Повторение и обобщение по теме «Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
План-конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Тема: «Повторение и обобщение по теме «Причастие».
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цели урока:
Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (просмотровым, изучающим), навыками аудирования, обобщать, систематизировать.
Предметные: Обобщение полученных знаний о причастии. Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме. Развивать навыки построения схемы предложения с причастным оборотом.
Форма урока: интегрированный.
Задачи: Воспитание коллективизма, взаимовыручки, любви к языку, Родине. Раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.
ХОД УРОКА
За доблесть, за счастье наше
Героев мы свято чтим!
Вечная память павшим!
Вечная слава живым!
- Проверка домашнего задания. Заполните графы таблицы (н,нн).
1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф, 6) ягоды собра..ы, 7) газирова..ая вода, 8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13) неслыха..ый успех, 14) купле..ый карандаш, 15) льви..ая грива, 16) ране..ый в плечо.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2. Формулирование темы и целей урока.
Подвиг, герой, сражающийся, отстоять, побеждающий, Родина, Великая Отечественная война.
-Какой темой объединены эти слова? (Война.)
- А теперь найдите среди этих слов причастия.
- Составьте словосочетание «Прил.+сущ.», чтобы получилась тема, которой мы посвятим сегодняшний урок.
«Причастные войне» .
-Скажите мне, пожалуйста, а какие цели на сегодняшнем уроке мы можем поставить?
-Сегодня, ребята у нас будет необычный урок. Урок, на котором мы не только вспомним всё о причастиях, но и вспомним наше давно минувшее.
Целевая установка.
Преследуя поставленные цели, давайте договоримся, на протяжении всего урока использовать в своей речи как можно больше причастий, а пассивные речевые обороты заменять причастными.
(Запись в тетради числа и темы урока.)
3. Повторение изученного
1. - Посмотрите, как охарактеризовал причастие русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
"Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного".
Владимир Иванович Даль.
- -Что такое причастие?
Его постоянные признаки – глагольные, а непостоянные – признаки прилагательного.
( На доске «Прилагательное» и «Глагол», 2 ученика записывают на доске признаки каждой части речи.). После этого находим признаки, которые «унаследовало» причастие.
Проверка:
- Что такое залог? Распределите «данные суффиксы по местам».
- ющ-, -вш-,-ем-, -енн-(-ённ-)
-ащ-,- ящ-, ом-, -ш-, -им-, -нн-, - ущ-, -т-
Дейст.причаст. Дейст.причаст. Страд.причаст. Страд.причаст.
Наст.врем. Прош.врем. Наст.врем. Прош.врем.
Проверка:
Дейст.причаст. Дейст.причаст. Страд.причаст. Страд.причаст.
Наст.врем. Прош.врем. Наст.врем. Прош.врем.
- ущ-,- ющ- -вш- -ем-, ом- -енн-(-ённ-)
-ащ-,- ящ- -ш- -им- -нн-т-
Учащиеся заполняют таблицу.
- Морфемный, словообразовательный, морфологический разбор причастия.
Совершившие подвиги люди живут вечно.
Совершившие – причастие.
I. Люди (какие?) совершившие
Н.ф. совершивший
II.Пост.пр.дейст., прош.вр., сов.в., невозв.
Непост. И.п., множ.ч.
III.Какие? совершившие (подчеркивается волнистой линией, определение).
- Работа в парах «У костра». Отдохнем, сделаем привал у костра!
(Включается музыка, учащиеся ходят по классу, танцуют, когда музыка останавливается, находят себе партнера и отвечают ему на вопрос)
-Какие причастия называются действительными? ( Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие, называются действительными.) (Отвечает тот, у кого глаза темнее)
- Правописание суффиксов действ.причастий наст.времени.( Отвечает тот, ниже рост)
-Какие причастия называются страдательными? ( Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета, называются страдательными.) (У кого пуговец в одежде больше)
- Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени.(Отвечает тот, у кого день рождения ближе к 9 мая)
Прочитайте. Подчеркните все причастия..
Орден Славы
Орден Славы – знак доблести, представляющий собой пятиконечную звезду. В середине знака изображена Спасская Башня, являющаяся символом страны. В октябре 1953 года эскизы ордена, представленные художниками, были утверждены. 8 ноября 1943 года вышел Указ Верховного Совета, утвердивший этот орден.
Орденом Славы награждали бойцов, проявивших отвагу и смелость в бою.
Знак по своему статуту и цвету ленты повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград — Георгиевский крест.
Орден Славы имеет три степени, из которых орден высшей I степени — золотой, а II и III — серебряные (у второй степени был позолочен центральный медальон). Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя.
Выпишите из текста: 1 вариант – полные причастия, 2 вариант – краткие. Проверка:
- Когда мы пишем в суффиксах причастий -н, а когда -нн
9.«Праздничный салют!» Читаем предложения. Если в причастии две Н, учащиеся хлопают, если одна –не хлопают.
- Рядом с Егорушкой сник за пеньком партизан, он был пораже(н,нн) пулей в голову.
- Солдаты, утомле(нн,н)ые беспрерывными боем, крепко спали.
- Опустели огороды, хаты броше(н,нн)ы, заливные луга.
- Ране(нн,н)ые воины доставле(нн,н)ы в госпиталь.
- Солдаты в его роте были очень дисциплинирова(нн,н)ы.
- Окруже(нн,н)ые враги сдались в плен.
11.Итог урока.
-Синквейн– «Война»
- Тема – война
- 3 причастия
- 2 глагола
- Осн.мысль
- Сущ. - тема
12. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Почему важна помнить о войне? ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...
Осенние причастия. Урок обобщения по теме "Причастие"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие"....
Тема: Повторение и обобщение по теме, « Причастие» в V11 классе с использованием сингапурской структуры
Цель урока: обобщение знаний учащихся о причастии.Задачи урока:— научить применять знания о причастии как части речи, выявлять орфограммы в причастиях, отработать умение определять его синтаксическую ...
Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13294049","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...
презентация к уроку "Повторение и обобщение по теме "Причастие" 7 класс
Презентация к уроку "Повторение и обобщение по теме "Причастие" 7 класс...
Презентация к уроку в 7 классе "Повторение и обобщение по теме "Причастие"
Обобщение и систематизация знаний о причастиях, дидактический материал по основным правилам....