Презентация «Методика подготовки к сжатому изложению»
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме
Презентация содержит материал, который поможет учителю подготовить выпускников к сжатому изложению в формате ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Методика подготовки к сжатому изложению в ГИА" | 500.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : обеспечить качественную подготовку выпускников к сжатому изложению на основе формирования различного вида компетенций.
Требования к сжатому изложению Сжатое изложение «требует умения выделять в тексте микротемы , определять в них главное; отсекать второстепенное. При этом востребованным оказывается прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию»
Виды работы на уроках русского языка при подготовке к сжатому изложению Подготовка к сжатому изложению Составление тезисного плана (из микротем ) Устный пересказ (по памяти ) Письменный пересказ Восстановление текста по данным словам, фрагментам Сопоставление двух текстов (сжатого и подробного) Поиск ошибок сжатия и редактировани е текста Поиск ключевых слов Комплексный анализ текста
Первый этап. После прочтения текста учащимся предлагаются задания на осмысление текста: - доказать, что это текст, т.е перечислить основные признаки текста на конкретном материале; - определить тему и основную мысль текста; - подобрать заголовок или проанализировать имеющийся заголовок, аргументировать свой ответ; - определить стиль и тип текста, ответ обязательно аргументировать; - выделить микротемы , понять смысл абзацного членения; - выделить главную и второстепенную информацию. Отработка этих навыков помогает подготовиться к сжатому изложению. Обучению сжатию и развертыванию информации небольшого объема должно стать постоянным видом работы при комплексном анализе текста . Второй этап – это орфографический и пунктуационный разбор текста. Эта работа позволяет вспомнить изученные орфограммы и пунктограммы . Третий этап– языковой анализ текста- включает - все виды анализа слов (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, лексический); - характеристика средств речевой выразительности . Алгоритм комплексного анализа текста
ВЫВОД Комплексный анализ текста учит правильному пониманию темы текста, четким формулировкам, последовательному и логическому изложению материала, умению аргументировать свои высказывания, умению делать обобщения и выводы. Таким образом, комплексный анализ текста, начиная с пятого класса, формирует все необходимые выпускнику компетенции: коммуникативную – при интерпретации и трансформации текста; лингвистическую – при анализе языкового материала; языковую – в процессе выполнения заданий второй части экзаменационной работы, связанных с нормами русского языка.
Приемы компрессии исходного текста — содержательные и языковые . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ КОМПРЕССИИТЕКСТА: В первом предложении абзаца; в главной части сложного предложения . Чтение и понимание текста — это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться разделять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем : важная информация обычно содержится
ОСНОВНЫМИ ПРИЕМАМИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ЯВЛЯЮТСЯ: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЕМЫ КОМПРЕССИИ ИСХОДНОГО ТЕКСТА 1 . Замены: • замена однородных членов обобщающим наименованием; • замена фрагмента предложения синонимичным выражением; • замена предложения или его части указательным местоимением; • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; • замена сложноподчиненного предложения простым. 2. Исключение • исключение повторов; • исключение фрагмента предложения; • исключение одного или нескольких синонимов . З . Слияния: • слияние нескольких предложений в одно. NB! Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании .
Существуют три способа сжатия текста: Исключение Обобщение Упрощение
Упражнения для отработки содержательных приёмов сжатия текста Сформулировать главную мысль каждого текста одним предложением. Из ответов, данных после текста, выберите наиболее точный. Прочитайте текст. Зачеркните в нем второстепенную информацию (можно убрать из текста, не нарушая его смысла), запишите окончательный вариант. Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Запишите окончательный вариант.
Упражнения для работы над языковыми приёмами компрессии исходного текста Исключение подробностей и деталей Запишите предложения, исключая повторы слов и словосочетаний . Запишите предложения, исключая один или несколько синонимов Прочитайте предложения, найдите в них и подчеркните уточняющие или поясняющие конструкции. Запишите текст без них. Сжать предложение путем сокращения отдельных членов предложения. Сократите текст, исключая одно или несколько предложений с описаниями и рассуждениями.
Обобщение конкретных, единичных явлений Сжать предложение, подобрав к однородным членам предложения обобщающее наименование или сочетание слов ( времена года, явления природы, средства связи ) Замена гипонимов гиперонимом Замените предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением ( никогда, никуда, никто, ничего, всегда, везде, всюду, всякий, каждый, любой всё, все они и др . ) .
Упрощение синтаксических структур Прочитайте текст. Изложите его содержание с помощью одного простого или сложного предложения . Прочитайте текст и сократите его, используя приемы исключения и обобщения. Замените сложноподчиненное предложение простым Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом. Замените прямую речь косвенной.
Правила построения абзаца: 1 ) В одном абзаце , как правило, излагается только одна микротема . 2) Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка. 3) Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца. 4) Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих, способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.
«Как писать сжатое изложение» 1 . Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы . 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки. 10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя.- М: «Экзамен», 2006. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Воссоздающее воображение в обучении филологическим дисциплинам//Электронный журнал Психологическая наука и образование.- 2009. № 1. С.1-93. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка// РЯШ.2006. №6. С.3-10 Добротина И.Н. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению // РЯШ. – 2008. - №8. – С. 11-17. Кобзарева Л.А Русский язык. 9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» //Волгоград: Учитель, 2008. – 138 с.4. Корчагина Е.В., Симакова Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/,..-М.: АСТ:Астрель : Полиграф- издат ., 2010 Куманяева А.Е. Изложение на экзамене.- М., 2005. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - М, 1984. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе //РЯШ.- 2010.- №1, с.3-16 Пахнова Т.М., Материалы для подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9 классе (Комплексная работа с текстом).//РЯШ.- 2010.- №1, №2, с. 19-24; №3, с. 14-18). Степанова Л.С., Цыбулько Г.И. Готовимся к новому формату экзамена в IX классе // Русский язык в школе. – 2007. - №3. – С. 17-19. Сенина Н.А.. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред..-Ростов н/Д: Легион –М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебное пособие для учащихся 9-ых классов Методика подготовки к сжатому изложению
. Сегодня работа над компрессией (сжатием) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА)....
"Подготовка к сжатому изложению" с презентацией
Урок проводится в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку...
"Подготовка к сжатому изложению" Презентация к уроку развития речи в 8 классе
В материале представлена презентация для проведения урока развития речи по русскому языку в 8 классе. Подготовка к сжатому изложению является подготовительным этапом, знакомящим восьмиклассников с фор...
Реферат на тему: «Методика подготовки к сжатому изложению в ГИА»
В публикации описаны виды работы на уроках русского языка при подготовке к сжатому изложению в формате ГИА. Основная часть включает следующие разделы:1.Особенности подготовки к сжатому изложению.2.Ком...
Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ.
Методика работы над сжатым изложением...
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...
Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ
Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ. Изложение – один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи, который предполагает два взаимосв...