Урок, посвящённый Дню русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему
6 июня - это день рождения А.С.Пушкина и День русского языка. Традиционно накануне этой даты проводятся мероприятия, посвящённые двум столь знаменательным событиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок, посвящённый Дню русского языка | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
День Русского языка
Цель: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа.
Оборудование: портреты Ломоносова, Кирилла и Мефодия, Пушкина, Виноградова, фото ГосИРЯ, ИРЯ РАН, видеоролик «День славянской письменности», аудиозаписи фрагментов из оперы Бородина «Князь Игорь».
- Орг. начало.
- Тема, цели.
- Основная часть:
Этот совсем новый праздник отмечается в России 6 июня. Такое решение было принято в 2011 году, а связано с тем, что именно в этот день родился великий Пушкин. Называя нашего поэта основоположником современного русского языка, мы нисколько не лукавим. Воздавая заслуженную дань этому человеку, 6 июня отмечает два родственных праздника.
150 млн. человек на планете Земля считаются русскоязычными и еще 100 млн. владеют им, как вторым языком. Русский — самый распространенный славянский язык, более того, он является и самым распространенным европейским языком, если смотреть с географической точки зрения. А еще это язык, который обязательно изучают космонавты, которые желают попасть на Международную космическую станцию! В этот день проводятся различные концерты, в том числе славянской народной музыки, фестивали, выставки и конкурсы.
Шестое июня! Ликует сегодня
Соавтор бесчисленных книг –
Великий, могучий, правдивый, свободный,
Прекрасный наш русский язык!
Достоин он всяческого удивления,
Натура его широка…
Боюсь, как Тургенев, войду в исступление!
Примите же искренние поздравления:
С днем русского Вас языка!
Автор: Алексей Резников
Язык начинается с письменности. Как появилась письменность на Руси? Кто был самым образованным слоем? Почему? Что вы знаете о появление азбуки на Руси? Кто такие Кирилл и Мефодий?
О появлении письменности и святых равноапостольных Кирилле и Мефодии посмотрим небольшой видеоролик:
- Как появилась письменность на Руси?
- Что такое кириллица?
- Кто такие Кирилл и Мефодий?
- Определите их роль в развитии языка и культуры славян.
Шло время, в азбуке происходили изменения. Где же мы можем увидеть старославянский язык? Сможем ли хоть что-то понять и прочитать?
Одним из самых древних памятников языка, культуры и истории по праву считается «Слово о полку Игореве». Это единственный в своем роде драгоценный памятник древнейшей русской поэзии, как художественной, так и народной. Оно до сих пор остается не вполне разъясненным со стороны происхождения и текста. Это — небольшая историческая поэма, записанная или составленная в самом конце XII в. (ок. 1188 г.), по живым следам событий. Ни имени автора поэмы, ни отрывков ее в списках, кроме одного, не сохранилось. Только летописи подтверждают достоверность события, изображенного в С., и намекают на некоторые частности С., отразившиеся в позднейших памятниках — в Задонщине и др. Рукопись С. сгорела в московском пожаре 1812 г.; осталось только первое издание. Мы конечно сможем что-то умудриться прочитать в этом произведении, но это всё же весьма не просто. Зато существует несколько вариантов переводов «Слова...» на современный язык, например перевод Жуковского или вольный перевод Н.А.Заболоцкого.
«Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом.
Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.
Премьера оперы состоялась 22 октября 1890 года в петербургском Мариинском театре.
А ведь некоторые музыкальные фрагменты этой оперы вы слышали и не раз!!!
- Прослушивание аудиозаписей: «Улетай на крыльях ночи...» (песня послушниц), половецкие пляски.
Гораздо позже язык будет достаточно хорошо исследован, систематизирован и классифицирован. Огромная роль принадлежит в этом ЕМУ:
Школьник» Николай Некрасов
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик!
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
- Кто же это? (М.В.Ломоносов — портрет).
- Его вклад в развитие русского языка?
Поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений, 17 учёных рассуждений, 10 учебников, около 170 учёных заметок.
М.В.Ломоносов – учёный энциклопедического характера, смелый поэт – реформатор.
Поэзия Ломоносова, как и его научная, в том числе филологическая, деятельность продолжала национальную политику Петра Первого, смело двинувшего страну по пути просвещения и прогресса.
В эту эпоху, когда создавалась широкая сеть специальных школ и для обучения требовались книги, в государстве увеличилось книгопечатание. Причём Пётр требовал, чтобы книги писались «простыми русскими словами», а не сложным церковно – славянским языком.
Горячим сторонником и защитником прогрессивных преобразований Петра стал его младший современник Михайло Ломоносов. Когда умер царь, Ломоносову было всего14 лет и он ещё жил в глухом поморском селе. Трудным и тернистым путём «архангельский мужик» шёл к вершинам науки и искусства. Став одним из крупнейших учёных 18 века и замечательным поэтом, он стремился распространять просвещение, вооружать знаниями своих соотечественников. Как справедливо утверждал А.С.Пушкин, Ломоносов – «первый наш университет», «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия,… обнял все отрасли просвещения». Среди них была и филология – наука о языке и литературе.
