Лексика русского языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие слова называются синонимами? Что такое доминанта синонимического ряда? Синонимический ряд – это синонимы, объединенные общим значением и расположенные в определенном порядке. Общее значение ряда синонимов наиболее ярко выражено стержневым словом, или доминантой. Доминанта начинает синонимический ряд и обычно является стилистически нейтральным словом. Например: жилище – обиталище, берлога, логово; хороший – отличный – прекрасный – превосходный – великолепный.
В чем различие между языковыми и контекстуальными синонимами (антонимами)? Контекстуальными синонимами называют слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте. Например: Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. (И.Гончаров); ...А по вечерам вступал он в очаровательный, пахучий, светлый мир, весь населенный молодыми веселыми лицами. (И.Тургенев) Вне контекста подобные слова синонимами не являются. Контекстуальные антонимы – это слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Например: Погнался за крохою – потерял ломоть (поговорка).)
Что такое омонимы? Каковы способы разграничения многозначности и омонимии? Омонимия и многозначность – это смежные явления, поэтому иногда бывает достаточно сложно провести между ними четкую границу. Существует несколько способов разграничения омонимов и многозначных слов.
Кровавый бой – сражение Чернокожий бой – слуга Между синонимами нет связи Следовательно, выделенные слова – это омонимы Морской бой – сражение Кулачный бой – борьба, поединок Бой быков – состязание, сражение Синонимы входят в один синонимический ряд Следовательно, выделенные слова – это значения многозначного слова Лексический способ основан на выявлении синонимов: синонимы, подбираемые к значениям многозначного слова, входят в один синонимический ряд, омонимы же имеют различные синонимы, например:
Морфологический способ основан на сопоставлении производных слов и словоформ, например: Такт (ритм) : тактовый, тактный, тактировать. Такт (чувство меры) : тактичный, тактичность, бестактный. Поскольку от этих слов образуются разные производные слова, делаем вывод, что перед нами омонимы. Хлеб (злак) : хлебные всходы. Хлеб (продукт) : хлебный запах. Так как производные слова совпадают, перед нами разные значения одного и того же слова.)
УПРАЖНЕНИЯ
Даны четыре слова: А, В, С и D. Известно, что слова А и В – синонимы, А и С – антонимы, В и D – антонимы. В каких отношениях находятся слова С и D? Проиллюстрируйте задачу примерами Ответ: слова С и D – синонимы. Например: А – маленький, В – крохотный, С – большой, D – огромный
2. Определите слова по их описанию 1) В одном значении синоним слова изъян, в другом – синоним слова дефицит. 2) Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначающего большое количество. 3) В одном значении синоним слова уникальный, в другом – антоним слова густой . 4) В одном значении антоним слова тесный, в другом – синоним слова размашистый. 5) Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя . 6) Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи. 7) Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав. 8) Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке. 9 ) Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву. Ответ: 1) недостаток; 2) тьма; 3) редкий; 4) широкий; 5) ласка; 6) наречие; 7) бор; 8) рукав; 9) ствол.
3. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду. Обоснуйте ответ 1) Писать, выводить, выписывать, создавать, строчить. 2) Колебание, колыхание, сомнение, нерешительность, неуверенность. 3) Опомниться, очнуться, образумиться, очухаться, очувствоваться. Ответ: «лишние» слова своими лексическими значениями отличаются от остальных слов синонимического ряда. 1) Общее значение – ‘изображать какие-либо знаки’. Создавать – ‘создавать произведение’, ‘сочинять’ и т.д. 2) Общее значение – ‘сомнение, неуверенность в чем-либо’. Колыхание – ‘колебательное движение’. 3) Общее значение – ‘прийти в сознание’. Образумиться – ‘стать благоразумным’.
4. Приведите примеры антонимов, обозначающих: 1) противоположные качества, свойства; 2) противоположную направленность действия; 3) противоположные пространственные отношения; 4) противоположные временные отношения. Ответ: 1) твердый – мягкий, сильный – слабый, живой – мертвый и т.д.; 2) включать – выключать, поднимать – опускать, приходить – уходить и т.д.; 3) вверх – вниз, далеко – близко и т.д.; 4) день – ночь, рано – поздно и т.д.
5. Подберите не менее двух антонимов к приведенным словам. 1) Радоваться; 2) друг; 3) истина; 4) начинать; 5) свет (однокоренное слово – светить).
6. Найдите пропущенное слово 1) Чашка, посуда, тарелка; ситец, ?, шелк; стол, мебель, диван. 2) Горячий, теплый, холодный; огромный, большой, крохотный; ?, полный, худой. 3) Зеленый, ?; красный, малиновый; синий, васильковый; желтый, лимонный. 4) Копать, резать, лопата, ножницы; фотографировать, игла, ?, шить. 5) Растение, оружие, лук; животное, нежность, ласка; сушка, руль, ?. Ответ: 1) ткань; 2) толстый; 3) салатный; 4) фотоаппарат; 5) баранка.
7. Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение 1) Палец – перст = Лоб – ? 2) Живой – мертвый = Восторгаться – ? 3) Брег – берег = Прах – ? 4) Вседневно – всегда = Зело – ? 5) Закат – рассвет = Добродетель – ? 6) Молодой – старый = Эгоист – ? 7) Обоняние – обаяние = Дипломат – ? 8) Биться – хрупкий = Пачкаться – ? 9) Засучив рукава – спустя рукава = Заваривать кашу – ? Ответ: 1) чело; 2) негодовать; 3) порох; 4) очень; 5) порок; 6) альтруист; 7) дипломант; 8) маркий; 9) расхлебывать кашу.
8. Какая из трех приведенных карточек содержит только одно имя существительное? Обоснуйте ответ 1. осажденный замок, амбарный замок 2. кукурузное поле, футбольное поле 3. кузнечный мех, лисий мех Ответ: карточка 2 содержит одно многозначное имя существительное поле . На карточках 1 и 3 записаны омонимы, то есть разные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Лексика русского языка"
Тест по теме "Лексика с точки зрения употребления"...
Вхождение заимствованных слов в лексику русского языка
Методическая работа...
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"
Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...