Профессиональный стандарт учителя русского языка
статья по русскому языку на тему
Стандарт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnyy_standart_pedagoga.pptx | 257.87 КБ |
profstandart_uchitelya_russkogo_yazyka.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством , которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться .
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда , предъявляя определенные требования к его квалификации.
Трудовые действия Обучение методам понимания сообщения; Формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»; Использование совместно с обучающимися источников языковой информации; Организация публичных выступлений обучающихся.
Трудовые действия Стимулирование сообщений обучающихся; Обсуждение образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.; Поощрение литературного творчества обучающихся.
Трудовые действия Умения применения в устной и письменной речи норм современного литературного русского языка; Культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, диалога с автором; Культуры диалога через организацию дискуссий. Формирование у обучающихся:
Профессиональные компетенции учителя русского языка Учитель должен уметь: Владеть методами и приемами обучения русскому языку , в т.ч. как не родному ; Использовать коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья ; Вести работу с семьями обучающихся по формированию речевой культуры.
Профессиональные компетенции учителя русского языка Учитель должен знать: Основы лингвистической теории; Представления о широком спектре приложений лингвистики; Теорию и методику преподавания РЯ; Языковые нормы.
Учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и выполнять требования профессиональной этики.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Профстандарт учителя русского языка
Данилова Ольга Анатольевна,
учитель МКОУ СОШ пгт Лебяжье Кировской области, 2015 год
Слайд 1
Учитывая особое место и роль в среднем общем образовании русского языка, обязательность его сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в профстандарте педагога отдельно выделены профессиональные стандарты учителя русского языка.
Слайд 2
Педагог – ключевая фигура реформирования образования.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Слайд 3
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя определенные требования к его квалификации.
Согласно профстандарту педагога, учитель русского языка должен выполнять следующие трудовые действия:
Слайд 4
- Обучение методам понимания сообщения.
Что здесь подразумевается? Для того чтобы ребенок понял смысл содержания, он должен уметь работать с информацией: анализировать её, структурировать, перерабатывать, выделять главное, существенное. А как показывает практика, не все школьники могут справиться с такой задачей самостоятельно. Этому должна способствовать долгая кропотливая работа педагога. Мы просто обязаны научить ребенка необходимым методам понимания сообщения.
- Формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».
Наша наука, несмотря на прописные истины, имеет свойство меняться и задача учителя совместно с обучающимися состоит в том, что они осуществляют поиск такой информации и обсуждают происходящие изменения в языковой реальности и отмечают реакцию на них социума.
Например, можно остановиться здесь на ударении. В последнем орфоэпическом словаре 21 века Института русского языка Российской Академии Наук им. Виноградова встречаются следующие варианты ударений джинсовый – джинсовый, апартаменты – апартаменты, включит – включит. Реакция социума на такие изменения, надо отметить, неоднозначная. Большинство людей к таким изменениям относятся резко отрицательно. Ну а мы, в любом случае, должны видеть эти изменения и не отставать от жизни.
- Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач,
в частности, например, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода.
Задача эта тоже непростая – например, чтобы объяснить правописание или структуру слова, необходимо обратиться к первоисточнику (этимологическому словарю) и осуществить поисковую деятельность для решения конкретной познавательной задачи.
Мы знаем, что ЖИ – ШИ пишется с буквой И, а ПОЧЕМУ?
Знаем, что ВОКЗАЛ пишется через букву К, а ПОЧЕМУ?
Так, для удовлетворения познавательных задач мы и обращаемся к первоисточнику.
Таким образом, любую познавательную задачу мы можем решить, используя различные источники языковой информации.
Следующее трудовое действие учителя
- Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции.
Слайд 5
- Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте. Это может быть рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.
- Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
- Поощрение:
индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся, участия их в театральных постановках, стимулирование создания ими видеопродуктов.
Слайд 6
- Формирование у обучающихся:
установки на коммуникацию в максимально широком контексте;
умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка;
культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав;
культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.
Для осуществления указанных трудовых действий учитель русского языка должен иметь следующие умения:
Слайд 7
Одной из новых профессиональных компетенций учителя РЯ и Л, обозначенных в стандарте, является обучение русскому языку всех обучающихся, в том числе тех детей, для кого он является не родным. У нас в школе такие дети уже есть, это всем известные Давидовы, мы обязательно должны учитывать особенности языка таких детей.
- (Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному).
Не менее важно следующее умение
- Использование специальных коррекционных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также необходимо умение
- Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы.
Проявлять позитивное отношение:
- к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона;
- к родным языкам обучающихся (вновь на этом заостряется внимание);
- Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.
Согласно профстандарту, учитель должен иметь необходимые знания:
Слайд 8
- основ лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики;
- представления о широком спектре приложений лингвистики;
- теории и методики преподавания русского языка;
- контекстной языковой нормы;
- стандартного общерусского произношения и лексики, их отличия от местной языковой среды.
Слайд 9
Кроме того, в профессиональном стандарте подчеркивается, что учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и выполнять требования профессиональной этики.
Таким образом, согласно профстандарту, учитель русского языка должен выполнять определенные трудовые действия, иметь необходимые знания и умения.
Я считаю, что все требования к учителю РЯ согласно профстандарту вполне осуществимы, причем большинством требований мы и так владеем, т.к. все необходимые знания мы получили, еще обучаясь в вузах, когда получали профессиональное образование.
А для достижения лучшего результата, как мне кажется, учителю необходимо пройти специальную подготовку в области коррекционной педагогики и познакомиться с методикой работы с детьми, для которых РЯ не является родным.
Слайд 10 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный стандарт учителя русского языка и литературы
Презентация к представлению (описанию) профессионального стандарта учителя русского языка и литературы....
Профессиональный стандарт учителя русского языка
Материал раскрывает основные задачи учителя в условиях ФГОС...
Профессиональный стандарт учителя русского языка
Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной. Русский язык формирует мышление и речь учащихся, от овладения им зависят у...
Доклад «Профессиональный стандарт учителя татарского языка».
Доклад предназначен для выступления на ШМО, на педагогическом совете при подготовке к аттестации....
Профессиональный стандарт учителя русского языка (презентация и доклад)
Презентация и доклад на педагогическом совете школы "Профессиональный стандарт учителя русского языка"...
профессиональный стандарт учителя русского языка
выступление....
Профессиональный стандарт учителя русского языка и литературы
Материалы для выступления на педсовете...