Рабочая программа литература 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа литература 9 класс В.Я. Коровин - 105 часов (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 99.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2014 – 2015 год». Примерной программы по литературе, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
Программа по литературе входит в образовательную область «Филология».
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК: Коровина В. Я., Литература 5 класс, учебник для образовательных учреждений. Л64 в 2 частях/ автор-составитель В. Я. Коровина. – 11 издание.- М.: Просвещение, 2005. имеющий гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации", утвержденный федеральным перечнем учебников.
Курс литературы в 9 классе рассчитан на 3 часа в неделю, что в объеме составляет 102 часов в год. В том числе 7 контрольных работ и 4 урока по развитию речи.
Риски: курсовая подготовка; актированные дни; семинары; праздничные дни.
Характеристика программы
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели обучения:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы в 9 классе:
- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой
При изучении курса литературе, учитываются особенности класса. В классе одиннадцать обучающихся, после проведения диагностической работы было выявлено. На "4" и "5" занимаются: Вашлаева Ирина, Лихова Алена, Хрипакова Яна, Расторгуев Саша, Кириллов Саша - эти учащиеся имеют прочные знания по литературе, владеют теоретическим материалом. На удовлетворительно: Егунов Саша, Ли Коля, Алексеева Настя, очень слабые знания у Щетинина Максима, Щетинина Данила, Лейман Сережи, плохо усваивают пройденный материал. Низкая культура чтения, отсутствие системы и качества домашней подготовки приводит к низкому уровню качества знаний этих учащихся. Дополнительные задания используются для работы, как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Задания повышенной трудности использую для индивидуальной работы с сильными обучающимися и проявляющими особый интерес к литературе. Учебный процесс, в классе в целом, проходит удовлетворительно, на уроках дети проявляют активность.
В структуре курса заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Межпредметные связи:При работе широко используются взаимосвязь предметов гуманитарного цикла, таких как история (определение эпохи создания произведений), русский язык (изучение изобразительно-выразительных средств русского языка), иностранных языков и школьного предмета изобразительного искусства.
Использование в обучении литературе системы уроков с содержанием национально - регионального компонента способствует усилению интереса к литературе, как к литературе разных времен, но так же и к литературе своей малой Родине. Применение национально-регионального компонента в обучении литературы позволяет увидеть «живую литературу», а не сухую бездушную науку. Изучение литературы в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. В курсе литературы 9 класса задания такого типа широко применяются при изучении тем «Жанр романа А. С. Пушкина», «Мотивы вольности и одиночества в произведениях М. Ю. Лермонтова», «Любовная лирика 19 века», «Эмоциональное богатство поэзии 19 века», «Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой», «А. Ахматова. Слово о поэте и поэтике», «Творчество хакасских писателей о Великой Отечественной войне»
Использование компьютерных технологий в преподавании литературы позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать интересные задания как практического, так и теоретического характера, осуществлять разные подходы к обучению детей, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 3 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 11 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев.Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин.Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 52 ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский.Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море».Романтический образ моря. «Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов.Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин.Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов.Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский.Слово о писателе.
«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 26 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 7 ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение - 2 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы обучающийся должен:
Знать/ понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
СТРУКТУРА КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ
- Учебно-тематическое планирование
Параграф учебника | Тема | Количество часов |
Введение. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека | 1 | |
§ 1 | Древнерусская литература | 2 |
§ 2 | Из русской литературы XVIII века | 10 |
§ 3 | Из литературыXIXвека | 70 |
§ 4 | Из литературыXXвека | 27 |
§ 5 | Из зарубежной литературы | 10 |
Всего уроков | 103 |
- Практические занятия по предмету (контрольные работы и уроки по развитию речи, тексты для заучивания)
№ п/п | Дата | Тема |
1. | 09.09.2015 | К.Р.«Особенности древнерусской литературы» (тест) |
2. | 30.09.2015 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина» |
3. | 30.09.2015 | К.Р.Контроль знаний по теме «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (мини-тест) |
4. | 12.11.2015 | К.Р. Контрольное тестирование по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина |
5. | 03.12.2015 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» |
6. | 13.01.2016 | К.Р. Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» |
7 | 28.01.2016 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по повести Н. В. Гоголя «Мертвые Души» |
8. | 18.02.2016 | Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» На примере пройденных произведений |
9. | 16.03.2016 | К.Р. Контрольное тестирование по произведениям второй половины 19 и 20 века (зачетное занятие) |
10. | 05.05.2016 | К.Р.Зачетное занятие по теме «Русская лирика 20 века» (тест) |
11. | 23.05-25.05.2016 | К.Р.Итоговая контрольная работа за курс 9 класса (тест) |
|
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк.молитва.