Филолог « М.В.Ломоносов – реформатор русского литературного языка и системы стихосложения»
Гениальный учёный всегда стремился проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихотворства. Он многое сделал для того, чтобы приблизить письменную речь к особенностям устной народной поэзии. По мнению Пушкина, Ломоносов, открыв «истинные источники нашего поэтического языка», указал единственно правильный путь его развития – путь сближения литературного языка с языком народа.
Основные филологические труды Ломоносова.
1. «Письма о правилах Российского стихотворства». 1739 г.
2. «Риторика» («Краткое руководство к красноречию»), 1748 г.
3. «Российская грамматика», 1755 г.
4. «Предисловие о пользе книг церковных», 1758 г.
М.В.Ломоносов – создатель школы русского красноречия. Он прослыл «златоустом» и желал помогать своим соотечественникам в овладении родным словом.
Для понимания роли Ломоносова в развитии русского литературного языка сравним два отрывка – переводы одного стихотворения древнегреческого поэта Анакреона.
Хочется уточнить, что переводчиками были не только поэты – современники, но и ровесники.
Теория «трёх штилей».
Видя, что русский язык сильно засорён и не к месту употребляемыми иностранными словами, и устаревшими церковно – славянскими, Ломоносов поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатство, развить русский литературный язык на народной основе. В своих трудах учёный сочетал всё ценное, что он видел в славянском и русском народном языке.
Ломоносов считал, что в «российском» языке есть три рода «речений», то есть можно выделить три группы слов по стилистической окраске.
Три «штиля» русского языка: Высокий, Средний, Низкий
Какие слова можно использовать Слова 1 и 2 групп.
«Штиль» торжественный, величественный, важный Русские слова 1 и 3 групп. Можно использовать слова 2 группы, но чтобы слог не казался «надутым». Исключительно русские слова, которых нет в славянском языке
Какие жанры можно писать
Героические поэмы
Оды
Трагедии
В прозе – ораторские речи «о важных материях» Драмы
Стихотворные дружеские письма
Элегии
Сатиры
В прозе – исторические сочинения Комедии
Эпиграммы
Песни
Басни
В прозе – письма, 2писания обыкновенных дел»
Примеры произведений Ломоносова «Ода на день рождения императрицы Елисаветы Петровны, 1746 г»
«Утреннее размышление о божием величии» «О пользе Стекла»
«Случились вместе два астронома в пиру» «Гимн бороде»
«Стихотворство – моя утеха, физика – моё упражнение», - любил говорить Ломоносов. Эта «утеха» привела учёного к реформам и стала революцией в истории развития русского языка.
« Борьба за чистоту русского языка и его обогащение»
Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, Ломоносов умел найти русские слова для выражения научных понятий и заложил фундамент русского технического и научного словаря. До настоящего времени прочно вошли в обиход термины, составленные Ломоносовым:
земная ось,
уднльный вес,
равновесие сил,
кислота,
квасцы,
воздушный насос,
магнитная стрелка.
Усовершенствовал учёный и некоторые слова, давно и прочно вошедшие в русскую науку: вместо «квадратум» - квадрат,
«оризонт» - горизонт,
«препорция» - пропорция.
Создав «Российскую грамматику», Ломоносов заложил основы и сформулировал нормы русского языка, разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.
Термины «подлежащее» и «сказуемое» были введены М.В.Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем».
«Высказывания Ломоносова о русском языке»
«Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся».
Учёный считал, что русским языком со всеми говорить пристойно» (с Богом, друзьями, неприятелем, женским полом), так как в нём есть «и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого. И нежность итальянского, и богатство. И сильная изобразительность латинского и греческого языка».
Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения соответствовали культурным традициям нации. Для выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открыл перед поэзией широкие художественные горизонты.
Итак, жизнь Ломоносова была посвящена «распространению наук в отечестве», что, по признанию поэта, ему было «всего в жизни … дороже». Он «до гроба … с неприятелями наук Российских» боролся.
Убеждённый и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова А.С.Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.
Мы, живущие ныне, преклоняемся перед великим гением нашей русской земли М.В.Ломоносовым. Вполне вероятно, что уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.
М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы.
А вот 19 век неразрывно связан ещё с одним мировым именем — А.С.Пушкин (+портрет)
Деятельность Пушкина составляет важный исторический этап в совершенствовании национального языка, неразрывно связанном с развитием всей национальной культуры, поскольку национальный язык является формой национальной культуры.
Пушкин потому явился основоположником современного литературного языка, близкого и доступного всему народу, что был писателем истинно-народным, чье творчество обогатило нашу национальную культуру, писателем, горячо боровшимся со всеми, кто стремился придать ей характер антинародный, выгодный и удобный лишь для господствующего эксплуататорского класса. Деятельность Пушкина как основоположника русского литературного языка неразрывно связана с его общей величайшей ролью в развитии русской национальной культуры, нашей литературы, передовой общественной мысли.
