Как писать комментарий к проблеме
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pisat_kommentariy_k_probleme.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Как писать комментарий к проблеме
Что такое «комментарий к проблеме»?
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.
Требования к комментарию:
- Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст.
- Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.
- Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией.
Чего нельзя делать при написании комментария?
- Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст.
- Нельзя пересказывать прочитанный текст.
- Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.
Советы:
- Чтобы не получился пересказ, надо обобщать и писать о том, что делает автор (рассуждает, делает акцент, обращает внимание и т.д.).
- Если вы указываете, на каких примерах автор раскрывает проблему, напишите, для чего автор делает это. (Например: Раскрывая данную проблему, автор обращается к истории, чтобы напомнить читателям о …)
На каком материале автор может раскрывать проблему текста?
- Собственный жизненный опыт, наблюдения
- Исторические факты
- Афоризмы, пословицы, поговорки
- Мнение авторитетной личности
- Статистические данные
- Литературные источники и т.п.
Комментарий выстраивается по определённой схеме:
Композиция комментария | Примеры типовых конструкций (клише) |
| Раскрывая проблему, автор... Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни … Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) … Проблема раскрывается автором на примере… и т.п. |
| В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит... Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п. |
| В заключение автор приходит к выводу... В заключение автор делает вывод о том, что... |
Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме
Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)
Вопросы | Образец рассуждения |
1.На каких примерах автор раскрывает проблему? | Раскрывая проблему дружбы, автор размышляет над отношениями между людьми в современном обществе. |
2.Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? | Иван Ильин обращает внимание на то, что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения. |
3. Какие высказывания автора заслуживают особого внимания? | Автор с горькой иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими. |
4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?) | Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека. |
Вариант 2 (по тексту художественного стиля)
Вопросы | Образец рассуждения |
1.На каком примере автор раскрывает проблему? | Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь. |
2.Каково отношение автора к поступку героя? | С.Турсун выражает сожаление по поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь. |
3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом? | Через внутренний монолог автор передаёт целую бурю чувств, которые вызвал поступок сына в душе отца: боль, обиду, разочарование. |
4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение? | «Учись, сынок. Хорошее это дело – учиться», - в эти слова старика писатель вложил глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе. |
5.В чём убеждает автор читателей? | Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому из нас о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь. |
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы | ||
Текстовый комментарий (художественный текст) | Текстовый комментарий (публицистический текст) | Концептуальный комментарий (публицистический текст) |
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни … Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) … Не случайно писатель изображает (кого, что)… Поступок героя свидетельствует о том, что … Слова (мысли) героя показывают, что … Автор осуждает (одобряет) поступок героя … Автор восхищается (чем, кем)… Автор сочувствует своему герою … Симпатии автора на стороне … Так автор пытается достучаться до наших сердец… Автор вложил глубокий смысл в слова … | Проблема раскрывается автором на примере… В качестве примера автор рассматривает … Автор заставляет читателя задуматься над … Автор текста обращает внимание на… Автор вспоминает случай, когда … В размышлениях автора звучит мысль о том, что … Автора заинтересовала мысль о том, что … Автор убеждён в том, что … Автор разделяет мнение (кого)… Автор упоминает о том, что … Автор предупреждает читателей о том, что… Автор не на шутку встревожен (чем)… Особое удивление автора вызвано тем, что … Автор искренне восхищён (огорчён) (чем) … Автор приводит нас к выводу о том, что… Не случайно автор завершает текст … По мнению автора, … | Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени. Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). Как и большинство из нас, автор считает, что … Вопреки мнению большинства автор считает, что … Автор полемизирует (с кем)… Автор подробно рассматривает … Автор обращает наше внимание на … Автор убеждает нас в том, что… |
Автор (что делает?) | ||
отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?) , проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку:"Комментарий к проблеме текста"
Презентация по русскому языку:"Комментарий к проблеме текста"....
Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Комментарий к проблеме.
Презентация, составленная при помощи триггеров и гиперссылок, содержит необходимые теоретические сведения, алгоритм выполнения, разбор типичных ошибок, тренировочные задания, формирующие навык грамотн...
Готовимся к ЕГЭ: комментарий к проблеме
Урок русского языка в 10 классе. Цель - отработать навыки написания сочинения, отвечающего требованиям части С ЕГЭ по русскому языку (уметь формулировать проблему, комментировать ее, определять ...
Готовимся к ЕГЭ: комментарий к проблеме
Конспект урока, посвященного созданию комментария к проблеме (сочинение части С ЕГЭ по русскому языку)...
Сочинение-рассуждение по русскому языку. Как писать комментарий.
Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Одна из самых больших проблем - написание комментария к сочинению-рассуждению....
Как писать комментарий к проблеме
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста....
Конспект урока в 11 классе "Как писать комментарий?"
Цели урока:- продолжить работу по формированию у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (задание 27);- формировать умения учащихся...