Статья по теме: "Межпредметные учебно-познавательные практико-ориентированные задачи"
статья по русскому языку на тему
О межпредметных связях в преподавании русского языка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_uchebno.rar | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметные учебно-познавательные практико- ориентированные задачи.
Одна из целей обучения русскому языку и литературе в школе-познавательно-практическая, т.е. дать учащимся знания о родном языке, литературе и формировать у них языковые и речевые умения. На уроках русского языка и литературы педагогу необходимо подготовить учащихся ,грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходимо для активной творческой, производственной и общественной деятельности.
Для достижения этой цели необходима такая постановка преподавания русского языка и литературы, при которой сам процесс его изучения становился бы процессом активного увязывания теоретических знаний и практических умений с жизнью. Важным средством выполнения этой задачи может стать осуществление связей в преподавании русского языка и литературы с другими школьными предметами.
Проблеме использования межпредметных связей в процессе обучения в последнее время уделяется серьезное внимание как учеными(психологами, педагогами, методистами),так и учителями –практиками.(1)
Межпредметность- это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливает системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения , обеспечивает единство учебно-воспитательного процесса.
Для того , чтобы результаты учебного процесса соответствовали целям и задачам, которые ставит учитель, необходимо, чтобы урок или мероприятие, конкурс были для учеников интересны ,привлекательны. Систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные отмечает повышение функции образования и развития интереса у учащихся к русскому языку и литературе. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя –словесника в философию, историю музыку, живопись, этику, эстетику. Ещё Я.А. Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы.
Как обычно указывают, русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам»(2), «поскольку отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность»(3). Наличие такой связи бесспорно, потому что язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимся знаний по любому предмету. Труднее найти линии связей (прежде всего по содержанию) ,которые протягиваются от разных школьных дисциплин к русскому языку с целью лучшего усвоения учащимися этого предмета, с целью обогащения методических возможностей в его преподавании.
Русский язык и история.
Сведения из истории дают возможность объяснить, например, многие особенности лексики и фразеологии современно. Полнее связь с историей проявляется в разделах, связанных с историей общества: в лексике, фразеологии, словообразовании, графике, орфографии, культуре речи, стилистике, общих сведениях о языке.
Русский язык и иностранный язык.
Между русским языком и иностранным устанавливаются связи сопоставительного характера. С целью лучшего понимания школьниками сущности изучаемых явлений родного языка привлекаются для наблюдения и сравнения явления другого языка. В русском языке немало заимствованных слов, которые уже вошли в лексику . Последнее десятилетие компьютер, современные средства связи активно входят в нашу жизнь. Мы узнаем много новых слов, например, фотопринтер, дисплей, ноутбук, видеокарта, сканер, катридж, файл, чип, браузер и др. Ребята выясняют значение этих слов, составляют предложения, диалоги, небольшие сочинения, например, «Новые друзья языка».
Русский язык , музыка и ИЗО.
Связь с уроками музыки основывается на фонетико-интонационной , эмоционально-экспрессивной общности изучаемого материала. Эта связь необходима для развития речевого слух школьников, повышения культуры их речи и грамотности в целом. Музыкальное произведение можно использовать при подготовке к сочинению о цветах . Для такого урока можно использовать пьесу С.Рахманинова «Сирень». Данная пьеса может быть использована на уроке развития речи по-разному: как эмоциональный стимул к работе по картине П.П.Кончаловского «Сирень» и как самостоятельный источник впечатлений. Связь с уроками изобразительного искусства способствует обогащению речи словами, необходимыми для анализа картины, содействует эстетическому воспитанию и определению единых требований , которые необходимо предъявлять при анализе произведений живописи.
Русский язык и математика.
Связь русского языка с математикой возможна в ходе изучения всего курса, но особенно актуальна она в тех разделах, материал которых легче поддается формализации, -в фонетике и грамматике. В морфологии изучается такая часть речи, как «Числительное», целесообразно использовать связь с математикой при написании математических словарных диктантов, которые могут содержать, например, следующие примеры: вытянутый квадрат, равносторонний прямоугольник, 10 центнеров и т.п. А владение мыслительными приемами может оказаться очень полезными на уроках русского языка.
Русский язык и литература.