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Календарно-тематическое планирование 9 класс
I четверть | |||||||||
№ пп | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | |||||
По плану | По факту | ||||||||
Глава I: Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека (1ч): Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. | |||||||||
1 | 1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | Фронтальный и индивидуальный опрос | 02.09. 2015 | |||||
Глава II: Древнерусская литература (2ч): Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.«Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения.Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. | |||||||||
2 | 2 | Литература о Древней Руси. | Ответы на вопросы, стр.34 | 03.09. 2015 | |||||
3 | 3 | Художественное своеобразие «Слово о полку Игореве». | Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34. Тестирование | 07.09. 2015 | |||||
Глава III: Русская литература XVIII века (10ч): Характеристика русской литературы XVIII века. Изучение творчества писателей данного периода: Михаил Васильевич Ломоносов, Гавриил Романович Державин, Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы. | Ответ на вопрос 8, стр41 | ||||||||
4 | 4 | К.Р. Тестирование «Древнерусская литература». Классицизм в русском и мировом искусстве. | Фронтальный опрос класса | 09.09. 2015 | |||||
5 | 5 | М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения | Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией? | 10.09. 2015 | |||||
6 | 6 | М.В. Ломоносов «Ода на день..». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова. | 1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр. 67 – устно. | 14.09. 2015 | |||||
7 | 7 | Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». | 4-е задание, стр.67 – устно. | 16.09. 2015 | |||||
8 | 8 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина | Ответить на вопрос 8, стр. 74 – письменно. | 17.09. 2015 | |||||
9 | 9 | Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина | 21.09. 2015 | |||||
10 | 10 | Изображение русской действительности А. Н. Радищев «Путешествие…» | Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева | 23.09. 2015 | |||||
11 | 11 | Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». | Задания по группам: проанализировать: описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы | 24.09. 2015 | |||||
12 | 12 | Анализ отдельных эпизодов Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» | Подбор цитат, составление плана | 28.09. 2015 | |||||
13 | 13 | Р.Р:Подготовка к к домашнему сочинению по Н. М. Карамзину «Бедная Лиза» Тестирование | Развитие речи Тестирование | 30.09. 2015 | |||||
Глава IV: Литература XIX века (70ч): Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века: Василий Андреевич Жуковский. Теория литературы: баллада, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия), Николай Васильевич Гоголь, Александр Николаевич Островский, Федор Михайлович Достоевский. Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | |||||||||
14 | 14 | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | Конспект урока | 01.10. 2015 | |||||
15 | 15 | Комедия «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии | Составление синквейна | 05.10. 2015 | |||||
16-17 | 16-17 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | Составление тезисов по плану. | 07.10 .2015 08.10. 2015 | |||||
18-19 | 18-19 | Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума» | Расставить основные события пьесы в хронологическом порядке. Выписать выражения, ставшие крылатыми | 12.10. 2015 14.10. 2015 | |||||
20 | 20 | Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | Сообщения уч-ся о представителях Фамусовского общества. Выявить отношение главных героев к Москве, само оценку образов-персонажей, принадлежащих к Фамусовскому обществу | 15.10. 2015 | |||||
21 | 21 | И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» - работа с критической литературой по творчеству А. С. Грибоедова «Горе от ума». | Ответить на вопрос: Чацкий–реалистический или романтический персонаж? Цитатный план-характеристика | 19.10. 2015 | |||||
22 | 22 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература | Составить тезисы лекции. | 21.10. 2015 | |||||
23 | 23 | Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. | Анализ стихотворений «Море», «Невыносимое» | 22.10. 2015 | |||||
24 | 24 | В.А.Жуковский. «Светлана».Особенности жанра баллада. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана» | 26.10. 2015 | |||||
25 | 25 | Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Лицейская лирика. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву» | Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова» | 28.10. 2015 | |||||
26 | 26 | Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар». | Распределить по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2) | 29.10. 2015 | |||||
27 | 27 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. | Выразительное чтение наизусть стихотворений. Анализ стихотворений « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». | 09.11. 2015 | |||||
IIчетверть | |||||||||
28 | 1 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». | Проанализировать лексику стихотворения «Пророк». Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия» | 11.11. 2015 | |||||
29 | 2 | К.Р. Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина | Индивидуальный письменный опрос | 12.11. 2015 | |||||
30 | 3 | А. С. Пушкин «Цыганы» - как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. | Ответить на 1-2 вопросы, стр.247 | 16.11. 2015 | |||||
