конспект урока Новомученники и исповедники церкви Русской 20 века
план-конспект урока на тему
краткое повествования о мученниках и исповедниках, жившие в 20 веке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novomuchenniki_i_ispovedniki_russkoy_pravoslavnoy_tserkvi_20_veka.doc | 335 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
имени П.А. Любченко станицы Крыловской
муниципального образования Ленинградский район
Конспект открытого урока
ТЕМА: «НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX века.
(Евгений Родионов)»
Составил:
Пащенко Владимир Анатольевич
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 3
станица Крыловская, 2017 год
Тема урока: «НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX века.
(Евгений Родионов)»
Цель урока: 1. Познакомить детей с иконой « Собор Новомучеников и
Исповедников Российских; с житием мученика евгения
Родионова.
2. Развивать интерес к познанию православной культуры своего
края.
- Воспитывать любовь к христианской культуре, к ближнему,
бережное отношение к духовному наследию родного
Подмосковья.
Оборудование урока: 1. Икона «Собор Новомучеников и Исповедников
Российских за Христа пострадавших
Явленных и неявленных».
2. 3 свечи
3. Прижизненные фотографии Евгения Родионова
4. Ватмон с изображением храма души
ХОД УРОКА.
- Сообщение цели урока.
- Всем, добрый день! Я очень рад видеть Вас! Вижу, что вы готовы к работе.
Перед тем, как мы перейдём к изучению новой темы, мне бы хотелось рассказать вам интересную историю.
(зажигаются свечи, учитель рассказывает притчу о трёх свечах)
Три свечи горели на столе. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
— Я — Успех… К сожалению, дети не верят в меня. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая не слышно сказала:
— Я — Старание… К сожалению, я никому не нужна. Дети не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Свеча погасла.
— Я — Вера…— Пока дети верят в свои силы, верят, что у них все получится, всегда можно зажечь и другие свечи.
Дорогие мои, я желаю вам, чтобы эти свечи никогда не тухли, верьте в себя, старайтесь и к вам обязательно придет успех.
- Скажите, а собой символизирует свеча? Вы правы. Свеча – это символ тепла, света и веры. Веры в лучшее. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Подсказка уже прозвучала. Правильно, православной вере. Но не просто о православной вере в целом. Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: как православная вера помогала людям на протяжении столетий выстоять самые трудные годы их жизни?
-Обратите внимание на доску, на доске мы будем составлять картину нашего сегодняшнего урока.
(показ на доску)
И так, В ходе урока мы с вами познакомимся с понятием вера, дадим определение таким словам Новомученники и Исповедники Православной Церкви, остановимся на ярком примере мученика Евгения Родионова, жившем в 20 веке и конечно же поговорим о значении веры для человека в целом.
- И так, наша 1- ая станция называется «Православная вера».
- Для начала мы поразмышляем с Вами. Скажите, вера важна для каждого человека? Конечно важна. А во что может верить человек? Вы правы! В Бога, в победу своей любимой команды, даже атеист и тот верует в то, что Бога не существует. Но он же всё равно верит во что-то. Поэтому мы должны понять, что Вера живет в каждом человеке, освещает дорогу жизни ему. Она дарует нам любовь, надежду, умудряет и спасает. Вера – это твердое убеждение в чем – то. Жизнь человека зависит от того, во что и как он верит.
- Я хотел бы, чтобы Вы выполнили моё следующее задание.
(раздаточный материал)
Карточка № 1
- Объясните друг другу эту фразу.
ИМЕТЬ ВЕРУ – ЭТО …………….
Признавать, проявлять верность, ненавидеть, отрицать, доверять.
Правильно, иметь веру - это значит признавать, проявлять верность, доверять. Но иногда мы находим расхождение с умом и сердцем. Когда же это происходит?
2). Перед вами качества достойного человека: УМ, ВОЛЯ, ТЕРПЕНИЕ, ДОБРО, ТРУДОЛЮБИЕ, ТАЛАНТ, ПРЕДАННОСТЬ. Выберите из них то качество, которому служат все остальные.
(Верно! Это добро. Добрый человек всегда найдет правильное решение - и по уму, и по сердцу. Потому что «Доброе сердце рождает добрую мысль»)
- Лично мы не видим Христа, нашего Спасителя, но верим, что он есть. Вера в Бога свойственна человеку как образу Божиему по природе. История религии показывает, что за все время существования людей на земле не было ни одного народа, не имеющего веры в Бога.
Но нужно, чтобы православная вера не только была, она должна расти и укрепляться только на примере добрых дел.
-Ну что ж, молодцы, ребята! Справились с этим заданием.
-Следующая 2-я станция называется «Новомученники и Исповедники православной Церкви»
- Сегодня мы поговорим о святых, которых прославила наша Церковь в настоящее время. XX век в истории христианской православной культуры России можно назвать веком святых Новомучеников и Исповедников.