Основой связи русского языка с литературой являются различные образцы художественного стиля, примерами которых оказываются, как правило, изучаемые в школе произведения. Работа над языком как « первоэлементом литературы» (А.М.Горький) раскрывает перед учащимися стилистическую роль изучаемых явлений, богатейшие возможности родного языка в передаче разнообразных оттенков мысли. Аналогичные наблюдения над языком проводятся одновременно и на текстах других стилей, особенно заметно отличающихся от художественного (научного, делового). Привлечение материалов различных газетных жанров, а также соответствующих текстов из литературы и истории дает учащимся представление о публицистическом стиле. При проведении работы по развитию речи, говорится в программе по литературе, «необходимо опираться на знания и умения , сформулированные в курсе русского языка». Постоянно учитывая на уроках литературы стилистические знания и умения учащихся, учителя успешнее развивают их связную монологическую речь, помогают лучше подготовиться к разного рода выступлениям. Едва ли не самой важной целью использования литературных произведений на уроках русского языка является приобщение учащихся к сокровищнице русской и мировой литературы. Чтобы привить учащимся любовь к поэзии на уроках русского языка, можно использовать поэтические пятиминутки. Стихи выразительно читаются, а затем к ним даются разные грамматические задания, иногда стихи записываются по памяти.
Межпредметные связи в большей или меньшей степени используются на каждом уроке русского языка. Единство дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе и эстетической.
При изучении литературы, опираясь на связи с другими науками, раскрываются отношения «природа-человек», «природа-общество- искусство-труд». Литература помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника- выявить общечеловеческие ценности , способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
На уроках литературы и МХК связь с историей при характеристике эпохи создания того или иного произведения, при изучении биографии; связь с обществознанием -при изучении проблем гуманизма, морали, нравственности. Используя знания учащихся по истории, географии, МХК и других предметов, учитель раскрывает им многие литературные понятия и процессы ,что в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету, ведет к хорошему усвоению материала и к повышению качества знаний. Очень часто на уроках литературы можно использовать музыку. Например, изучая биографию А.С. Грибоедова, учащиеся узнают, что он был не только умным дипломатом и талантливым писателем, но прекрасным музыкантом (вальс). В произведении А.И.Куприна «Гранатовый браслет» упоминается Соната№2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями главной героини Веры. В этих нежных звуках – жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой. Разговор же о С.А.Есенине уместно начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берет от песни, даже от частушки, все пронизано духом народной песни. Музыка применима к очень многим произведениям.
Практика показала необходимость использования на уроках дополнительных сведений о музыке, живописи, географических открытиях, исторических событиях и т.д. Это дает возможность пользоваться дидактическим материалом и средствами наглядности, относящимися к одному учебному предмету, при изучении другого.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках литературы текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации. Появляется необходимость в комплексных формах, обобщающих уроках, семинарах, научно-практических конференциях, имеющих межпредметное содержание. Важно, что такие формы связаны с коллективным решением учебных проблем в сочетании с индивидуальными заданиями, соответствующими познавательным интересам учащихся.
Итак, систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития интереса к русскому языку и литературе.
Литература:
1.См.,например: Ушаков,Н.Н. О межпредметных связях в преподавании русского языка// Межпредметные связи в преподавании русского языка: сб.ст./сост.Н.Н.Ушаков.-М.,1977; Межпредметные связи при изучении русского языка в школе/ под ред. Е.Н.Колокольцева.-М.,2001.
2. Ганелин,Ш.И. Дидактический принцип сознательности.-М.,1961.-С.139.
3. Добромыслов,В.А. О разработке научной теории обучения русскому языку//Русский язык в школе.-1956.-№4.-С.№32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи разного вида
Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.Все эти компоненты присутствуют в ко...
Практико–ориентированный проект«Задачи на проценты: научился решать сам, научи друга»
Практико-ориентированный проект "Задачи на проценты" подготовлен учениками 6 класса в процессе изучения темы "Проценты". Им помогали ученики 8 класса при оформлении презентации. Цель: усвоить 3 типа з...
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе географии 5 класса.
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе географии 5 класса.В данной работе описаны все типы задач и приведены примеры из курса географии 5 класса....
Открытый урок. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием материалов учебника «Физика, 7 класс» (авт. А.В. Пёрышкин).
Урок изучения нового материала...
Статья "Развитие познавательного интереса с использованием практико-ориентированных методов в дополнительном образовании детей естественнонаучной направленности"
Цель работы: выявить уровень познавательного интереса к предметам естественного цикла у воспитанников детского творческого объединения «Занимательное естествознание».Для реализации цели бы...
Практико-ориентированная математическая задача к сюжету «Исаакиевский собор». Технологическая карта задачи.
Презентация обучающей межпредметной задачи. Класс: 6-9 класс. Данная задача относится к классу стандартных задач: условие четко определено, известен способ решения и обоснования основного вопроса...
Решение практико-ориентированных жизненных задач
Решение практико-ориентированных жизненных задач...