Величие дела Пушкина состоит именно в том, что он прекрасно понимал, что язык создается народом. Он широчайшим образом воспользовался наличными богатствами общенародного русского языка. Он глубоко оценил значение всех характерных структурных особенностей русского общенародного языка в их органической целостности. Он узаконил их в различных жанрах и стилях литературной речи. Он придал общенародному русскому языку особенную гибкость, живость и совершенство выражения в литературном употреблении. Он решительно устранял из литературной речи то, что не отвечало основному духу и законам живого русского общенародного языка.
Имя, которое довольна часто произносят филологи сейчас — Виктор Владимировия Виноградов - . В 1917 в Петрограде окончил Историко-филологический институт и Археологический институт. Профессор Ленинградского (1920—29) и Московского (1930—69) университетов: заведующий кафедрой русского языка МГУ (1945—69). Директор института языкознания АН СССР (1950—54), института русского языка АН СССР (1958—68). Автор исследований по русской грамматике: "Русский язык. Грамматическое учение о слове" (1947; Государственная премия СССР, 1951); по истории русского языка: "Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX вв." Теоретическому анализу вопросов стилистики и поэтики на основе материала русской литературы посвящены книги "О художественной прозе" (1930), "О языке художественной литературы" (1959) и "Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика" (1963). Участвовал в составлении "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова (т. 1—4, 1935—40), в редактировании словарей русского языка, изд. АН СССР (т. 1—17, 1948—65; т. 1—4, 1957—61). Руководил работой по составлению "Словаря языка Пушкина" (т. 1—4, 1956—61). Был членом многих иностранных академий, председателем международного комитета славистов (с 1957). Награждён орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Его именем назван Институт русского языка в Санкт — Петербурге (ИРЯ РАН) - (фото)
Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН является ведущим центром научных исследований по русскому языку в России и за рубежом, в задачи которого входит оценка речевых инноваций с точки зрения их нормативности и кодификация норм литературного языка в нормативных словарях, грамматиках, справочниках по культуре речи. Из этих задач вытекают основные направления работы Института:
– грамматический и лексический строй современного русского языка; создание фундаментальных словарей, грамматик и лингвистических корпусов, изучение социальных и прагматических аспектов функционирования русского языка;
– история и диалектология русского языка, создание исторических словарей, грамматик и диалектных атласов; академические издания памятников русской письменности.
Результатами этой деятельности являются словари, монографии, компьютерные фонды и базы данных, крупнейшая фонотека звучащей русской речи во всех ее разновидностях с начала XX в. до наших дней, многомиллионные словарные картотеки по текстам древнерусской письменности с XI-го по XVII век, а также десятилетиями собиравшиеся по специальной программе уникальные материалы всех диалектов России.
ГосИРЯ имени Пушкина в Москве.
Историю ведет с 1966 года, как научный центр русского языка при филологическом факультете МГУ. С 1974 – самостоятельное, негосударственное учебное заведение. Тогда же ВУЗу было присвоено имя Великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. (Позже, в 1998 году институт получил статус государственного).
ГИРЯ (забавная аббревиатура, не правда ли?), в первую очередь специализируется на вопросах изучения русского языка иностранными гражданами.
ведущее учебное и научное заведение, занимающееся проблемами преподавания русского языка как иностранного. Основан в 1966 году как Научно-методический центр русского языка при МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1974 году стал самостоятельным учебным заведением — Институтом русского языка имени А. С. Пушкина, с 1998 года имеет статус Государственного. В Институте работают крупные специалисты по методике преподавания русского языка как иностранного, по методике преподавания русского языка и литературы в школе, по языкознанию, литературоведению и другим филологическим и гуманитарным дисциплинам. Первый директор, затем ректор, а ныне — Президент Института — один из его основателей, академик РАО, доктор филологических наук, профессор Виталий Григорьевич Костомаров. Сейчас ректором Института является доктор филологических наук, профессор Юрий Евгеньевич Прохоров.
- Заключение:
- выделите этапы развития русского языка,
- с чьими именами они связаны,
- с чего начинается язык?
- почему Пушкина называют основоположником РЯ?
- Какие учебные заведения занимаются изучением РЯ?
- Чьи имена ещё вы могли бы назвать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
Разработка урока, посвящённая Европейскому Дню языков
26 сентября отмечается Европейский День языков. А каково значение английского языка в современном мире?...
Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка
Работа представляет опыт проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....
Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»
Популяризация русского языка и культуры. Приобщение любви к русской культуре....
Внеклассное мероприятие, посвящённое неделе русского языка и литературы
Данный урок представляет собой викторину, состоящую из трех этапов, предполагающую деление класса на четыре группы в зависимости от уровня знаний и умений каждого ученика. Соревновательный момент обес...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...