Конспект урока в 9 классе на тему "Двоеточие в БСП"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Цели урока:
- формировать умение устанавливать отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- развивать умение использовать различные синонимичные конструкции для передачи одного и того же смысла;
- работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложении.
Тип урока:
Методы:
Оборудование: учебник, презентация к уроку PowerPoint, карточки с заданиями, сборники для подготовки к ГИА.
Ход урока:
- Орг.момент.(Слайд 1)
- Повторение. Проверка домашнего задания.
- Какие предложения называются сложными?
- Какие две группы сложных предложений вы знаете?
- Какие предложения называются бессоюзными?
- В каких случаях в БСП ставится запятая, а в каких – точка с запятой? Примеры из домашнего упражнения?
III. Лингвистическая разминка.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь вы видите предложения, у которых необходимо определить структуру и объяснить постановку знаков препинания. (Слайд 2)
1)Петр Александрович Плетнев писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта»
2)П. Плетнев был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.
3)Печален я: со мною друга нет.
- Можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?
IV. Определение темы урока.
- Сформулируем тему сегодняшнего урока, вместе поставим цели к уроку.
(Слайд 3)
Двоеточие в БСП.
Цели:
- Выяснить условия постановки двоеточия в БСП.
- Научиться слышать двоеточие в БСП.
V. Изучение нового материала
- Вернемся к нашему БСП, попытаемся вместе объяснить постановку двоеточия в нем. (Слайд 4).
Печален я: со мною друга нет.
Почему? Причина
- На что указывает 2ая часть предложения?
- Попробуйте задать вопрос от первой части ко 2ой?
-Начертим схему этого предложения.
(2ая часть указывает на причину того, о чем говорится в 1ой части)
- Посмотрим с вами следующее предложение (Слайд 5)
В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу я вздумал испытать судьбу.
А именно? Пояснение
- Какова роль 2ой части БСП?
-Начертим схему этого предложения.
(2ая часть поясняет, раскрывает содержание всей 1 части или каких-либо членов).
- Обратим внимание на следующее предложение (Слайд 6)
Вот смотрю: из-за леса выезжает кто-то на серой лошади.
- Какова роль 2ой части БСП?
- Начертим схему этого предложения.
(2ая часть дополняет 1ую, поясняет сказуемое 1 части).
- Подведем итоги по этим трем предложениям. В каких случаях между частями сложного предложения ставится двоеточие.
(Ответы детей, если есть ошибки, корректируются одноклассниками)
- Какую новую информацию несут следующие схемы? (Слайд 7)
[ ] : [ ] => [ ] , (потому что )
[ ] : [ ] => [ ] , (что )
(БСП с двоеточием можно заменить синонимичным СПП)
Смотрим Слайд 8 и комментируем.
1. Печален я, потому что со мною друга нет.
2. Вот смотрю и вижу, что из леса выезжает кто-то на серой лошади.
-Очень хорошо. Открываем сейчас учебники на странице 98, смотрим параграф 16. Прочитаем про себя данный теоретический материал.
- Есть ли в учебнике новая информация по данной теме?
VI. Закрепление пройденного материала. Тренировочные упражнения.
- А сейчас, опираясь на образец-схему, сформулируйте задание к упражнению. (Слайд 9)
[ ] , ( ) => [ ] : [ ]
(необходимо переделать СПП в БСП, передать содержание СПП синонимичным БСП)
Слайд 10
- Проснулся и увидел, что в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
- Я не мог заснуть, так как передо мной во мраке все время вертелся мальчик с белыми глазами.
- Когда поднялись на холм, то увидели неожиданную картину, а именно: на опушке стояли два лося.
VII. Работа с учебником
- Молодцы. Выполним сейчас упражнение 223 в учебниках. Прочитайте вслух, соблюдая правильную интонацию. Спишите, расставляя знаки препинания, объясните их постановку.
Ребята записывают предложения в тетрадях и на доске, поясняют знаки препинания, составляем схему 4 и 7 предложения.
VIII. Работа по подготовке к ГИА.
- Как мы уже отмечали, умение находить сложное предложение в тексте, определять разновидность сложного предложения необходимо для успешной сдачи ГИА, а именно заданий В6, В7, В8,В9. Сегодня мы с вами рассмотрим задание В9. Откройте, пожалуйста, сейчас сборники на стр. 8. читаем задание, находим ответ в тексте, объясняем.
Выполняем задания на странице 8, 18, 24, 36, 48.
IX. Самостоятельная работа.
- Ребята, перед вами карточки с заданиями. Ваша задача распределить предложения по смыслу.
Смысловые отношения | № предложений |
Пояснение | |
Дополнение | |
Причина |
Предложения для карточек:
- Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника, угнетенный, вышел на свет и цвел до морозов.
2. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
3. Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица
4. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой.
5. Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.
6. Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие.
X. Итоги урока.
- Все ли понятно?
- В каких случаях проставляется двоеточие между частями БСП?
XI. Подача домашнего задания.
- Ребята, запишите домашнее задание на следующий урок. Упр.224
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...