Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Урок развития речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кудряшова Виктория Владимировна

1.  вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение  пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей  нас природы:

 2.  развивать художественно-образное мышление, воображение и видение не только содержания картин, но и образность языка  для передачи смысла картины и выражения состояния, настроения  и отношения к увиденному;

 3. закрепить представление о том, что пейзаж  - это изображение  естественной  или изменённой человеком природы.

 4. обогатить словарь учащихся эмоциональными, эстетическими, искусствоведческими терминами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное (коррекционное) учреждение  

школа № 561 Калининского района Санкт-Петербурга

Уроки развития речи

по русскому языку

для учащихся 5 класса

по теме:
Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

(2 часа)

Учитель высшей категории

Кудряшова

Виктория Владимировна

Санкт-Петербург

2016


Урок развития речи – 2 часа.

Сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

(устная работа)

Тема урока.

Урок № 1.

Подготовка к написанию сочинения по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

 Секреты художника (устная работа)

Цели деятельности учителя

1.  вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение  пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей  нас природы:

 2.  развивать художественно-образное мышление, воображение и видение не только содержания картин, но и образность языка  для передачи смысла картины и выражения состояния, настроения  и отношения к увиденному;

 3. закрепить представление о том, что пейзаж  - это изображение  естественной  или изменённой человеком природы.

 4. обогатить словарь учащихся эмоциональными, эстетическими, искусствоведческими терминами.

Оборудование

Репродукции картины А.К. Саврасова  «Грачи прилетели»

Стихи русских писателей о Весне. (Материал ля выбора эпиграфа к сочинению)

П.И.Чайковский  «Времена года».

Демонстрационный материал

Репродукции картины А.К. Саврасова  «Грачи прилетели»

( у каждого учащегося репродукция картины для работы над ней)

Тип урока

Урок развития речи

Урок общеметодической направленности.

Технологии

Здоровьесбережения, развитие исследовательских навыков, педагогика сотрудничества

Решаемые проблемы.

Основные понятия

Что такое пейзаж?

Что такое описание  как тип речи:

Что такое композиция произведения живописи?

Что такое замысел художника и с помощью чего он воплощается в картине?

Виды деятельности

(элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный – слабый (аналитическая работа по картине А.К. Саврасова  «Грачи прилетели» по алгоритму конструирования, описания), коллективное проектирование выполнения работы, комментирование оценок работы учащихся на уроке.

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные:

Научиться создавать текст-описание.

        Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываниемс целью составления  и выполнения алгоритма, творческого задания.

Регулятивные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности  и формы сотрудничества.

Познавательные:

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования приёмов редактирования текста.

Личностные УУД:

Формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, образца.

Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Тема урока

Урок № 2.

Написание сочинения по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели деятельности учителя

1.  вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение  пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей  нас природы:

 2.  развивать художественно-образное мышление, воображение и видение не только содержания картин, но и образность языка  для передачи смысла картины и выражения состояния, настроения  и отношения к увиденному;

 3. закрепить представление о том, что пейзаж  - это изображение  естественной  или изменённой человеком природы.

 4. обогатить словарь учащихся эмоциональными, эстетическими, искусствоведческими терминами.

Оборудование

Репродукции картины А.К. Саврасова  «Грачи прилетели»

Стихи русских писателей о Весне. (Материал ля выбора эпиграфа к сочинению)

Демонстрационный материал

Репродукции картины, карточки, помогающие в работе,  для каждой группы (сильной, средней, слабой).

Тип урока

К.Р., Р.Р.

Урок развивающего контроля

Технологии

Здоровьесбережения, развитие исследовательских навыков развивающего обучения, проектирование индивидуального маршрута преодоления проблемных зон в обучении.

Решаемые проблемы.

Основные понятия

Что такое текст?

Какова композиция текста-описания?

Виды деятельности

(элементы содержания, контроль)

 Формирование у учащихся  умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания сочинений: написание сочинения-описания картины.  

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные:

Научиться создавать текс-описание, редактировать написанное.

      Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.

Регулятивные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования приёмов редактирования текста.

Личностные УУД:

Формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, образца.


(Учащиеся имеют возможность выбрать понравившийся им  эпиграф к сочинению)

Меж круглых рыхлых облаков,

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет,
В затишье  гумен и дворов.

                                 Весна! Весна! И всё ей радо,

                                 Как в забытьи каком стоишь

                                 И слышишь свежий запах сада

                                 И тёплый запах талых крыш.

