Повторение и обобщение по теме «Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Назарова Наталья Владимировна

План-конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:


 УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6  КЛАССЕ

Тема: «Повторение и обобщение по теме «Причастие».

                 

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цели урока:

Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (просмотровым, изучающим), навыками  аудирования, обобщать, систематизировать.

Предметные: Обобщение полученных знаний о причастии. Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме. Развивать навыки построения схемы предложения с причастным оборотом.

Форма урока:  интегрированный.

Задачи:  Воспитание  коллективизма, взаимовыручки, любви к языку, Родине. Раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.

ХОД УРОКА

За доблесть, за счастье наше
Героев мы свято чтим!
Вечная память павшим!
Вечная слава живым!

  1. Проверка домашнего задания. Заполните графы таблицы (н,нн).

1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф, 6) ягоды собра..ы,  7) газирова..ая вода, 8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13) неслыха..ый успех, 14) купле..ый карандаш, 15) льви..ая грива, 16) ране..ый в плечо.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

2. Формулирование темы и целей урока.

Подвиг, герой, сражающийся, отстоять, побеждающий, Родина, Великая Отечественная война.

-Какой темой объединены эти слова?   (Война.)

- А теперь найдите среди этих слов причастия.

- Составьте словосочетание «Прил.+сущ.», чтобы получилась тема, которой мы посвятим сегодняшний урок.

«Причастные войне» .  

-Скажите мне, пожалуйста, а какие цели на сегодняшнем уроке мы можем поставить?

-Сегодня, ребята у нас будет необычный урок. Урок, на котором мы не только вспомним всё о причастиях, но и  вспомним наше давно минувшее.

Целевая установка.

  Преследуя поставленные цели, давайте договоримся, на протяжении всего урока использовать в своей речи как можно больше причастий, а пассивные речевые обороты заменять причастными.

 (Запись в тетради числа и темы урока.)

3. Повторение изученного 

1. - Посмотрите, как охарактеризовал причастие русский учёныйписатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».

"Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного".

Владимир Иванович Даль.

  1. -Что такое причастие?

Его постоянные признаки – глагольные, а непостоянные – признаки прилагательного.

( На доске «Прилагательное» и «Глагол», 2 ученика записывают на доске признаки каждой части речи.). После этого находим признаки, которые «унаследовало» причастие.

Проверка:

                                                                   

  1. Что такое залог? Распределите  «данные суффиксы по местам».

- ющ-, -вш-,-ем-, -енн-(-ённ-)
    -ащ-,- ящ-, ом-, -ш-, -им-, -нн-, - ущ-, -т-

Дейст.причаст.             Дейст.причаст.               Страд.причаст.             Страд.причаст.

    Наст.врем.                   Прош.врем.                         Наст.врем.                Прош.врем.

Проверка:

Дейст.причаст.             Дейст.причаст.               Страд.причаст.             Страд.причаст.

    Наст.врем.                   Прош.врем.                         Наст.врем.                Прош.врем.

   - ущ-,- ющ-                           -вш-                               -ем-, ом-                      -енн-(-ённ-)

    -ащ-,- ящ-                             -ш-                                     -им-                               -нн-т-

Учащиеся заполняют таблицу.

  1. Морфемный, словообразовательный, морфологический разбор причастия.

Совершившие подвиги люди живут вечно.

Совершившие – причастие.

I. Люди (какие?) совершившие

Н.ф. совершивший

II.Пост.пр.дейст., прош.вр., сов.в., невозв.

Непост. И.п., множ.ч.

III.Какие? совершившие (подчеркивается волнистой линией, определение).

  1. Работа в парах «У костра». Отдохнем, сделаем привал у костра! 

(Включается музыка, учащиеся ходят по классу, танцуют, когда музыка останавливается, находят себе партнера и отвечают ему на вопрос)

-Какие причастия называются действительными? ( Причастия, обозначающие признак того предмета, который  сам производит действие, называются  действительными.) (Отвечает тот, у кого глаза темнее)

- Правописание суффиксов действ.причастий наст.времени.( Отвечает тот, ниже рост)

-Какие причастия называются страдательными? ( Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает действие  со стороны другого предмета, называются страдательными.) (У кого пуговец в одежде больше)

- Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени.(Отвечает тот, у кого день рождения ближе к 9 мая)

7.Работа с текстом.  

Прочитайте. Подчеркните все причастия..

Орден Славы

    Орден Славы – знак доблести, представляющий собой пятиконечную звезду. В середине знака изображена Спасская Башня, являющаяся символом страны. В октябре 1953 года эскизы ордена, представленные художниками, были утверждены. 8 ноября 1943 года вышел Указ Верховного Совета, утвердивший этот орден.

     Орденом Славы награждали бойцов,  проявивших отвагу и смелость в бою.

     Знак по своему статуту и цвету ленты повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград — Георгиевский крест.

     Орден Славы имеет три степени, из которых орден высшей I степени — золотой, а II и III — серебряные (у второй степени был позолочен центральный медальон). Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя.

Выпишите из текста: 1 вариант – полные причастия, 2 вариант – краткие. Проверка:

- Когда мы пишем в суффиксах причастий -н, а когда -нн

9.«Праздничный салют!»  Читаем предложения. Если в причастии две Н, учащиеся хлопают, если одна –не хлопают.

  1. Рядом с Егорушкой сник за пеньком партизан, он был пораже(н,нн)  пулей в голову. 
  2. Солдаты, утомле(нн,н)ые  беспрерывными боем, крепко спали. 
  3. Опустели огороды, хаты броше(н,нн)ы, заливные луга.
  4. Ране(нн,н)ые воины доставле(нн,н)ы в госпиталь.
  5. Солдаты в его роте были очень дисциплинирова(нн,н)ы.
  6. Окруже(нн,н)ые враги сдались в плен.

11.Итог урока.

-Синквейн– «Война»

  1. Тема – война
  2. 3 причастия
  3. 2 глагола
  4. Осн.мысль
  5. Сущ. - тема

12. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Почему важна помнить о войне? ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

Осенние причастия. Урок обобщения по теме "Причастие"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие"....

Тема: Повторение и обобщение по теме, « Причастие» в V11 классе с использованием сингапурской структуры

Цель урока: обобщение знаний учащихся о причастии.Задачи урока:— научить применять знания о причастии как части речи, выявлять орфограммы в причастиях, отработать умение определять его синтаксическую ...

Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13294049","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...

презентация к уроку "Повторение и обобщение по теме "Причастие" 7 класс

Презентация к уроку "Повторение и обобщение по теме "Причастие" 7 класс...

Презентация к уроку в 7 классе "Повторение и обобщение по теме "Причастие"

Обобщение и систематизация знаний о причастиях, дидактический материал по основным правилам....