Учебно-методический комплекс по теме: «Морфемы. Однокоренные слова и формы слова»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Данный УМК может быть использован полностью или частично для работы на уроках русского языка в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_2018.doc | 410.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический комплекс по теме:
«Морфемы. Однокоренные слова и формы слова»
Оглавление
- Основные обобщенные результаты изучение темы
«Морфемы. Однокоренные слова и формы слова»…………………………………………………….. 3 стр.
- Карта темы …………………………………………………. 4 стр.
- Алгоритм……………………………………………………. 5-6 стр.
- Итоговая работа ……………………………………………. 7 стр.
- Таблица взаимосвязи прогнозируемых результатов учения
школьников ………………………………………………….. 8 стр.
- Урок №1 …………………………………………………… 9 стр.
- Урок №2 …………………………………………………… 10-11 стр.
- Урок №3 Итоговая работа…………………………………………………… 12-13стр.
9. Разработка урока по теме: «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные слова» 14-15 стр.
11. Анализ и выводы ………………………………………… 16 стр.
- Список литературы ……………………………………….. 18 стр.
Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:
«Морфемы. Однокоренные слова и формы слова»
В конце изучения темы учащиеся:
Знают:
- об образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов,
- об изменении формы слов с помощью окончаний.
Умеют:
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова,
- изменять форму слова с помощью окончаний,
- различать однокоренные слова и формы слова,
- составлять карту – схему темы.
Количество уроков по плану: 3
Количество срезовых работ: 2
Итоговая работа (на третьем уроке)
Задания первого уровня | Задания второго уровня | Задания третьего уровня |
1. Запиши слова двумя группами: однокоренные и формы слова -животном -жить -жил -жизнь -загадки -загадочный -разгаданная -загадка -(в)мире -мирная -мир | 2. Исправь ошибки: в правом столбике – только однокоренные слова, в левом – формы одного и того же слова Звонить звон Звонкий звонок Звонил звоночек Звоню звонка |
Из леса мы выходим к высокой горе. 4. Подбери однокоренные слова с помощью разных приставок и суффиксов к выделенному в первом предложении слову и составь с полученными свои предложения. |
ТАБЛИЦА ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОГНОЗИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
№ заданий итоговой работы Уроки по теме | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | № срезовой работы | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 урок «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные слова» Срезовая работа №1 | 1,2 | 1,2 | 1 | 1,2 | 1 |
2 урок «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Окончание. Формы одного и того же слова» Срезовая работа №2 | 1,2,3 | 1,2,3 | 2 | 1,3 | 2 |
3 урок Итоговая работа |
Урок № 1.
Тема урока: «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные слова»
№ | Прогнозируемые результаты урока | Срезовые работы |
1 2 | Все учащиеся знают, однокоренные слова образовываются с помощью приставок и суффиксов. Умеют подбирать однокоренные слова с учетом значения слова. Умеют составлять первую часть карты-схемы | Срезовая работа №1 |
Срезовая работа 1.
1. Раздели слова на морфемы: уборка, заколка, земляной, надрежут
- В какой колонке даны однокоренные слова?
Вода – воды вода - подводник
Голубой – голубая голубой - голубеть
Гореть – горишь гореть - горел
Домашнее задание: § 70, упр. 370.
Урок № 2
Тема : «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Окончание. Формы одного и того же слова»
№ | Прогнозируемые результаты урока | Срезовые работы |
1 2 | Знают, что с помощью окончаний образуются формы одного и того же слова. Умеют изменять форму слова Умение нарисовать карту - схему. | Срезовая работа №2 |
2-я срезовая работа.
В наших лесах растет диво дивное — береза. Это удивительное творение природы. Удивляет оно прежде всего тем, что это единственное дерево в мире с белой корой. О березках в народе сложено много песен. «Страной березового ситца» называл поэт Есенин Русь.
1. Выписать (по вариантам) в два столбика однокоренные слова с корнями -див- (-дивл-),
-берез.
2. Обозначить окончания у выделенных слов:
. 3. Исправь ошибки: в правом столбике – только однокоренные слова, в левом – формы одного и того же слова;
Лес – леса море - морской
Голубь – голуби морской - приморский
Летал – летали гористый - гористая
Мир – мирный бежал – убежал
Домашнее задание: § 70, упр. 373
Урок № 3 Итоговая работа.
№ | Прогнозируемые результаты урока | Итоговая работа |
1 2 3 | Знают, как отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова. Умеют пользоваться алгоритмами и картами схемами. Умеют различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Итоговая работа |
Итоговая работа
Задания первого уровня | Задания второго уровня | Задания третьего уровня |
1. Запиши слова двумя группами: однокоренные и формы слова -животном -жить -жил -жизнь -загадки -загадочный -разгаданная -загадка -(в)мире -мирная -мир | 2. Исправь ошибки: в правом столбике – только однокоренные слова, в левом – формы одного и того же слова Звонить звон Звонкий звонок Звонил звоночек Звоню звонка |
Из леса мы выходим к высокой горе. 4. Подбери однокоренные слова с помощью разных приставок и суффиксов к выделенному в первом предложении слову и составь с полученными свои предложения. |
Домашнее задание: упражнение 380.