                                                                 Кругом вода журчит, сверкает,

                                                                 Крик петухов звучит порой,

                                                                 А ветер, мягкий и сырой,

                                                                 Глаза тихонько закрывает.

                                                                                                                           И.А.Бунин

                                                                Мне в душу повеяло жизнью и волей:

                                                                Вон – даль голубая видна…

                                                                И хочется в поле, в широкое поле.

                                                                Где, шествуя, сыплет цветами весна!

                                                                                                        А.Н. Майков.

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

                          Ф.И.Тютчев.

                                                     

                                                          Дует тёплый южный ветер,

                                                          Солнышко всё ярче светит.

                                                          Снег худеет, мокнет, тает,

                                                          Грач  горластый прилетает.

                                                          Что за месяц? Кто узнает?

                                                                                           МАРТ.

Весёлая гостьюшка;

Водяная, ветряная,

Травяная, солнечная…

Дождиком в окошко –

Стук, стук, стук!

Травкой у порожка –

Шух, шух, шух!

Ручейком в канавушках  –

Жур, Жур, Жур!

Стали дни погожие,

Вот и мы, знать, дожили

До весны, до вёснушки,

До весёлой гостьюшки!

                       Народная потешка.    

           

                                                   

                                                                           Улыбкой ясною природа

                                                                           Сквозь сон встречает утро года.

                                                                                                         А.С. Пушкин.

Урок развития речи № 1.

Устная работа с учащимися.

Тема урока.

Урок № 1.

Подготовка к написанию сочинения по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

 Секреты художника (устная работа)

Цели деятельности учителя

1.  вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение  пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей  нас природы:

 2.  развивать художественно-образное мышление, воображение и видение не только содержания картин, но и образность языка  для передачи смысла картины и выражения состояния, настроения  и отношения к увиденному;

 3. закрепить представление о том, что пейзаж  - это изображение  естественной  или изменённой человеком природы.

 4. обогатить словарь учащихся эмоциональными, эстетическими, искусствоведческими терминами.

Оборудование

Репродукции картины А.К. Саврасова  «Грачи прилетели»

Стихи русских писателей о Весне. (Материал ля выбора эпиграфа к сочинению)

П.И.Чайковский  «Времена года».

Тема урока.

Урок № 1.

Подготовка к написанию сочинения по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

 Секреты художника (устная работа)

Секреты художника – живописца.

Секрет 1.   Роль цвета в пейзажной картине.

Цвет в живописи – это основное средство выразительности. В пейзажных картинах художник с помощью цвета может передать время года, время суток, состояние погоды; показать настроение, которое вызвало у него общение с природой.

            Художники знают тайны красок,  это помогает им, когда они пишут картины.

Яркие, звонкие  Т Ё П Л Ы Е  цвета звучат весело, радостно, громко.

Х О Л О Д Н Ы Е  тона  звучат свежо, спокойно, бодро.

Менее яркие, П Р И Г Л У Ш Ё Н Н Ы Е тона звучат нежно, мягко.

Но можно ещё и смешивать цвета, и тогда у зрителя появляется новое ощущение, новое настроение от картины. Например, краски, смешанные с чёрной краской, звучат таинственно, иногда даже тревожно. Цвета, смешанные с белой краской, звучат более легко, нежно, спокойно. Серые оттенки могут создавать ощущение грусти, тишины, мягкости. Сочетание контрастных красок – например, красной и зелёной, фиолетовой и жёлтой – создаёт ощущение тревоги, опасности.

Секрет 2. О чём может рассказать линия горизонта  пейзажной картине.

 Первая тайна этого секрета: что такое линия горизонта и зачем она нужна в картине.

Художники, наблюдая природу много-много раз, заметили, что чем дальше от глаз расположены предметы (деревья, кусты, дома), тем меньше они кажутся. И ещё одна особенность: если предметы находятся близко – на переднем плане, - они просматриваются очень ярко и подробно, видны все детали (например, у деревьев видны особенности строения стволов, веток, листьев). Так же художники и рисуют: крупно и более ярко, а то, что далеко, - мелко, менее ярко, с меньшим количеством деталей.

ПЕРЕДНИЙ план.

ВТОРОЙ план.

ДАЛЬНИЙ план.

Итак, линия горизонта может помочь художнику ВЫСТРОИТЬ картину, показать пространство, и то, что расположено близко, он рисует ярко, крупно, а чем дальше предметы, тем меньше по размеру и менее ярко, бледнее по цвету они на картине.