31 | 4 | Роман «Евгений Онегин». История создания, замысел, композиция, сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора | 18.11. 2015 | |||||
32 | 5 | Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | Сопоставление образов Онегина и Ленского. | 19.11. 2015 | |||||
33 | 6 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | Сопоставление образов Татьяны и Ольги Лариных. | 23.11. 2015 | |||||
34 | 7 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | Ответы на вопросы | 25.11. 2015 | |||||
35 | 8 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений | Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени | 26.11. 2015 | |||||
36 | 9 | Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях | 30.11. 2015 | |||||
37 | 10 | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Р.Р.Подготовка к сочинению | Работа с критической литературой о романе «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению. | 02.12. 2015 | |||||
38 | 11 | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. | Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений | 03.12. 2015 | |||||
39 | 12 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. (НРК) | Анализ стихотворений «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…». | 07.12. 2015 | |||||
40 | 13 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова | Самостоятельный анализ стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | 09.12. 2015 | |||||
41 | 14 | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. | Анализ стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий». | 10.12. 2015 | |||||
42 | 15 | Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.(НРК) | Анализ стихотворений «Дума», «Родина» «Предсказание». | 14.12. 2015 | |||||
43 | 16 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. | Определить роль пейзажа в главе «Бэла». Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку. | 16.12. 2015 | |||||
45-46 | 18-19 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина | 17.12. 2015 21.12. 2015 | |||||
47 | 20 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | Проанализировать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы | 23.12. 2015 | |||||
48 | 21 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского,Н.Г. Долининой, В. И. Коровина об образе Печорина. | 24.12. 2015 | |||||
IIIчетверть | |||||||||
49 | 1 | Споры о романтизме и реализме в романе «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. | Ответы на вопросы письменно. | 28.12. 2015 | |||||
50 | 2 | Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | Индивидуальная проверка знаний | 13.01. 2016 | |||||
51 | 3 | Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Мертвые души». Обзор содержания. | Параллель между помещиками, положительные черты в их характере | 14.01. 2016 | |||||
52-53 | 4-5 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре» | 18.01. 2016 20.01. 2016 | |||||
54 | 6 | Образ города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» | Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским | 21.01. 2016 | |||||
55 | 7 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы «Мертвые души» | Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения) | 25.01. 2016 | |||||
56-57 | 8-9 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического. Р.Р: Сочинение | Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам) | 27.01. 2016 28.01. 2016 | |||||
58 | 10 | А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | Беседа по поставленным вопросам | 01.02. 2016 | |||||
59 | 11 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. (НРК) | Чем интересна повесть современному читателю? Изображение Петербурга в повести. | 03.02. 2016 | |||||
60-61 | 12-13 | Ф.М. Достоевский: жизнь и творчество. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности» более всего привлек мое внимание? | 04.02. 2016 08.02. 2016 | |||||
62 | 14 | Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку | 10.02. 2016 | |||||
63 | 15 | Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. | Ответы на вопросы. | 11.02. 2016 | |||||
64 | 16 | А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. | Составление плана сочинения. | 15.02. 2016 | |||||
65 | 17 | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | Выразительное чтение стихотворений. Знакомство с жанром рассказ. | 17.02. 2016 | |||||
66 | 18 | Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? | Развитие речи учащихся, сочинение. | 18.02. 2016 | |||||
67 | 19 | Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений. (НРК) | Индивидуальный вопрос | 22.02. 2016 | |||||
Глава V:Литература XX века (27ч): Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах. Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России: Иван Алексеевич Бунин, Михаил Афанасьевич Булгаков, Михаил Александрович Шолохов, Александр Исаевич Солженицын, Александр Александрович Блок,Сергей Александрович Есенин, Владимир Владимирович Маяковский,Марина Ивановна Цветаева, Николай Алексеевич Заболоцкий, Анна Андреевна Ахматова, Борис Леонидович Пастернак, АлександрТрифонович Твардовский. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). | |||||||||
68 | 20 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. (НРК) | Основные положения лекции | 24.02. 2016 | |||||
69 | 21 | И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. | Ответы на вопросы викторины | 25.02. 2016 | |||||
70 | 22 | Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» | 29.02. 2016 | |||||
71 | 23 | М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. | Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей | 02.03. 2016 | |||||
