Профессиональный стандарт учителя русского языка
учебно-методический материал на тему

Васильева Татьяна Анатольевна

Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной. Русский язык формирует мышление и речь учащихся, от овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности. Главным образовательным результатом освоения русского языка является развитие коммуникативной способности и установки на использование этой способности. Дополнительным образовательным результатом является компетентность в науке о языке, в частности умение применять лингвистические знания в практике коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnyy_standart_uchitelya.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете №2

(ноябрь 2016 г.)

«Профессиональный стандарт учителя русского языка»

(учитель русского языка Васильева Т. А.)

Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной. Русский язык формирует мышление и речь учащихся, от овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности. Главным образовательным результатом освоения русского языка является развитие коммуникативной способности и установки на использование этой способности. Дополнительным образовательным результатом является компетентность в науке о языке, в частности умение применять лингвистические знания в практике коммуникации.

Профессиональные компетенции учителя русского языка, повышающие мотивацию к обучению и формирующие лингвистическую культуру. Учитель должен:

  • Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимом процессе;
  • Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по вопросам, требующих принятия решений, организовывать публичные выступления учащихся, поощрять их участие в школьных конференциях, включая интернет-форумы и конференции
  • Стимулировать сообщения учащихся о событии (поездка, событие в семейной, личной жизни; обучать методам понимания сообщения- анализ, структура, выявление необходимой информации, трансформация, сопоставление с другими сообщениями.
  • Обсуждать с учащимися изменения, происходящие в языке, использовать  разные источники языковой информации, подчеркивая отличия научного метода изучения от так называемого «бытового» подхода («народной» лингвистики).
  • Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание газеты, организация школьного радио или телевидения, разработка сценария театральной постановки, осуществлять постановки по литературным произведениям, и т.д.)
  • Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы, поощрять коллективное и индивидуальное творчество, культивировать у них стилистическое следование литературным образцам, поощрять участие учащихся в театральных постановках.

Предметная компетентность учителя русского языка заключается в том, что учитель должен:

1. Соблюдать контекстную языковую норму, при сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативным мнением обращаться к толковым и орфоэпическим источникам Интернета.

2. Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику.

3.Являться активным квалифицированным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).

4. Давать этическую и эстетическую оценку языковых явлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

5. Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе.

6. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как неродному.

7. Рекомендуется использовать информационные  источники (в Интернете и др.), в том числе и иноязычные, пользуясь средствами автоматизированного перевода.

Общепедагогическая компетентность учителя русского языка

Рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:

  1. Определение совместно с учащимися достигнутых результатов, их динамики, выявление трудностей и препятствий, обсуждение гипотезы их преодоления
  2. Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками педагогического процесса зоны ближайшего развития, планирование «коридора ближайшего развития»
  3. Планирование образовательного процесса на основе типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и коррекция планирования
  4. Организация деятельности учителя, ребенка, класса - индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация домашнего задания.
  5. Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт учителя русского языка и литературы

Презентация к представлению (описанию) профессионального стандарта учителя русского языка и литературы....

Профессиональный стандарт учителя русского языка

Материал раскрывает основные задачи учителя в условиях ФГОС...

Доклад «Профессиональный стандарт учителя татарского языка».

Доклад предназначен для выступления на ШМО, на педагогическом совете при подготовке к аттестации....

Профессиональный стандарт учителя русского языка (презентация и доклад)

Презентация и доклад на педагогическом совете школы "Профессиональный стандарт учителя русского языка"...