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА помогает изобразить много планов – близко, дальше, далеко.

Вторая тайна такая: почему художник располагает линию горизонта по-разному – ВЫСОКО, ПО СЕРЕДИНЕ  картины,  НИЗКО.

Итак, ВЫСОКАЯ ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА помогает художнику обратить наше внимание больше всего на то, что происходит НА ЗЕМЛЕ.

Художник располагает ЛИНИЮ ГОРИЗОНТА НИЗКО для того, чтобы показать главным небо, и все, что там происходит.

Бывают картины, когда ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА находится ПО СЕРЕДИНЕ. Значит здесь важно всё: и то, что на земле, и то, что в небе.

Бывают случаи, когда ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА полностью не видна, потому что её закрывают деревья, дома или другие предметы. Иногда ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА вообще «убегает» с картины. Обычно это бывает тогда, когда художник рисует какой-то кусочек пейзажа.

Секрет 3. Почему художник выбирает для своей картины определённый формат полотна: вертикальный или горизонтальный прямоугольник, квадрат.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ФОРМАТ ПОЛОТНА позволяет передать величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность чувствований, а ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ФОРМАТ – передать широкую панораму, протяжённость, пространственность, монументальность.

КВАДРАТНОЕ построение формата обычно передаёт спокойствие, тишину, умиротворённость, задумчивое, лирическое настроение.

Весна – утро года.

Картина   А.К Саврасова   «Грачи прилетели».

Звучание произведений П.И.Чайковского «Времена года»

Стихи А.С.Пушкина,  Ф.И.Тютчева,  А.Н. Майкова ,И.А.Бунина, произведения устного народного творчества: загадки, потешки…)

(Учащимся предлагается возможность выбрать себе ЭПИГРАФ)

           

Слово о художнике.

(Сообщение учителя)

         Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года. В 1848 году он был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где стал одним из успешных учеников. Расцвет творчества Саврасова совпал с организацией передвижных выставок. Картину «Грачи прилетели» показали на 1-ой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Павел Третьяков сразу же приобрёл полотно для своей галереи, и это было свидетельством признания значения его в национальном искусстве. Крамской объяснил, почему картина оказалась лучше всех других: у других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, но не более, «а душа есть только в «Грачах». Это было началом лирического пейзажа. В 1870-х годах он преподавал в Московском училище, вёл пейзажный класс. Бесконечная любовь к родной земле служила постоянным источником творческого вдохновения. К числу лучших работ обычно относят картины: «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Лосиный остров в Сокольниках», «Грачи прилетели», «Сельский вид».

           Судьба художника была трагична. Впавший в нищету, в 1897 году он умер в городской больнице для бедных.

(Рассматривается картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» -  коллективное обсуждение)

(Комментарии учителя)

                На картине «Грачи прилетели» Саврасов изобразил уголок деревни в самое, казалось бы, неприглядное время года. Тает снег, и всё вокруг лишено красок, погружено в одинаковый серый тон. Но в этом сером, скорее жемчужном, тоне Саврасов и находит особую красоту.    Потемневший снег на плане кажется рыхлым и осевшим, а снег вблизи забора – мягкий розоватый. В подтаявших лужах проглядывает земля и отражается ожившее небо. Неяркий солнечный луч выбился из-за облаков, позолотил сугроб у забора, тронул розовой краской заиндевевший камень старинной колокольни, зажёг тусклую медь колоколов.

   Людей на картине Саврасова нет. Художник показывает не самого человека, а «теплые» следы его деятельности. Это лёгкий дымок, вьющийся из трубы и указывающий на то, что где-то здесь, рядом, живут люди. Тем самым исключается всякая заброшенность.

    Ожившие берёзы, в ветвях которых вьют гнёзда прилетевшие грачи, встрепенулись. С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружатся в прозрачном весеннем воздухе. Унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут прилетевшие из-за моря грачи. Концы корявых ветвей порозовели, свежие побеги жадно тянутся вверх. Тени, упавшие на снег от деревьев, выглядят лёгкими и полупрозрачными. Справа за лужей, в пространстве деревьев виден куст зацветшей вербы. Это один из «говорящих» символов весны. Верба – символ воскресения, бессмертия жизни. Вербное воскресенье, которое на Руси принято встречать с веточками вербы, предшествует Пасхе, центральному событию православного года.

