Подготовка к ОГЕ, лингвистическое сочинение
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Подготовка к ОГЕ, лингвистическое сочинение, как писать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_tema.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая тема. Учимся писать сочинение.
Сценарий урока по русскому языку для 9 класса
"Зачем нужна пунктуация?".1 час.
(Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему).
Цель:
Подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Задачи:
- создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы;
- провести работу с понятиямилингвистическая тема, пунктуация, сочинение-рассуждение, научный стиль;
- создать условия для овладения учащимися способами и приёмами понимания текста, создания текста на лингвистическую тему;
- способствовать развитию грамотной монологической речи.
Раздаточный материал для каждого учащегося (смотри Приложения):
- Текст.
- Задание С2.
- Тест А1-А7.
Оформление доски:
- Тема, цель.
- Эпиграф.
- Закрытые ответы к тесту.
- Схемы предложений для анализа языка сочинения.
Результат:
- Сочинение - рассуждение учащихся (смотри Приложения).
Препинания служат к изъяснению смысла в
письме и ко избежанию всякого противного
толкования.
Н.Г.Курганов. "Письмовник, содержащий
в себе науку российского языка…"
Приложения.
Текст.
(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел.
(3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Либо у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Либо он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил!..
(12)Если же у Серёги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13)И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником.
(14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.
(17)Когда мы пришли к нему, он сказал:
- (18)Мы назовём наш праздник "Бумажный Новый год". (19)Помогай!
(20)Сам же снял со стены большое зеркало.
- (21)Это будет наш стол, - заявил он.
(22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку.
(25)Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.
(26)Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27)Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет.
- (28)Вот это подарок! - радостно сказал Серёга. - (29)Зажжём свечи!
(30)Это был лучший Новый год в моей жизни. (31)Без телевизора, музыки, обжорства. (32)Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (33)Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет.
(По Е. Гришковцу.)
285 слов
Тест.
К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы обведите кружком.
A1.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: "Почему рассказчик называет Серёгу "настоящим художником""?
- Серёга - мастер высокого класса, создающий материальные ценности.
- Серёга занимается созданием произведений изобразительного искусства, живописью.
- Не являясь профессиональным художником, Серёга умеет создать красоту в жизни и подарить её людям.
- Серёга профессионально занимается устройством и оформлением праздников.
А2.
Почему рассказчик называет встречу Нового года, описанную в тексте, "лучший Новый год в моей жизни"?
- Рассказчик впервые отмечал Новый год в квартире Серёги.
- Этот Новый год был наполнен не внешними атрибутами праздника, а радостью душевного общения.
- Рассказчик впервые самостоятельно подготовил встречу Нового года.
- Герой и рассказчик смогли купить всё для изобильного новогоднего стола.
А3.
В каком предложении текста автор перечисляет общепринятые атрибуты праздника?
- 22
- 25
- 31
- 32
А4.
Какое качество выделяет Серёгу среди других людей?
- Он умел быть неожиданным, преображая обыденность.
- Обладал редким писательским даром.
- Всегда дарил дорогие подарки друзьям и знакомым.
- Был щедрым хозяином и часто приглашал друзей в свой дом.
А5.
В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что Серёга мог создать "особенную атмосферу… вечера с художником"?
- 15
- 16
- 20
- 33
А6.
О какой стороне натуры героя говорит информация, заключённая в предложениях 10-11?
- Главный герой любил цветы.
- Серёга самый обычный подарок мог преподнести как необычный.
- Серёга - человек расчётливый и экономный.
- Это говорит о недостатке вкуса героя.
А7.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: "Почему рассказчик называет героя не Сергеем, не Серёжей, а Серёгой"?
Такая форма имени говорит о…
- о тёплых, доверительных отношениях между друзьями.
- о пренебрежении рассказчика к герою.
- о значительной разнице в возрасте героя и рассказчика.
- о разнице в социальном положении героя и рассказчика.
С2.
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.
-На письме без знаков препинания обойтись невозможно,- утверждает Антон.
-Зачем нужны все эти абзацы, запятые, тире? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить! - возмущается Кирилл.
Помогите Антону доказать свою точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение на тему:"Зачем нужна пунктуация?"
Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст
Е. Гришковца и найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументирующие ваши мысли.
В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разныефункции знаков препинания.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.
Функции знаков препинания.
Значение знака | . | … | ? | ! | , | ,, | ; | : | - | -- | () | " " |
Завершённость высказывания
Неполнота информации
Ожидание ответа
Эмоциональная окраска
Добавочная информация
Смена автора высказывания
Пояснение предыдущей части
Следование объектов и событий друг за другом |
+
-
-
-
-
-
-
- |
+
+
-
-
-
-
-
- |
+
+
+
+
-
- |
+
-
+
-
-
-
- |
-
-
-
-
-
-
-
+ |
-
+
-
-
+
-
+
- |
-
-
-
-
-
-
-
+
|
-
+
-
-
-
+
+
- |
-
+
-
-
-
+
-
+ |
-
+
-
-
+
-
+
- |
-
+
-
-
+
-
+
- |
-
-
-
-
-
+
-
- |
Зачем нужны знаки препинания?
Домашнее сочинение-рассуждение.
В нашей письменной речи знаки препинания очень важны, они выполняют разнообразные функции. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже и вместо слов.
Известен факт "бессловесной" переписки. Писатель Виктор Гюго послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: "?". Издатель также ответил письмом без слов: "!". Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалось удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и "читать", т.е. хорошо понимать знаки препинания.
Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знания пунктуационных правил не считались обязательными. Один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания "сущие знаки притыкания" и только затрудняют чтение. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьёзным искажениям. Например, один путешественник в момент опасности обещал Богу в случае спасения "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ, ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Когда опасность миновала, он распорядился: "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ, ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Еще А.С. Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Знаки препинания особенно важны в современной жизни. Каждый знак препинания выполняет свою функцию. Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: "А какие тогда можно было купить цветы?" Автор сам же и отвечает: "Только несколько астрочек или гвоздичек". Восклицательный знак может выражать резкое требование, приказ или побуждать с азартом к действию. Например: "Помогай! Зажжём свечи!" А может выражать восторг, восхищение: "Но как он их преподносил!"
Конечно, нельзя обойтись современному человеку без разных пунктуационных знаков препинания. Они позволяют выразить многообразие оттенков мыслей и чувств, акцентировать внимание, выделить интонационно и по смыслу какую-либо мысль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"
Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...
Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.
Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ....
Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.
написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....
Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.
написание сочинениея-рассуждения на лингвистическую тему....
Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова
Система упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинений-рассуждений на лингвистическую тему...
Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1
Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1...
Подготовка к написанию лингвистического сочинения
В данной статье подробно рассказывается об этапах подготовки к сочинению на лингвистичскую тему....