Конспект урока для 5 класса по русскому языку "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
городского округа город Сибай Республики Башкортостан
Урок повторения и обобщения изученного по теме «Лексика»
Выполнила: Салихова А.С.,
учитель русского языка и литературы.
2014год.
Цели:
Образовательная: повторить тему «Лексика», формировать умения распознавать антонимы, синонимы и омонимы в тексте, выявить в ходе исследования, для чего нужны в речи антонимы, синонимы и омонимы.
Развивающая: развивать посредством наблюдений умение сопоставлять, выделять существенное, общее, делать обобщающие выводы; развивать умение работать самостоятельно, настойчиво, преодолевая трудности на уроке; развивать умение использовать в речи антонимы, синонимы и омонимы.
Воспитательная: создать эмоциональный настрой учащихся, обогатить словарный запас учащихся, нацелить на использование в речи омонимов, синонимов, антонимов.
Планируемые результаты:
Предметные: | Создать условия для развития у учащихся умения: - использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога; - находить слова-синонимы, антонимы, омонимы; - осуществлять самоконтроль |
Личностные: | Уметь проводить самооценку успешности |
Коммуникативные УУД: | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; |
Познавательные УУД: | Уметь анализировать Сравнивать объекты (находить общее и отличия), формулировать выводы, обобщать |
Регулятивные УУД: | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать с таблицей; оценивать правильность выполнения действия; высказывать свои предположения. |
Методы: проблемно-поисковый, иллюстративный
Приемы: фронтальный опрос, анализ, сравнение, обобщение.
Оборудование:
- Презентация;
- Рабочий лист;
- Таблица для подведения итогов;
- Музыкальное сопровождение.
Если в мире есть, достойные названия «чуда», то слово,
бесспорно, первое и самое чудесное из них.
Л.Успенский.
Этапы урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Приветствие: Орг.момент: | Здравствуйте, ребята!!! Сегодня на уроке гости, давайте поприветствуем их!!! Тихонько сели. Наш урок необычный, вести его буду я – Салихова А.С., учитель русского языка и литературы средней школы №7. Вас приветствуют и мои ученики. Итак, мы начинаем урок. Подготовим рабочее место. Перед вами на партах рабочие листы, где мы будем писать, записываем: «Двадцать четвертое декабря. Классная работа» | Приветствуют, садятся. Записи на рабочих листах |
Актуализация опорных знаний | В эту минуту вместе с вами в России, в Республике Башкортостан, в Сибае, в лицее ученики получают знания. Каждое слово, сказанное учителем, прорастет в вас и через время станет деревом знаний. Если в мире есть, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них. Л.Успенский. Скажите, какой раздел языкознания изучает слово и его лексическое значение? Значит темой нашего урока будет …. Задачи нашего урока – повторить и закрепить изученное, результатом урока должны стать ваши знания и богатый словарный запас. | ЛЕКСИКА |
Повторение - разминка Станция «ЛЗС» | 1)Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов. 2) Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке. 3) Запас слов и выражений человека. 4) Очень суровый, безжалостный человек. 5) Кушанье из сваренной крупы. 6) Тонкая верёвка. 7) Обожжённое место на ткани организма. 8)Предприятие для добычи руды. |
|
В гостях у сказки - прямое и переносное значение слова. | К нам в гости пришла Большая медведица и Умка. Давайте послушаем, что они нам скажут. (Песня) В каких случаях мы также употребляем словосочетание – «Большая медведица»? Сколько значений имеет это слово? Как называются такие слова? В тексте есть также много интересных моментов, которые вы изучите в старших классах. Это средства художественной выразительности языка: ложкой снег, мешая, ночь идет большая, мы плывём на льдине, как на бригантине, звездные соседи светят дальним кораблям. | Все слова, которые имеют два и более значений называются многозначными. «Большая медведица» - это название созвездия. Это слово имеет два значения. |
Станция «Омонимы» Составьте с данными словами предложения так, чтобы стало понятным их лексическое значение | Что такое омонимы? Чем они особенны? Кран, пила, очки, ручка, кисть, труба. Пример: Папа чинил кран. Во дворе работал кран. | ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - 'шарообразная летучая дымчатая масса' (клуб дыма) и клуб - 'культурно-просветительское учреждение' (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием. |
Станция «Синонимы» | Что такое синонимы? Чем они особенны? Подберите синонимы к слову понять… Волшебник… Запишите слова –синонимы: 1)Дом, 2)лекарь, 3)лихой, 4)шествовать, 5)поэт, 6)хата, 7)врач, 8)жилище , 9)здание, 10)стихотворец, 11) думать,12) доктор, 13)смелый, 14)размышлять, 15)иностранец, 16)идти, 17)топать, 18)чужеземец, 19)мыслить Исправьте в тексте тавтологию , заменив слова синонимами Девочка учится в 5 классе. Девочке нравится русский язык. Девочка на уроке русского языка любит писать сочинения. Девочка очень прилежная. | СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Постигнуть, осознать, уяснить, уразуметь, осмыслить. Маг, колдун, чародей, кудесник 1,6,8,9; 2,7,12; 3,13; 4,16,17; 5,10; 15,18; 11, 14,19. |
Станция «Антонимы» | Что вам известно об антонимах? Чем интересны антонимы? Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению. Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится? Вернемся к нашему вопросу? Для чего же нужны в речи антонимы? . Aнтонимы имеются в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и сказках. | Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь... И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится. Они помогают раскрыть противоположные явления, придают ясность. |
Обобщение работа с текстом | Текст (распечатан) | |
Оценивание | Оценки по количеству набранных смайликов. | |
Д/з | 1.Кроссворд с использованием толкового словаря, ключевое слово «Лексика»; 2. В тетради по теории заполнить таблицу: «Лексика», выполнить письменное задание; 3. Написать сочинение-сказку, стихотворение по пройденной теме «Лексика». | Записывают в дневники |
Рефлексия | сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"
Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...
Конспект урока 11 класс Тема: «Русское солнце».
Конспект урока 11 классТема: «Русское солнце»....
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2
Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...
Конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения
представлены конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения...
Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения
Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения...
Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....