Разработка урока по теме: «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные слова»
Знать: об образовании однокоренных слов с помощью приставок и
суффиксов.
Уметь: подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.
1. Раздели слова на морфемы:
коллективно | полусамостоятельно | Самостоятельно |
Хлебный, украсят | Принесли, говорливый | Безветренный, приберегли |
2.Устная синтаксическая пятиминутка
Составьте схему предложения (без записи самого предложения) Вечером снег покрыл все дорожки в саду, и теперь он скрипит под ногами; дайте характеристику предложения. Выпишите и разберите по составу слово скрипит.
3. Запись в «Словарь корней».
-скрип-: скрип, скрипеть, скрипка, скрипач, скрипучий, проскрипеть.
Под руководством учителя слова разбираются по составу. (Разбор по составу однокоренных слов способствует не только правильному выделению корня, но и сознательному выделению всех значимых частей слова.)
- Что общего у этих слов? (Значение корня.)
- Как называются такие слова? (Однокоренными.)
- Одинаковое ли у данных слов лексическое значение? (Нет.)
- С помощью каких частей слова образуются новые значения? (С помощью суффиксов, приставок.)
- К каким частям речи относятся эти слова?
Лес – перелесок | Лед - подледный | Школа - пришкольный |
Работа над алгоритмом по определению однокоренных слов.
Комната – комнатный комната - комнату Новый - новость новый – новые гора- горе | Строим – выстроим строим - строят Квартал – квартальный квартал – кварталами Водный - подводить | Въехал – поехал ехал - ехали Квартира – квартирный квартира – квартирой Горевать - гореть |
6. Срезовая работа №1
Домашнее задание: § 70, упр. 370.
.
АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ.
Данная технология позволяет участникам образования решить следующие задачи:
- оптимизация нагрузки участников образовательного процесса;
- повышение мотивации учащихся к предмету;
- создание условий для самоопределения и выбора учащимися того уровня заданий, который они считают наиболее оптимальный для их психологического состояния и уровня знаний, полученных на уроке;
Разработка учебных комплексов направлена на разработку целостной системы поэтапной подготовки учащихся к единому государственному экзамену с одновременной реализацией положений о профилизации школы. Каждый обучающийся класса осваивает учебные темы на уровне сложности, соответствующем зоне своего ближайшего развития, и темпам, находящимся в пределах его возможностей. При работе по учебному комплексу учитывается способности учащихся, прививаются им навыки работы с разноуровневой информацией, обучает их ставить конкретные цели и достигать конкретные результаты.
В результате развивается образовательная деятельность учителей и учащихся. Образовательный процесс переориентируется в направлении организации учения каждого школьника на основе создания особых позитивных мотивационно-побуждающих к учению условий.
Данная технология позволяет осуществлять разноуровневое обучение, оптимально подготовить учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ в 11 классе по русскому языку и ГИК в 9 классе по русскому языку.
При подготовке к урокам учитель использует компьютер, а это интересно детям, и именно разработка карты темы, ее демонстрация, работа с ней позволяет мотивировать ребенка к освоению учебного материала. Также большая накопляемость отметок и самооценка ребенка позволяет достичь хороших результатов. Данная технология повышает комфортность обучения, рост качества, взаимоотношения учителя и ученика выходят на новый уровень общения, ребенок непосредственно влияет на ход освоения материала на уроке.
Список используемой литературы
- Учебник. Русский язык. 5 класс. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и т.д.
- Н.О. Крамаренко. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель», 2007.
- Е.П. Петрухин, М.В. Петрухина. Поурочные разработки по русскому языку. М., «Экзамен» 2008.
- С.И. Львова. Практикум по русскому языку. 5 класс – М., «Просвещение» 2006.
- Лебедев В.В. Технология развития образовательной деятельности учителя. – М.АПК и ППРО, 2007.
- Учебник литературы. 5 класс. Авторы – составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М., «Просвещение» 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс по теме "Продукты", 3 класс
. В результате обучения иностранному языку по данному УМК ученик должен: знать/понимать:* основные слова, словосочетания, звуки английского языка;* основные правила чтения и орф...
Учебно-методический комплекс по теме "Предельные углеводороды"
Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения, урок пока остается основной ее формой. Моя презентация-это презентация целого ряда ур...
Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы....
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».
Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...
Урок русского языка в 6 классе "Повторение изученного в 5 классе. Однокоренные слова и формы слова"
Конспект урока и презентация....
"Однокоренные слова и формы одного и того же слова"
Урок с использованием исследовательского и поискового методов....
Однокоренные или родственные слова и формы слова
Цель урока: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова•Задачи урока:Обучающая:- ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, прист...