка МГУ (1945—69). Директор института языкознания АН СССР (1950—54), института русского языка АН СССР (1958—68). Автор исследований по русской грамматике: "Русский язык. Грамматическое учение о слове" (1947; Государственная премия СССР, 1951); по истории русского языка: "Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX вв." Теоретическому анализу вопросов стилистики и поэтики на основе материала русской литературы посвящены книги "О художественной прозе" (1930), "О языке художественной литературы" (1959) и "Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика" (1963). Участвовал в составлении "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова (т. 1—4, 1935—40), в редактировании словарей русского языка, изд. АН СССР (т. 1—17, 1948—65; т. 1—4, 1957—61). Руководил работой по составлению "Словаря языка Пушкина" (т. 1—4, 1956—61). Был членом многих иностранных академий, председателем международного комитета славистов (с 1957). Награждён орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Его именем назван Институт русского языка в Санкт — Петербурге (ИРЯ РАН)  - (фото)

        Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН является ведущим центром научных исследований по русскому языку в России и за рубежом, в задачи которого входит оценка речевых инноваций с точки зрения их нормативности и кодификация норм литературного языка в нормативных словарях, грамматиках, справочниках по культуре речи. Из этих задач вытекают основные направления работы Института:

– грамматический и лексический строй современного русского языка; создание фундаментальных словарей, грамматик и лингвистических корпусов, изучение социальных и прагматических аспектов функционирования русского языка;

– история и диалектология русского языка, создание исторических словарей, грамматик и диалектных атласов; академические издания памятников русской письменности.

        Результатами этой деятельности являются словари, монографии, компьютерные фонды и базы данных, крупнейшая фонотека звучащей русской речи во всех ее разновидностях с начала XX в. до наших дней, многомиллионные словарные картотеки по текстам древнерусской письменности с XI-го по XVII век, а также десятилетиями собиравшиеся по специальной программе уникальные материалы всех диалектов России.

ГосИРЯ имени Пушкина в Москве.

        Историю ведет с 1966 года, как научный центр русского языка при филологическом факультете МГУ. С 1974 – самостоятельное, негосударственное учебное заведение. Тогда же ВУЗу было присвоено имя Великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. (Позже, в 1998 году институт получил статус государственного).

        ГИРЯ (забавная аббревиатура, не правда ли?), в первую очередь специализируется на вопросах изучения русского языка иностранными гражданами.

 ведущее учебное и научное заведение, занимающееся проблемами преподавания русского языка как иностранного. Основан в 1966 году как Научно-методический центр русского языка при МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1974 году стал самостоятельным учебным заведением — Институтом русского языка имени А. С. Пушкина, с 1998 года имеет статус Государственного. В Институте работают крупные специалисты по методике преподавания русского языка как иностранного, по методике преподавания русского языка и литературы в школе, по языкознанию, литературоведению и другим филологическим и гуманитарным дисциплинам. Первый директор, затем ректор, а ныне — Президент Института — один из его основателей, академик РАО, доктор филологических наук, профессор Виталий Григорьевич Костомаров. Сейчас ректором Института является доктор филологических наук, профессор Юрий Евгеньевич Прохоров.

  1. Заключение:

- выделите этапы развития русского языка,

- с чьими именами они связаны,

- с чего начинается язык?

- почему Пушкина называют основоположником РЯ?

- Какие учебные заведения занимаются изучением РЯ?

- Чьи имена ещё  вы могли бы назвать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Разработка урока, посвящённая Европейскому Дню языков

26 сентября отмечается Европейский День языков. А каково значение английского языка в современном мире?...

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»

Популяризация русского языка и культуры.               Приобщение любви к русской культуре....

Внеклассное мероприятие, посвящённое неделе русского языка и литературы

Данный урок представляет собой викторину, состоящую из трех этапов, предполагающую деление класса на четыре группы в зависимости от уровня знаний и умений каждого ученика. Соревновательный момент обес...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...