Для начала давайте рассмотрим Икону «Собор Новомучеников
и Исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных»
- Прочитаем надпись на иконе.
- Что значит слово «собор» в данном случае?
Дети: - Собрание. На иконе изображён не один Святой, а несколько.
Учитель: - Внимательно рассмотрим икону. В центре изображены
Святые Новомученики, над ними Спаситель и русские
Святые. А по обе стороны расположены клейма с
изображением мученических подвигов Святых.
Карточка № 2
Учитель: - Давайте вспомним, каких Святых Православная церковь называет Мучениками и Исповедниками?
- Мученик - это……….
- Исповедник - это………..
А) христианин, претерпевший мучения за
Веру и оставшийся в живых.
Б) христианин, претерпевший за веру страдания и смерть.
Учитель: (обобщает) - Мученик – христианин, претерпевший за веру страдания и смерть. Исповедник – христианин, претерпевший мучения за
Веру и оставшийся в живых.
Сегодня мы поговорим о Новомучениках, которые жили и пострадали в наше время. В 20 веке в нашей стране произошла революция. К власти пришли люди, которые стали уничтожать храмы, рушить христианские ценности семьи. Люди, продолжавшие верить в Бога и жить по христианским заповедям, несмотря на преследования новой властью. Их отправляли в лагеря для заключённых. Среди них можно назвать патриарха Тихона, святитель Лука Войно-Ясенецкий, отец Павел Троицкий и другие.
Но и в наше время появлялись люди, которые своей жизнью явили пример Веры в Бога, любви к Нему. Среди них мученик – Евгений Родионов.
- И так, 3-я наша станция называется «Новый мученик за Христа - воин Евгений».
Новый мученик за Христа - воин Евгений. Надо сказать. Что Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за Веру Православную.
2 Немного о его жизни Родился Евгений 23 мая 1977 года. Евгений рос крепким, очень тихим.В детстве он был очень наблюдательный. Так же он отличался очень твёрдым характером. Из воспоминаний матери Любови Васильевны Родионовой: «В одиннадцать лет или двенадцать вернулся с летних каникул с крестиком на шее». С тех пор не снимал до самой смерти. После школы был призван в армию в 1995 году, службу проходил в пограничных войсках. После учебного подразделения попал на пограничную заставу на границе Ингушетии и Чечни.
3 О его службе. 13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.
5 Почитание воина Евгения Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за Веру Православную. Это подвиг редчайший. С одной стороны, его смерть вызывает скорбь, с другой вселяет бодрость. Константин Великий говорил: «только Верой мы победим». Потому что если оглянуться вокруг, ничто нас не спасет. Действительно, человек жил среди нас в очень трудное время, пожалуй, более трудное, чем советское, когда было безбожие. Безбожие вынести легче, развращение труднее. Но он в развращенное время сохранил Веру. Казалось бы, от него требовали немного снять крестик, отказаться от Христа. В свои 19 лет Евгений принял единственно правильное решение. Он отказался снять нательный крестик, не предал, не изменил. Остался верным Христу и воинскому долгу.
7 Конечно, Мы должны готовиться не к пыткам, не к голоду или чему-нибудь такому. Но мы должны духовно и нравственно готовить себя к тому, чтобы сохранить душу свою и свое лицо, Божий образ в человеке незамутненным. Протоиерей Александр Шаргунов (на могиле Евгения Родионова)
Я хотел бы, раздать вам брошюрки с краткой биографией и изображением новомученника - Евгения Родионова, чтобы это имя и его человеческий подвиг Вы помнили всегда!!!
(раздаются брошюрки)
- Ну что ж, мы прошли с вами 3 станции, осталась последняя станция – значение Веры для каждого человека.
Сегодня мы с вами познакомились с понятием веры. Выяснили, что вера играет важную роль в жизни человека. Узнали, что иметь веру - это значит признавать, проявлять верность, доверять. Если оглянуть назад, то можно понять ничто нас не спасёт кроме Веры. Определили для себя Мученик – христианин, претерпевший за веру страдания и смерть. Исповедник – христианин, претерпевший мучения за Веру. На примере Евгения Родионова подчеркнули для себя, что Наши мученики являются нашими национальными героями. Это не ветераны труда, это герои духа, которые до смерти свидетельствовали о своей вере в Бога». И наконец-то смогли подойти к итогу нашего урока.
Обратите вниманию на доску - у нас получилось уникальное изображение, а именно: ладони, держащие в центре православный храм. Это храм души нашей, напоминающий огонек свечи.