   Может быть, ещё ударит поздний морозец, но год повернул на весну. Мы снова радуемся, ждём, надеемся. Начало весны – всё будто снова начинается. Хлопочут на деревьях, обживают гнёзда чёрные птицы. Грачи прилетели! Незамысловатый уголок природы в этой картине Саврасова приобретает тонкость и изящество, начинает звучать как ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.

   Саврасов увидел в будничной повседневности что-то необыкновенное, прекрасное и светлое.  «Природа вечно дышит, - как-то сказал Саврасов. – Всегда поёт, и песнь её торжественна. Земля ведь рай и жизнь – тайна, прекрасная тайна».

Работа по вопросам.

(ответы комментирует учитель, систематизирует их)

Вопрос

Ответ

1.   Как наступает пробуждение природы. Вспомните приметы ВЕСНЫ.

В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно.    Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья. И вдруг всё наполняется лёгким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Снег тает, появляются проталины. Чаще выглядывает солнышко. Птички повеселели, громко и весело чирикают воробьи.  

2.  Рассмотрим внимательно картину. Что мы видим на переднем плане?

На берёзы опустилась стая грачей, они громко и радостно кричат. Некоторые поправляют, ремонтируют старые гнёзда. Внизу у корней берёзы, грач нашёл веточку и держит её в клюве. Надо спешить. Скоро появятся дети – грачата

Первые вестники весны – грачи!

Увидел грача – весну встречай, говорят в народе.

(чтение стихотворения  - проектируется на доску)

     1.   Как наступает пробуждение природы. Вспомните приметы ВЕСНЫ.

        В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья. И вдруг всё наполняется лёгким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Снег тает, появляются проталины. Чаще выглядывает солнышко. Птички повеселели, громко и весело чирикают воробьи.

2.  Рассмотрим внимательно картину. Что мы видим на переднем плане?

    На берёзы опустилась стая грачей, они громко и радостно кричат. Некоторые поправляют, ремонтируют старые гнёзда. Внизу у корней берёзы, грач нашёл веточку и держит её в клюве. Надо спешить. Скоро появятся дети – грачата.

   ПЕРВЫЕ ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ – ГРАЧИ!

     Весною на деревьях

Построена деревня.

Как ветер начинается,

Деревья все качаются.

Качаются деревья –

Качается деревня.

И сотни голосов

В тревоге за птенцов

Взлетают над деревней.

Качаются деревья,

Качается деревня.

Не сдуло бы грачат.

Кричат они, кричат…

Шумит, роняя перья,

Крикливая деревня.

                               (В.Мусатов)                        

3.  Что это за «деревня»?

   В центре нарисована старая корявая берёза, рядом с ней ещё одна, а сбоку, справа, несколько молодых стройных берёзок. Кажется, что их голые ветви ожили, потеплели, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Художник нарисовал берёзы в центре, крупно, мы видим их во весь рост, потому что формат полотна расположен вертикально.

4.  Расскажите о снеге.

   Он потемнел, стал рыхлым, серым, грязноватым. Местами снег подтаял: мы видим лужицу, в коричневой воде отражается небо и побуревшие стволы деревьев; есть проталинки и у корней берёз, и в других местах.

5.  А какое небо?

      Небо покрыто голубовато-серыми тучами. И всё же в  небе появились голубые ясные просветы. Сквозь облака просвечивает солнышко, но оно ещё неяркое. Это мы видим по теням от берёз на снегу.

6. Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?

     Радость пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и лёгкая печаль по уходящей зиме.

Коллективная работа с учащимися, их ответы на вопросы,  помогает составить карточки, которые помогут учащимся написать сочинение на втором уроке.

Урок № 2.

Тема урока

Урок № 2.

Написание сочинения по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели деятельности учителя

1.  вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение  пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей  нас природы:

 2.  развивать художественно-образное мышление, воображение и видение не только содержания картин, но и образность языка  для передачи смысла картины и выражения состояния, настроения  и отношения к увиденному;

 3. закрепить представление о том, что пейзаж  - это изображение  естественной  или изменённой человеком природы.

 4. обогатить словарь учащихся эмоциональными, эстетическими, искусствоведческими терминами.

Оборудование

Репродукции картины А.К. Саврасова  «Грачи прилетели»

Стихи русских писателей о Весне. (Материал ля выбора эпиграфа к сочинению)

Демонстрационный материал

Репродукции картины, карточки, помогающие в работе,  для каждой группы (сильной, средней, слабой).

Мы рассмотрели с Вами картину А.К. Саврасова  «Грачи прилетели» и сейчас нам необходимо сделать главное: написать сочинение по этой картине.

