Конкурс по русскому языку в 9 классах «Все ли вы знаете о языке?»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Эпиграф: Воспитание любви к русскому языку - серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский)
Цель: привитие любви к родному языку, воспитание культуры речи.
Участвуют команды 9 «А», «Б» классов.
Задания 1 команде:
1. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:
Лагерь, окрестность, бурьян, рояль, роль, ряд, стоять, ёлка.
2.Расставьте ударения в следующих словах:
Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, магазин, положил, красивее, статуя.
3.Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Традиция, банкротство, маркетинг, триумф, атлет, шеф, дебаты, гандбол, пенальти, финал.
4.Почему мы так говорим: во всю ивановскую; гол как сокол; на воре шапка горит?
5.Какими звуками автор передает грохот грозы?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
(Ф.И.Тютчев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Все ли вы знаете о языке?» | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс по русскому языку в 9 классах «Все ли вы знаете о языке?»
Эпиграф: Воспитание любви к русскому языку - серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский)
Цель: привитие любви к родному языку, воспитание культуры речи.
Участвуют команды 9 «А», «Б» классов.
Задания 1 команде:
- Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:
Лагерь, окрестность, бурьян, рояль, роль, ряд, стоять, ёлка.
2.Расставьте ударения в следующих словах:
Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, магазин, положил, красивее, статуя.
3.Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Традиция, банкротство, маркетинг, триумф, атлет, шеф, дебаты, гандбол, пенальти, финал.
4.Почему мы так говорим: во всю ивановскую; гол как сокол; на воре шапка горит?
5.Какими звуками автор передает грохот грозы?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
(Ф.И.Тютчев)
6.Образуйте форму множественного числа от существительных:
Длина, толщина, ширина, высота , количество, качество.
7.В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое? Найдите его в реплике А.Чацкого:
Когда в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
(А. Грибоедов «Горе от ума»)
8.Найдите сложное предложение и определите его вид:
1.Было тепло и мы ходили без пальто.
2.Тишина и только гулкие раскаты грома раздаются вдали.
3.Пахло травой и лесной сыростью.
4.Зимой здесь завывают метели и над крышами зябко вьются сизые дымки.
5.Было тепло и очень тихо.
9. Одно из слов: дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать - изменило в ходе истории свой род (однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранились) Какое это было слово? Обоснуйте свое мнение.
10. У какого русского писателя одно из произведений состоит всего из трех предложений? Как оно называется?
Задания 2 команде:
1.Прочитайте слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:
Жили-были старик да старуха.
2.Расставьте ударения в следующих словах:
Алфавит, арест, корысть, комплекс, кульминация, сессия, соболезнование, сирота, эпилог, медикаменты.
3.Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Автоклав, анфилада, досье, коррупция, лепта, монограмма, пантеон, спидвей, теолог, финиш.
4.Почему мы так говорим: время истекло; ахиллесова пята; дамоклов меч.
5.Разберите по составу выделенные слова:
Расточка деталей. Из земли показалось три росточка.
6.Какое языковое явление наблюдается в следующих выражениях?
1.Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. (М.Ю.Лермонтов)
2.Можно встретить старика лет двадцати и юношу в пятьдесят. (А.Герцен)
7.Какое значение имело слово анекдот во времена А.С.Пушкина?
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
(«Евгений Онегин)
8.Найдите грамматические основы предложений и определите вид.
1.Пахнет сиренью и вечерней свежестью.
2.Заглянуло солнца в окна и росой умыло стекла.
3.Утопая в листве по колено, снова осень стоит у двора.
4.Кругом простиралось поле, на котором колосилась спелая пшеница, и только слева тянулся молодой лесок.
5.Я заснул так крепко, что не видел станций, мимо которых мы проезжали.
9.Найдите односоставные предложения и определите их вид:
1.Ждем выходного дня.
2.Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
3.Хорошо в лесу в апреле!
4.Мне показалось, что я слышу осторожный плеск воды, похожий на затаенный вздох.
5.Лошадь привязали к столбу.
10.Чем является в данных предложениях слово известно? Обоснуйте свой ответ.
1.Известно, что слоны в диковинку у нас. (И.А.Крылов)
2.Слоны, известно, в диковинку у нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс знатоков русского языка. 5 класс
Конкурсная программа для любителей словесности позволит учащимся 5-ых классов расширить общий кругозор, способствует развитию творческих способностей, логического мышления детей....
конкурс знатоков русского языка 5 класс
внеклассное мероприятие для учащихся 5 -х классов по русскому и литературе....
Внеклассное мероприятие – конкурс по русскому языку «Знатоки русского языка». 6-8 класс
Внеклассное мероприятие – конкурс по русскому языку«Знатоки русского языка».6-8 класс...
Урок-конкурс по русскому языку в 5 классе «Заседание клуба знатоков русского языка»
Данный урок может быть использован как дополнительный по русскому языку, так и внеурочное занятие по предмету. Урок- конкурс направлен на расширение кругозора учеников, в...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса «Конкурс знатоков русского языка»
Цель: · прове...
Внеклассное мероприятие "Конкурс знатоков русского языка" (5 класс)
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса (конкурсы, викторины, кроссворды)...
Презентация к внеклассному мероприятию "Конкурс знатоков русского языка" (5 класс)
Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку для учащихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка"...