Мастер – класс «Учимся расставлять ударения»
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Мастер-класс "Учимся расставлять ударения" и презентация к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc34 КБ
Office presentation icon udarenie_3.ppt290.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Учимся расставлять ударения»

- Как сказал известный философ Сенека: «Десять процентов наших доцентов носят документы в портфелях…» Ой, что это со мной? Следствие перегрузок! Нет-нет, уважаемые, как сказал известный философ Сенека: «Десять процентов наших доцентов носят документы в портфелях!»

А не поработать ли нам сегодня над ударением?

Поработаем ударно,

Ударяя по словам.

Мы составим их попарно,

Мастер-класс вам будет дан!

Ах, как часто мы в сомненье:

Бить туда или сюда?

Нам поможет ударенье

Разобраться без труда!

Тема нашего мастер-класса «Учимся расставлять ударение».

Ударим мастер классом по речевому бескультурью и словесному разгильдяйству!

Хорошо полякам и французам: у французов ударение всегда на последний слог у поляков – на предпоследний. А в русском языке ударение подвижное. Поэтому, возникает множество проблем связанных с произношением слов.

Часто путаницу вносят поэты в угоду стихотворному размеру, переставляя ударение.

- Тиха украинская ночь. ( «Полтава». А.С. Пушкин)

Как правильно?

- Молчит музыка боевая ( «Полтава». А.С. Пушкин)

Как правильно?

- Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит… ( «Ворона и Лисица». И.А. Крылов)

Убедиться в этом нетрудно.

Выполним задание. За 1 минуту расставить ударение в словах. Не волнуйтесь, ваши результаты работы будете видеть только вы.

Включит, искра, подростковый, мизерный, иконопись, закупорить, заржаветь, красивее, рефлексия, генезис, ремень, комбайнер, феномен, ворота, столяр.

- Физминутка.

Ударяем мы в ладоши : раз-два-три

                                         Раз-два-три

До чего денек хороший,

                                        Посмотри,

                                         Посмотри

У кого замерзли ножки?

                                          Топ-топ-топ

                                           Топ-топ-топ

Сейчас погреем мы ладошки

                                           Хлоп-хлоп-хлоп

                                            Хлоп-хлоп-хлоп

Возвращаемся мы к теме:

Дальше ставим ударенье.

Как же быть? Неужели каждое слово надо учить? Или можно найти какой-нибудь способ помочь запомнить правильное ударение?

Я вам предлагаю довольно простой мнемонический прием.

- Банты Алла потеряла

  И о бантах плачет Алла

- Будешь кушать торты,

  Не сойдутся… (шорты)

- Если кто-то в дверь звонит,

  Муж в прихожей свет… (включит)

Задание для ваших групп:

1 группа: квартал (Бухгалтер отчет финансовый сдал, значит, закончился первый квартал)

2 группа: каталог (Книгу я найти не смог, Не помог мне каталог)

3 группа: договор (Не составлен до сих пор об аренде договор)

4 группа: баловал (В магазине сын кричал, кто его разбаловал?)

Составьте диалог из 2-3 реплик на предложенную тему, со словами, данными группе.

1 группа. Тема: «Мода», слово- средства

2 группа. Тема: «В магазине», слово- алфавит

3группа. Тема: «Образование», слово- фарфор

4 группа. Тема: «Сберегательный банк», слово- статуя

Ну что же, вы прекрасно справились с заданием.

Подводя итоги, я вам предлагаю выразительно прочитать стихотворение Эдуарда Успенского. Не забудьте ударить в нужном месте.

Алфавит

Кто с правилами дружен,

Тот твёрдо убеждён:

Фарфóр нам очень нужен,

А фáрфор не нужён.

 

 

Не говори алфáвит,

А только алфавит.

Кто говорит алфáвит —

Неверно говорит.

 

 

Не говори катáлог,

А только каталóг.

А твóрог? Можно твóрог,

А можно и творóг.

 

 

И если в магазин вдруг

Портфéли завезли,

То не ходи в магáзин —

Не купишь портфели.

 

 

Когда мы на машине

Летим во весь опор,

То нас везёт не шóфер,

А нас везёт шофёр.

 

 

Шофёр, он любит дело,

Профессию свою.

А с шóфером мы смело

Влетим в аварию.

 

 

И пусть не будет тайной

Для взрослых и ребят,

Что в парке не статýи,

А стáтуи стоят.

 

 

А если вы в театр

Явились например,

То не ходите в пáртер,

Пожалуйте в партéр.

 

 

Прошу я вас, ребята,

Всё это разучить,

И сразу станет легче

Пятёрку получить.

 

Не зря же я, ребята,

Учебники листал

Почти что целый квáртал,

А правильно – квартáл.

Посмотрите на меня, я улыбаюсь вам, а это значит, что мне было с вами комфортно работать. Кто из вас чувствовал себя так же комфортно, улыбнитесь мне в ответ, а кому было не очень комфортно – сделайте хмурое лицо.

Кто узнал хоть что-то новое или сделал для себя хотя бы маленькое открытие- поднимите фигурку Знайки, кому было трудно и неинтересно- поднимите фигурки Незнайки.

Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс Учимся расставлять ударение Учитель русского языка и литературы МБОУ БСОШ №2 Костецкая Людмила Владимировна

Слайд 2

Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать. И, словно, сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать .

Слайд 3

Тиха украинская ночь. ( «Полтава». А.С. Пушкин) Молчит музыка боевая ( «Полтава». А.С. Пушкин) - Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит… ( «Ворона и Лисица». И.А. Крылов)

Слайд 4

Включит, искра, подростковый, мизерный, иконопись, закупорить, заржаветь, красивее, рефлексия, генезис, ремень, комбайнер, феномен, ворота, столяр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Учимся писать сочинение»

Этап площадки в 10-х классах «Подготовка к ЕГЭ»Мастер-класс «Учимся писать сочинение»Учитель ведёт мероприятие. Присутствует 6 команд, которые сидят за отдельными столами. Жюри оценивает активность ко...

МАСТЕР-КЛАСС «Учимся правильно дышать!»

Урок обучает профилактическим  упражнениям на формирование осанки и  предупреждение и профилактику плоскостопия, развивает координационные способности, воспитывает дисциплинированность, спло...

Мастер-класс "Учиться не для школы - для жизни"

Мастер-класс по реализации в учебном процессе метатемы "Проблема"...

Мастер-класс "Учить, играя"

Мастер-класс знакомит с разными формами игровой технологии.Даны образцы различных игр....

Мастер-класс "Учимся решать задания на анализ экономических графиков" (задание №7 ЕГЭ по обществознанию"

Материал содержит разбор основных типов задания №7 и алгоритмы их выполнения...

Мастер – класс «Учим английский играючи» в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как одно из ключевых направлений реализации ФГОС».

Мастер - класс "Учим английский играючи" в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как ...

Мастер-класс: «Учиться и учить: использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Применение данной методики в работе с детьми с особыми возможностями здоровья позволяет улучшит...