Конспект урока для 5 класса по русскому языку "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Салихова Айгуль Сунагатовна

Урок повторения темы раздела "Лексика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.docx12.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

городского округа город Сибай Республики Башкортостан

Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика»

                                                                                       Выполнила: Салихова А.С.,

учитель русского языка и литературы.

2014год.

Цели: 

Образовательная: повторить тему «Лексика», формировать умения распознавать антонимы, синонимы и омонимы в тексте, выявить в ходе исследования, для чего нужны в речи антонимы, синонимы и омонимы.

Развивающая: развивать посредством наблюдений умение сопоставлять, выделять существенное, общее, делать обобщающие выводы; развивать умение работать самостоятельно, настойчиво, преодолевая трудности на уроке; развивать умение использовать в речи антонимы, синонимы и омонимы.

Воспитательная: создать эмоциональный настрой учащихся, обогатить словарный запас учащихся, нацелить на использование  в речи омонимов, синонимов, антонимов.

Планируемые результаты:

Предметные:

Создать условия для развития у учащихся умения:

- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить слова-синонимы, антонимы, омонимы;

- осуществлять самоконтроль

Личностные:

Уметь проводить самооценку успешности

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме,

слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД:

Уметь анализировать

Сравнивать объекты (находить общее и отличия), формулировать выводы, обобщать

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать с таблицей;

оценивать правильность выполнения действия; высказывать свои предположения.

Методы: проблемно-поисковый, иллюстративный

 Приемы: фронтальный опрос, анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование: 

  • Презентация;
  • Рабочий лист;
  • Таблица для подведения итогов;
  • Музыкальное сопровождение.

Если в мире есть, достойные названия «чуда», то слово,

бесспорно, первое и  самое  чудесное из   них.

Л.Успенский.

Этапы урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приветствие:

Орг.момент:

Здравствуйте, ребята!!! Сегодня на уроке гости, давайте поприветствуем их!!! Тихонько сели.

Наш урок необычный, вести его буду я – Салихова А.С., учитель русского языка и литературы средней школы №7. Вас приветствуют и мои ученики. Итак, мы начинаем урок. Подготовим рабочее место. Перед вами на партах рабочие листы, где мы будем писать, записываем: «Двадцать четвертое декабря. Классная работа»

Приветствуют, садятся.

Записи на рабочих листах

Актуализация опорных знаний

В эту минуту вместе с вами  в России, в Республике Башкортостан, в Сибае, в лицее ученики получают знания. Каждое слово, сказанное учителем, прорастет в вас и через время станет деревом знаний.

Если в мире есть, достойные названия «чуда», то слово,

бесспорно, первое и  самое  чудесное из   них.

Л.Успенский.

Скажите, какой раздел языкознания изучает слово и его лексическое значение? Значит темой нашего урока будет ….

Задачи нашего урока – повторить и закрепить изученное, результатом урока должны стать ваши знания и богатый словарный запас.

ЛЕКСИКА

Повторение - разминка

Станция «ЛЗС»

1)Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

2) Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке.

3) Запас слов и выражений человека.

4) Очень суровый, безжалостный человек.

5) Кушанье из сваренной крупы.

6) Тонкая верёвка.

7) Обожжённое место на ткани организма.

8)Предприятие для добычи руды.

  • Маяк
  • Жюри
  • Лексика
  • Жестокий
  • Каша
  • Бечёвка
  • Ожог
  • Рудник

В гостях у сказки - прямое и переносное значение слова.

К нам в гости пришла Большая медведица и Умка. Давайте послушаем, что они нам скажут.

(Песня)

В каких случаях мы также употребляем словосочетание – «Большая медведица»? Сколько значений имеет это слово? Как называются такие слова?

В тексте есть также много интересных моментов, которые вы изучите в старших классах. Это средства художественной выразительности языка: ложкой снег, мешая, ночь идет большая, мы плывём на льдине, как на бригантине, звездные соседи светят дальним кораблям.

Все слова, которые имеют два и более значений называются многозначными.

«Большая медведица» - это название созвездия. Это слово имеет два значения.

Станция «Омонимы»

Составьте с данными словами предложения так, чтобы стало понятным их лексическое значение

Что такое омонимы?

Чем они особенны?

Кран, пила, очки, ручка, кисть, труба.

Пример: Папа чинил кран. Во дворе работал кран.

ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - 'шарообразная летучая дымчатая масса' (клуб дыма) и клуб - 'культурно-просветительское учреждение' (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

Станция «Синонимы»

Что такое синонимы?

Чем они особенны?

Подберите синонимы к слову понять…

Волшебник…

Запишите слова –синонимы:

1)Дом, 2)лекарь, 3)лихой, 4)шествовать, 5)поэт, 6)хата,  7)врач, 8)жилище , 9)здание, 10)стихотворец, 11) думать,12) доктор, 13)смелый, 14)размышлять, 15)иностранец, 16)идти,  17)топать, 18)чужеземец, 19)мыслить

Исправьте в тексте тавтологию , заменив слова синонимами

Девочка учится в 5 классе. Девочке нравится русский язык. Девочка на уроке русского языка любит писать сочинения. Девочка очень прилежная.

СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению.

Постигнуть, осознать, уяснить,  уразуметь, осмыслить.

Маг, колдун, чародей, кудесник

1,6,8,9;

2,7,12;

3,13;

4,16,17;

5,10;

15,18;

11, 14,19.

Станция «Антонимы»

Что  вам известно об антонимах?

Чем интересны антонимы?

Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.

Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится?

Вернемся к нашему вопросу? Для чего же нужны в речи антонимы?

.

Aнтонимы имеются в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и сказках.

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже  я считаюсь...

И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится. 

Они помогают раскрыть противоположные явления, придают ясность.

Обобщение работа с текстом

Текст (распечатан)

Оценивание

Оценки по количеству набранных смайликов.

Д/з

1.Кроссворд с использованием толкового словаря, ключевое слово «Лексика»;

2. В тетради по теории заполнить таблицу: «Лексика», выполнить письменное задание;

3. Написать сочинение-сказку, стихотворение по пройденной теме «Лексика».

Записывают в дневники

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

Конспект урока 11 класс Тема: «Русское солнце».

Конспект урока 11 классТема: «Русское солнце»....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения

представлены конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....