Необходимо в течение 5-7 минут повторить то, что усвоили учащиеся на первом уроке.

Обобщение по теме (повторение)

   Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу?

Это лирический пейзаж.

Саврасов был родоначальником  именно такого пейзажа.

Что значит лирический?  

Лирический – род поэзии;

Лирический – поэтический, взволнованный, задушевный;

Лирический – мягко-певучий, нежный тембр голоса.

На своей картине Саврасов передаёт состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны.

Образ весенней природы –  это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя.

Какой образ главный на картине?

(Весенняя природа, грачиные гнёзда, деревья с грачами, грачи, весна)

Как художник показывает нам приближение весны?

(В полях растаял снег,  обнажилась тёмно-бурая, пропитанная влагой земля.  Но нет ещё яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет).

        Что сразу задерживает взгляд зрителя?

Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнёздами.

Саврасов стремился показать, что окружает человека в обыденной жизни, этим самым заставляет поверить в реальность изображения. Обратите внимание, как художник тщательно прописывает каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью показал на переднем плане грача с веточкой в клюве. И всё это жизненно и правдиво, не оставляет зрителя равнодушным.

        Какие краски преобладают на картине?

           Желтовато-голубые, серовато-коричневые, голубые, голубовато-серые.

Художник строит общий светлый колорит картины на скромных приглушённых сопоставлениях чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами, оттаявшей земли, веток и стволов деревьев и забора. И вот такие переходы придают картине жизненность и правдивость.

 Почему художник выписывает и деревню, и поля  не очень подробно?

(Он хочет, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине)

Давайте попробуем определить особенности композиции картины?

Главное в картине – грачи. Они сразу привлекают взор. И ничто не отвлекает наше внимание от них. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта приближена к середине, чтобы на фоне неба чётко выделялись деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и корявые берёзы уходят высоко вверх. Художник даёт нам возможность лучше увидеть прилёт грачей, их появление в родных местах. Нам, кажется, что и сам художник где-то рядом, откуда наблюдает за грачами.

        Что вы ощущаете, глядя на картину?

Лёгкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.

Какие звуки можно услышать?

Птичьи крики,  шум, взмах крыльев, журчание воды, стекающей в пруд.

Что на ваш взгляд было дорого художнику?

Грачи. Они обрадовали художника. Он сумел показать нам волнение и радость птиц, вернувшихся на родину. Здесь показан скромный уголок России,  здесь грачи будут выводить своё потомство.

Главное в картине – грачи. Они сразу привлекают взор. И ничто не отвлекает наше внимание от них. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта приближена к середине, чтобы на фоне неба чётко выделялись деревья с грачами.  Небо занимает большую часть картины, и корявые берёзы уходят высоко  вверх. Художник даёт нам возможность лучше увидеть прилёт грачей, их появление в родных местах. Нам, кажется, что и сам художник где-то рядом, откуда наблюдает за грачами.

Вывод: работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но ещё любовь и верность птиц своей родине.

 Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику).

Для описания грачей нам поможет карточка № 1.

Карточка № 1.

Подберите антонимы к словам.

Мирные – драчливые

Радостные – печальные

Спокойные – крикливые, суетливые

Шумные – смирные, тихие

Счастливые – грустные

Беспечные – трудолюбивые

Карточка № 2  Материал к сочинению.

Небо:    местами грязно-серое, видны проблески солнца, рыхлые кучевые облака.

Снег: талый, грязный, серый, местами ещё белый,  пористый.

Берёзы: кривые, старые, корявые, с чёрными прошлогодними гнёздами, голые тонкие ветки, стройные молодые берёзки.

Грачи: вестники весны, суетливые, неугомонные, горделивые, драчливые, шумные, крикливые.

Церковь: старая, с облупившейся штукатуркой стен, каменная, ветхая, возвышенная.

Поля: дальние, невспаханные, расстилаются просторы, ширь полей, бурая почва, бескрайние.

Пейзаж: скромный, простой, задушевный, лирический.

Составляется план сочинения.

  1. Художник и его картина.
  2. Пробуждение весны.
  3. Грачи – главные герои картины.
  4. Изобразительные средства художника..
  5. Вырази своё отношение к картине.

Переход к написанию сочинения-описания по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

(Сильная группа имеет возможность  воспользоваться  карточками № 1, 2 )

Карточка № 1.

Подберите антонимы к словам.

Мирные – драчливые

Радостные – печальные

Спокойные – крикливые, суетливые

Шумные – смирные, тихие

Счастливые – грустные

Беспечные – трудолюбивые

Карточка № 2.  Материал к сочинению.