72 | 24 | Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Фантастика. | Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118 | 03.03. 2016 | |||||
73 | 25 | М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. | Ответы на вопросы по теме | 07.03. 2016 | |||||
74 | 26 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа. | Роль пейзажей и портретных зарисовок | 09.03. 2016 | |||||
75 | 27 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 10.03. 2016 | ||||||
76 | 28 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи | Раскрыть нравственный смысл рассказа-притчи | 14.03. 2016 | |||||
77 | 29 | Контрольная работа (зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века | Устный опрос и тест | 16.03. 2016 | |||||
78 | 30 | Русская поэзия «серебряного века». | Составление тезисов лекции | 17.03. 2016 | |||||
IV четверть | |||||||||
79 | 1 | А.А. Блок. Страницы жизни. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами | 21.03. 2016 | |||||
80 | 2 | С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А. Есенина. | Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов. Анализ стихотворений «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». | 04.04. 2016 | |||||
81 | 3 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. | Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений) | 06.04. 2016 | |||||
82-83 | 4-5 | В.В. Маяковский: страницы жизни. Новаторство поэзии писателя. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю». | Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта | 07.04. 2016 11.04. 2016 | |||||
84 | 6 | М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой | Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы | 13.04. 2016 | |||||
85 | 7 | Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. (НРК) | 7-е задание, стр129 | 14.04. 2016 | |||||
86 | 8 | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. | Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте. Анализ стихотворений «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». | 18.04. 2016 | |||||
87 | 9 | А.А. Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. | Отметить характерные черты ранней лирики | 20.04. 2016 | |||||
88 | 10 | А. А. Ахматова. Особенности поэтики. (НРК) | 4-е задание учебника, стр146 | 21.04. 2016 | |||||
89 | 11 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. | Анализ стихотворений «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». | 25.04. 2016 | |||||
90 | 12 | А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений. (НРК) | Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом…» | 27.04. 2016 | |||||
91 | 13 | Творчество М.Джалиля. Малоизвестные факты биографии поэта. Стихотворения «Чуждой нам девушке», «Платок» «Красная ромашка». (М) | Составление хронологической таблицы по сообщению учителя | 28.04. 2016 | |||||
92-93 | 14-15 | «Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков. (НРК) | Конспект тезисов и сообщения учащихся. | 02.05. 2016 04.05. 2016 | |||||
94 | 16 | Зачетное занятие по русской лирике ХХ века | 05.05. 2016 | ||||||
Глава VI: Из зарубежной литературы (10ч): Античная лирика. Гай Валерий Катулл, Гораций, Уильям Шекспир. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия), Иоганн Вольфганг Гете. Теория литературы. Философско-драматическая поэма. | |||||||||
95 | 17 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | Изучение и анализ стихотворений «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся князь служить…». | 09.05. 2016 | |||||
96 | 18 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. | Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы | 11.05. 2016 | |||||
97-98 | 19-20 | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. | Фронтальный опрос | 12.05. 2016 16.05. 2016 | |||||
99 | 21 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы | Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы? | 18.05. 2016 | |||||
100 | 22 | И. В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. | Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля | 19.05. 2016 | |||||
101-102 | 23-24 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса | Тестирование итоговое | 23.05. 2016 25.05. 2016 |
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу | |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. | |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. | |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Нормы оценки сочинений
В настоящее время действуют нормы оценки сочинений, утверждённые Министерством народного образования РФ и опубликованные в сборнике «Программы средней общеобразовательной школы. Литература» (М., 1988) в разделе «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся». Дополнительных норм для оценки медальных работ не существует. Сочинения выпускников 11-го класса, в том числе медальные, оцениваются по указанным нормам.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:
- совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Список учебно – методической литературы
Литература для учащихся:
- Литература . 9 кл.Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
- Литература . 9 кл.Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2009.
Для учителя:
- Программа по литературе для 9 класса общеобраз. учрежд. (базовый уровень)Автор-составитель В. Я. Коровина – М.: Просвещение, 2008,
- Литература . 9 кл.Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
- Литература . 9 кл.Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2009.
Приложение
Контрольные работы
(в двух вариантах)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая программа «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...