"Однокоренные слова и формы одного и того же слова"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Урок с использованием исследовательского и поискового методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского в 5 классе | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Морфема. Изменение и образование слова».
Цели урока:
- введение новых для учеников понятий: словообразование, морфема, способы словообразования;
- повторить понятие «однокоренные слова», дать новое понятие «формы одного и того же слова»;
- уметь отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова;
- уметь выполнять морфемный разбор слова;
- развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память;
- воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя: героиня книги шведской писательницы Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», маленькая выдумщица и фантазерка, придумала слово «кукорямба», придумала и стала искать.
Вначале она подумала, нельзя ли купить кукорямбу в магазине, и попросила у продавщицы в кондитерской 200 граммов свежей хрустящей кукорямбы. Из кондитерской Пеппи вышла разочарованная. Не лучше обстояли дела и в лавке скобяных товаров, и в магазине швейных принадлежностей – кукорямбы нигде не было.
И понятно почему: в слове, придуманном Пеппи, нельзя выделить какие-то значимые части, которые хоть как-то подсказывали бы смысл, и можно ли сказать, что это слово образовано от какого-то другого слова.
Сравните: столовая – от стол; проигрыватель – от играть; пешеход – от ходит пешим.
Таким образом, зная значение слова, от которого произведено новое слово, и зная смысл тех частей, с помощью которых образовано это новое слово, мы понимаем смысл этого слова.
- Определить значение слова помогает знание смысловых значений морфем, составляющих это слово. Задание у доски:
Выделить морфемы, с помощью которых можно определить значение образованных слов.
Ученик работает у доски.
Елочка – суффикс –к – маленькая ель;
Еловый – суффикс – ов - относящийся к ели;
Ельник – суффикс – ник - еловый лес.
- Слово учителя: русский язык богат морфемами, то есть приставками, суффиксами, корнями и окончаниями. Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике. Изучением законов образования слов занимается особый раздел науки о языке, который называется словообразованием.
- Продолжим наблюдение над словами. Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдений.
На доске написаны слова: мечта, мечтатель, мечтательный, мечтать, размечтаться.
Учитель: прочитайте, что общего в данных словах и чем они различаются?
Ученики: здесь написаны однокоренные слова. У них общий корень, но слова имеют разное значение: мечта – это желание, надежда на что-то в будущем, мечтать – это действие, когда представляешь, чего тебе хочется, может быть, думаешь, как добиться этого; мечтатель – это тот, кто мечтает; размечтаться – это тоже такое действие, когда сам себе рисуешь эти желания, такое приятное состояние; мечтательный – это признак, качество натуры, когда человек любит помечтать.
Учитель: действительно, все слова имеют отношение к корню –мечт-. Почему же у них разное лексическое значение?
Ученики: у этих слов разные основы, а когда к корню в основе добавляется суффикс или приставка, то слово меняет свое значение, ведь и суффикс, и приставка – значимые части слова. Они добавляют свои смыслы, и слово становится другим.
Учитель: молодцы, вспомнили то, что мы изучали, и по лексике, и по морфемике. А теперь давайте вспомним грамматику: к каким частям речи мы отнесем данные слова?
Ученики: 2 существительных (мечта, мечтатель), 2 глагола (мечтать, размечтаться), прилагательное (мечтательный).
Учитель: а как вы это докажете?
Ученики: по признакам частей речи (ученики перечисляют грамматические категории каждого слова). Существительные и прилагательные склоняются, а глаголы спрягаются.
Учитель: давайте вспомним, как слова склоняются и спрягаются.
В результате на доске появляется запись (во всех столбиках слова разобраны по составу)
Мечта | Мечтатель | Мечтательный | Мечтать | Размечтаться |
мечты | мечтателя | мечтательного | мечтаю | размечтаюсь |
мечте | мечтателю | мечтательному | мечтаешь | размечтаешься |
мечту | мечтателя | мечтательного | мечтает | размечтается |
мечтой | мечтателем | мечтательным | мечтаем | размечтаемся |
мечте | мечтателе | мечтательном | мечтаете | размечтаетесь |
мечтают | размечтаются |
Учитель: какие выводы, ребята, мы можем сделать в результате наблюдений?
Ученики: если в слове изменяется окончание, то меняется только его внешняя сторона (форма); если в слове меняется основа, появляются новые части слова, то образуется новое слово, у которого меняется и форма, и лексическое значение – появляются однокоренные слова.
Учитель: выполните задание.
Запишите под диктовку загадку и отгадайте её.
В левый столбик выпишите однокоренные слова, в правый – формы одного и того же слова. Выполните морфемный разбор выписанных слов.
Загадка.
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновало две недели,
Апельсина мы не ели.
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
(Луна и месяц)
апельсин апельсин
апельсиновая апельсина
Учитель: при образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы....
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"
Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...
Урок русского языка в 6 классе "Повторение изученного в 5 классе. Однокоренные слова и формы слова"
Конспект урока и презентация....
Учебно-методический комплекс по теме: «Морфемы. Однокоренные слова и формы слова»
Данный УМК может быть использован полностью или частично для работы на уроках русского языка в 6 классе...
Однокоренные или родственные слова и формы слова
Цель урока: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова•Задачи урока:Обучающая:- ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, прист...
Самостоятельная работа по теме: "Формы слова и однокоренные слова"
Самостоятельная работа по теме: "Формы слова и однокоренные слова" (2 варианта)...