Небо: местами грязно-серое, видны проблески солнца, рыхлые кучевые облака.

Снег: талый, грязный, серый, местами ещё белый,  пористый.

Берёзы: кривые, старые, корявые, с чёрными прошлогодними гнёздами, голые тонкие ветки, стройные молодые берёзки.

Грачи: вестники весны, суетливые, неугомонные, горделивые, драчливые, шумные, крикливые.

Церковь: старая, с облупившейся штукатуркой стен, каменная, ветхая, возвышенная.

Поля: дальние, невспаханные, расстилаются просторы, ширь полей, бурая почва, бескрайние.

Пейзаж: скромный, простой, задушевный, лирический.

(Средняя группа учащихся, кроме карточек № 1 и  № 2, выполняет работу, опираясь  на предложенные вопросы)

  1. Кто такой А.К.Саврасов?
  2. Когда и где была написана картина «Грачи прилетели»?
  3. Можно ли назвать этот пейзаж красивым? Какой он?
  4. Какой образ главный на картине?  
  5. Опишите грачей.
  6. Как художник показывает нам приближение весны?
  7. Какие краски преобладают в картине?
  8. Что сразу же задерживает взгляд зрителя?
  9. Что вы видите на дальнем плане?
  10. Почему художник выписывает и деревню, и поля не очень подробно?
  11. Что вы ощущаете, глядя на картину?
  12. Какие звуки  можно услышать?
  13. Что на ваш взгляд было дорого художнику?
  14. Напиши о своём  впечатлении об увиденном  в картине?

                                                          (слабая группа)

Учащиеся этой группы получают деформированный текст и в соответствии с планом переписывают нужные абзацы текста в правильном порядке в тетрадь.

     Мы видим небольшой пруд.  На его берегу выстроились в ряд   старые, покривившиеся  березки. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляют старые гнёзда, стаями и в одиночку кружатся в весеннем воздухе. Мы будто слышим их неугомонный шум.

_____________________________________________________________________________

           

     Миром и покоем веет от этого  уголка  русской  природы.    Всё  в   картине пронизано единым ритмом, наполнено   лёгким   дыханием   весны. «Грачи прилетели» - лирическое, полное настроения произведение. Саврасов предстаёт перед нами как художник, чуткий  «к шуму в природе».

____________________________________________________________________________

   

    Картина  «Грачи прилетели» была написана А.К. Саврасовым   в 1871 году. Картина явилась плодом многих наблюдений художника за природой. Она писалась с натуры в селе Молвитиново  Костромской губернии.

_________________________________________________________________________

        

    За  дощатым забором, среди обычных сельских изб  возвышаются церковь  и   колокольня.   А дальше,  до    самого леса,   узкой лентой     раскинулись    побуревшие   поля  со следами    не растаявшего снега. Здесь столько простора, влажно - весеннего   воздуха и света.

____________________________________________________________

На  5-ый  пункт плана дети  пишут о  своём впечатлении  по картине самостоятельно (если смогут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок. Сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" Русский язык и изобразительное искусство.

Бинарный урок проводится совместно с учителем русского языка и литературы. В ходе урока ведется беседа по картине А. Соврасова "Грачи прилетели". Беседа по картине дает возможность учащимся повторить ...

урок развития речи "Картина рассказывает" (работа с тектами о картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

Данный урок  преследует цель- учить неслышащих обучабщихся  ориентироваться в окружающем мире через умение высказывать свои мысли и задаватьвопросы. Ведь тот, кто умеет задавать вопрос...

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине А.К.Саврасова "Проселок"

Работа представляет собой презентацию  рабочего материала к уроку на тему "Подготовка к сочинению по картине А.К.Саврасова "Проселок". В презентации представлены  репродукции картин этого ху...

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе) Тип урока: интегрированный (2 часа).Форма проведения: урок развития речи.Обучающие цели...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»Цели деятельности учителя: развитие речи в ходе подготовки и написания сочинения; совер...

Цикл уроков развития речи по описанию картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели"

Цель проекта:научить ребят творческой работе по написанию сочинения, используя разные виды искусства.Основные задачи проекта: научить учащихся подбору рабочего материала к сочинению; уметь составлять ...

Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок развития речи)

Уроки развития речи у обучающихся часто вызывают затруднения. В своей практике при подготовке к написанию сочинений разных видов можно использовать рабочие листы, которые заполняются в ходе урока необ...