Ребята сегодня на уроке наши три свечи ярко горели. У нас была вера в себя, старание и конечно же успех. Я желаю каждому из вас, чтобы свет веры вашей в Бога, как тепло свечи, никогда не затухал в ваших сердцах. И помните, лишь благодаря Вере человек становится добрее, теплее и светлее по отношению к людям.
Всем спасибо за внимание!!!
Учитель: - Сегодня мы поговорим о святых, которых прославила наша Церковь в настоящее время. XX век в истории христианской православной культуры России можно назвать веком святых Новомучеников и Исповедников.
Учитель: - Давайте вспомним, каких Святых Православная церковь называет Мучениками и Исповедниками?
Дети: - Мученики – это Святые, которые не отреклись от Бога, даже когда их подвергали мучениям.
- Исповедник – это человек, который говорит о своей вере
в Бога.
Учитель: (обобщает) - Мученик – христианин, претерпевший за веру страдания и смерть. Исповедник – христианин, претерпевший мучения за
Веру и оставшийся в живых.
II. Объяснение нового материала.
( рассматривание Иконы « Собор Новомучеников
и Исповедников Российских, за Христа
пострадавших, явленных и неявленных»)
- Прочитаем надпись на иконе.
- Что значит слово «собор» в данном случае?
Дети: - Собрание. На иконе изображён не один Святой, а несколько.
Учитель: - Внимательно рассмотрим икону. В центре изображены
Святые Новомученики, над ними Спаситель и русские
Святые. А по обе стороны расположены клейма с
изображением мученических подвигов Святых..
Сегодня мы поговорим о Новомучениках, которые жили и пострадали в наше время. В 20 веке в нашей стране произошла революция. К власти пришли люди, которые стали уничтожать храмы, рушить христианские ценности семьи. Люди, продолжавшие верить в Бога и жить по христианским заповедям, преследовались новой властью. Их отправляли в лагеря для заключённых. В это страшное время появлялись люди, которые своей жизнью явили пример Веры в Бога, любви к Нему.
Таким был и Патриарх Тихон, в честь которого названа церковь в нашем небольшом городе Московский. На одном из клейм иконы изображён « Святый патриарх Тихон в заточении в Донском
Монастыре».
( рассматривание прижизненных фотографий Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси)
Учитель: ( рассказывает основные моменты жизни Патриарха Тихона)
Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс торопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании ― в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.
Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к право славной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола.
Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».
В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви За границей прославил в соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября.
Учитель: - Мы с вами посмотрели фотографии патриарха Тихона, много интересного узнали из его биографии. А это иконы святителя Тихона, которые были написаны после прославления его Русской Православной
Церковью Московского Патриархата.
Теперь давайте ещё раз посмотрим на икону «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Что мы видим на клейме, посвящённом подвигу Святителя Тихона - рассмотрите его внимательно.
Дети: - Мы видим Святого, который стоит на стене и благословляет народ.
Учитель: - Патриарха Тихона много раз сажали в тюрьму, а он всегда молился за своих мучителей и жалел их. Безбожники ещё больше злились на него. Они его не слушали, когда он пытался увещевать их. Однажды ночью они ворвались в келью и хотели убить Тихона, но келейник заслонил его и сам принял мученическую смерть. Патриарха заточили в Донской монастырь, ему нельзя было выходить, и святитель Тихон со стены благословлял людей, которые специально приходили к стенам монастыря.
Святые Новомученики Российские, молите Бога о нас!
С этой молитвой обращаются православные христиане к Новомученикам
за помощью. (желающие могут выучить эту молитву).
III. Подведение итогов.
Учитель: - О чём мы говорили сегодня на уроке?
Дети: - О Новомучениках, о Патриархе Тихоне.
- Познакомились с биографией Патриарха
- Рассмотрели его прижизненные фотографии и Иконы.
- Познакомились с иконой «Собор Новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных».
- На иконе в центре Новомученики, над ними Спаситель, по обе
стороны клейма с изображением мученических подвигов.
- Подробно рассмотрели на клейме Святителя Тихона.
Учитель: - Имена многих Новомучеников нам неизвестны. На иконе
написано «явленных и неявленных», то есть тех святых, имена
которых нам не явлены, не открыты Богом.
На следующих занятиях мы обязательно подробнее
познакомимся с подвигами других Новомучеников земли
Российской, которые были прославлены в наше время.
Совершим экскурсию в наш храм, который носит имя
Святителя Тихона.
Храм Святителя Тихона в г. Московский.
Несметная рать героев, положивших душу свою за Веру и Отечество, пополнилась в наши дни новыми именами.
Чеченская война. Нашим солдатам пришлось тогда столкнуться с невиданным зверством и террором.
ак было попущено Богом, чтобы на рубеже третьего тысячелетия во время Чеченской войны для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева, Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере.
