Мастер – класс «Учимся расставлять ударения»
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Мастер-класс "Учимся расставлять ударения" и презентация к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 34 КБ |
udarenie_3.ppt | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Учимся расставлять ударения»
- Как сказал известный философ Сенека: «Десять процентов наших доцентов носят документы в портфелях…» Ой, что это со мной? Следствие перегрузок! Нет-нет, уважаемые, как сказал известный философ Сенека: «Десять процентов наших доцентов носят документы в портфелях!»
А не поработать ли нам сегодня над ударением?
Поработаем ударно,
Ударяя по словам.
Мы составим их попарно,
Мастер-класс вам будет дан!
Ах, как часто мы в сомненье:
Бить туда или сюда?
Нам поможет ударенье
Разобраться без труда!
Тема нашего мастер-класса «Учимся расставлять ударение».
Ударим мастер классом по речевому бескультурью и словесному разгильдяйству!
Хорошо полякам и французам: у французов ударение всегда на последний слог у поляков – на предпоследний. А в русском языке ударение подвижное. Поэтому, возникает множество проблем связанных с произношением слов.
Часто путаницу вносят поэты в угоду стихотворному размеру, переставляя ударение.
- Тиха украинская ночь. ( «Полтава». А.С. Пушкин)
Как правильно?
- Молчит музыка боевая ( «Полтава». А.С. Пушкин)
Как правильно?
- Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит… ( «Ворона и Лисица». И.А. Крылов)
Убедиться в этом нетрудно.
Выполним задание. За 1 минуту расставить ударение в словах. Не волнуйтесь, ваши результаты работы будете видеть только вы.
Включит, искра, подростковый, мизерный, иконопись, закупорить, заржаветь, красивее, рефлексия, генезис, ремень, комбайнер, феномен, ворота, столяр.
- Физминутка.
Ударяем мы в ладоши : раз-два-три
Раз-два-три
До чего денек хороший,
Посмотри,
Посмотри
У кого замерзли ножки?
Топ-топ-топ
Топ-топ-топ
Сейчас погреем мы ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп
Хлоп-хлоп-хлоп
Возвращаемся мы к теме:
Дальше ставим ударенье.
Как же быть? Неужели каждое слово надо учить? Или можно найти какой-нибудь способ помочь запомнить правильное ударение?
Я вам предлагаю довольно простой мнемонический прием.
- Банты Алла потеряла
И о бантах плачет Алла
- Будешь кушать торты,
Не сойдутся… (шорты)
- Если кто-то в дверь звонит,
Муж в прихожей свет… (включит)
Задание для ваших групп:
1 группа: квартал (Бухгалтер отчет финансовый сдал, значит, закончился первый квартал)
2 группа: каталог (Книгу я найти не смог, Не помог мне каталог)
3 группа: договор (Не составлен до сих пор об аренде договор)
4 группа: баловал (В магазине сын кричал, кто его разбаловал?)
Составьте диалог из 2-3 реплик на предложенную тему, со словами, данными группе.
1 группа. Тема: «Мода», слово- средства
2 группа. Тема: «В магазине», слово- алфавит
3группа. Тема: «Образование», слово- фарфор
4 группа. Тема: «Сберегательный банк», слово- статуя
Ну что же, вы прекрасно справились с заданием.
Подводя итоги, я вам предлагаю выразительно прочитать стихотворение Эдуарда Успенского. Не забудьте ударить в нужном месте.
Алфавит
Кто с правилами дружен,
Тот твёрдо убеждён:
Фарфóр нам очень нужен,
А фáрфор не нужён.
Не говори алфáвит,
А только алфавит.
Кто говорит алфáвит —
Неверно говорит.
Не говори катáлог,
А только каталóг.
А твóрог? Можно твóрог,
А можно и творóг.
И если в магазин вдруг
Портфéли завезли,
То не ходи в магáзин —
Не купишь портфели.
Когда мы на машине
Летим во весь опор,
То нас везёт не шóфер,
А нас везёт шофёр.
Шофёр, он любит дело,
Профессию свою.
А с шóфером мы смело
Влетим в аварию.
И пусть не будет тайной
Для взрослых и ребят,
Что в парке не статýи,
А стáтуи стоят.
А если вы в театр
Явились например,
То не ходите в пáртер,
Пожалуйте в партéр.
Прошу я вас, ребята,
Всё это разучить,
И сразу станет легче
Пятёрку получить.
Не зря же я, ребята,
Учебники листал
Почти что целый квáртал,
А правильно – квартáл.
Посмотрите на меня, я улыбаюсь вам, а это значит, что мне было с вами комфортно работать. Кто из вас чувствовал себя так же комфортно, улыбнитесь мне в ответ, а кому было не очень комфортно – сделайте хмурое лицо.
Кто узнал хоть что-то новое или сделал для себя хотя бы маленькое открытие- поднимите фигурку Знайки, кому было трудно и неинтересно- поднимите фигурки Незнайки.
Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать. И, словно, сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать .
Тиха украинская ночь. ( «Полтава». А.С. Пушкин) Молчит музыка боевая ( «Полтава». А.С. Пушкин) - Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит… ( «Ворона и Лисица». И.А. Крылов)
Включит, искра, подростковый, мизерный, иконопись, закупорить, заржаветь, красивее, рефлексия, генезис, ремень, комбайнер, феномен, ворота, столяр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Учимся писать сочинение»
Этап площадки в 10-х классах «Подготовка к ЕГЭ»Мастер-класс «Учимся писать сочинение»Учитель ведёт мероприятие. Присутствует 6 команд, которые сидят за отдельными столами. Жюри оценивает активность ко...
МАСТЕР-КЛАСС «Учимся правильно дышать!»
Урок обучает профилактическим упражнениям на формирование осанки и предупреждение и профилактику плоскостопия, развивает координационные способности, воспитывает дисциплинированность, спло...
Мастер-класс "Учиться не для школы - для жизни"
Мастер-класс по реализации в учебном процессе метатемы "Проблема"...
Мастер-класс "Учить, играя"
Мастер-класс знакомит с разными формами игровой технологии.Даны образцы различных игр....
Мастер-класс "Учимся решать задания на анализ экономических графиков" (задание №7 ЕГЭ по обществознанию"
Материал содержит разбор основных типов задания №7 и алгоритмы их выполнения...
Мастер – класс «Учим английский играючи» в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как одно из ключевых направлений реализации ФГОС».
Мастер - класс "Учим английский играючи" в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как ...
Мастер-класс: «Учиться и учить: использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Применение данной методики в работе с детьми с особыми возможностями здоровья позволяет улучшит...