Три с половиной месяца Евгений Родионов вместе с товарищами принимал муки и страдания в чеченском плену. Их били, унижали, издевались над ними. Женю Родионова мучили и пытали особенно жестоко – он отказывался снять с себя крестик. Это вызывало особую ярость бандитов. Ему отбили почки, легкие. Каждый день ему говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом. И все эти кошмары сразу закончатся».
В свои 19 лет Евгений принял единственно правильное решение. Он отказался снять нательный крестик, не предал, не изменил. Остался верным Христу и воинскому долгу.
- Организация урока.
II. Актуализация опорных знаний.
У: Что вам больше всего запомнилось из предания о Вере, Надежде, Любови и матери их Софии?
У: Какие чувства вызвал ваш рассказ о наших святых у родственников?
У: Как связаны между собой эти добродетели?
У: Как сохранить веру, надежду, любовь в наших сердцах?
III. Сообщение темы и целей урока.
На свете есть много дорог, тропинок и вовсе не счесть!
Шагнув за привычный порог, в друзья возьми Совесть и Честь.
Пусть спутники будут твои Любовь, Доброта, Сострадание.
И Веру с Надеждой возьми, Достоинство и Понимание.
Светлана Цветкова.
У: Какие ценные человеческие качества, названные поэтессой, в этом стихотворении вы услышали и запомнили?
У: А с ними незримо присутствует София.
У: Добавьте к ним главную добродетель православного человека (Вера)
У: Сегодня на уроке я предлагаю поговорить вам о вере как одном из человеческих качеств.
IV. Знакомство с новым материалом.
- «Поразмышляем».
У: Что такое вера, как вы понимаете это слово?
У: Верите ли вы, и что это значит?
У: Кому вы верите? Во что верит человек?
У: Какого человека можно назвать верующим?
У: Вера живет в каждом человеке, освещает дорогу жизни. Она дарует нам любовь, надежду, умудряет и спасает. Вера – это твердое убеждение в чем – то, полное признание. Жизнь человека зависит от того, во что и как он верит.
- Работа в парах.
У: Объясните друг другу эту фразу.
ИМЕТЬ ВЕРУ - ЭТО:
У: Иметь веру – значит доверять, верить, твердо веровать. Но иногда мы находим расхождение умом и сердцем. Как поступать в этих случаях?
У: Я помогу вам. Перед вами качества достойного человека: УМ, ВОЛЯ, ТЕРПЕНИЕ, ДОБРО, ТРУДОЛЮБИЕ, ТАЛАНТ, ПРЕДАННОСТЬ. Выберите из них то качество, которому служат все остальные. (Это добро. Добрый человек всегда найдет правильное решение - и по уму, и по сердцу.)
- Работа в группах.
У: Каждая подгруппа получила корточки, на них написаны фразы, обсудите в своих группах, как их объяснить?
I.Гр. «Как верит пытливый ум?»
II.Гр. « Чему доверяет сердце?»
III.Гр. «В кого верует душа?»
IV.Гр. «В кого верует православный человек?»
У: Человек, конечно же, верит научным фактам, знаниям, которые подтверждаются в ходе многочисленных наблюдений и опытов. Очень важно, чтобы пытливый ум трудился в согласии с добрым сердцем. Сердце всегда следует законам нравственности, то есть по пути с совестью. Совесть спасает человека от жестокости. Сердце доверяет добру. Наши предки говорили: «Душа от Бога, и к Богу тянется, в Него верует». Вера в Бога живет на земле с тех пор, как существует человек. Народы мира веруют в Бога по-разному. Вера наполняет жизнь человека особым смыслом, она направляет жизнь по пути заповедей Божьих. Православный человек верует в единого и всемогущего Бога. Он един, но открывается в трех лицах. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Животворящий корень веры – Отец, неувядающая ветвь – Сын, бессмертный плод – Дух Святой». Верный проводник – это церковь, устроенная на земле самим Богом.
V. Закрепление изученного материала.
- Работа с пословицами.
У: Объясните, как вы понимаете эти пословицы?
«Во всяком деле верь душе своей»
«Доброе сердце рождает добрую мысль»
«Без веры и дело не спорится и доброе слово не молвится»
«Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы»
«Вера - свет для ума»
- Анализ стихотворения.
Вера – есть сила наша.
Нам её сердце дарит.
Радость, любовь и надежда
В действиях веры царит.
У: Что вы еще узнали о вере из этих строк?
VI. Рефлексия.
1. Итог урока.
- Из каких человеческих качеств рождается вера?
- Чему доверяет сердце?
- Как верит пытливый ум?
- Во что верует душа?
2. Домашнее задание.
Ответьте на вопрос: «Что такое верность, доверие, уверенность и признание? Как вы понимаете эти понятия?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Образование и культура в 17 веке"
Вариант конспекта - таблица по теме "Развитие культуры в россии в 17 веке"...
Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века
Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....