Урок русского языка в 5 классе с использованием ИКТ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект повторительно-обобщающего урока русского языка в 5 классе по теме : " Слитное и раздельное написание не с глаголами" с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_ispolzovaniem_ikt_kuznetsovoy_yulii_anatolevny_g_volgograd.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект повторительно-обобщающего урока
русского языка в 5 классе по теме « Слитное и раздельное
написание не с глаголами» » с использованием ИКТ
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МОУ СШ № 71 Красноармейского
района г. Волгограда
Кузнецова Юлия Анатольевна,
Волгоград
2015
Вид урока – повторительно-обобщающий.
Цель урока: систематизация и обобщение изученного материала.
( слайд № 1)
Планируемые результаты:
предметный: уметь правильно писать не с глаголами; знать глаголы, которые без не не употребляются.
метапредметный: уметь адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения, развитие умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые явления, овладеть умением анализировать текст, владеть разными видами чтения, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, обобщать и делать выводы.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедиа презентация, использование электронных образовательных ресурсов – обучающая программа-тренажер «Фраза» по русскому языку.
Ход урока
Организационный момент.
Сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока.
Создание проблемной ситуации.
На доске написано: (слайд № 2)
« Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сегодня надо нам сказать,
Как не с глаголами писать».
Обучающиеся сами формулируют цель и задачи урока (систематизация и обобщение изученного материала, закрепление знаний и умений по правописанию не с глаголами).
Задание направлено на формирование регулятивных (целеполагание), коммуникативных (определение цели), познавательных (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) универсальных учебных действий.
Проверка домашнего задания (дома обучающиеся рисовали портреты глагола, писали сказки о глаголе):
1) защита рисунков;
2) чтение придуманных сказок.
Чтение обучающейся сказки о глаголе, демонстрация рисунков, иллюстрирующих правило.
«Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Глагол говорил: «Люблю». Частица отвечала: «Не люблю». Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.
Однажды Не говорит: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может».
Подготовка к обобщению понятий, правил.
Обучающиеся делятся на три группы.
Задания для обучающихся группы «А»: (слайд №3)
Вспомните орфограмму написания не с глаголами; обратите внимание
на слова-исключения. Запишите ответы на карточках.
|
|
Задания для обучающихся группы «В»: (слайд №4)
Задание 1. Подберите однокоренные глаголы к данным существительным. Объясните лексическое значение глаголов.
Неволя - ?
Ненависть -?
Негодование -?
Недоумение - ?
Задание 2. Работая в паре, обучающиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола. (слайд №5)
Недомогать | принуждать что-либо делать против желания |
Ненавидеть | болеть |
Неволить | испытывать ненависть |
Недоумевать | испытывать возмущение, крайнее недовольство |
Негодовать | сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело |
Задания для обучающихся группы «С»: (Слайд № 6,7,8)
Задание 1. Распределите части пословиц по смыслу.
Слово не воробей: | не поедешь |
Не будет хлеба- | вылетит – не поймаешь |
Не смажешь колеса- | не будет и обеда |
Не посеешь- | не вырубишь топором |
Что написано пером, | урожай не соберешь |
Хочешь есть калачи- | в лес не ходить |
Волков бояться- | не сиди на печи |
Задание 2. Ребята, перед вами отрывки из сказок. В одном из них есть глагол, который пишется с не слитно. Найдите и выделите его.
Буратино (не) годовал и возмущался, слушая рассказ папы Карло. - Ну вот, еще чего (не) хватало!- сказала Алиса себе довольно строго. Нет уж, лучше (не) буду спрашивать. « Кому нужны книжки без картинок…или хоть стишков, (не) понимаю!»- думала Алиса. |
Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (организация и планирование в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение) и познавательных (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.
Обобщение понятий и правил темы, и определение их роли в речи.
Обучающимся предлагается заполнить таблицу « Слитное и раздельное написание не с глаголами» примерами из упражнения № 613, определить место изученного языкового явления в речи.
1.Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не) будет.
2.Где (не) было начала, (не) будет и конца.
3.Дело делать и за себя (не) может, а кричит за всех.
4.Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится.
5.Дважды в год лета (не) бывает.
6.Дело лени (не) любит.
7. Без труда (не) проживешь.
8. Кто поздно встает, у того хлеба (не) достает.
«Слитное и раздельное написание не с глаголами»
№ п/п | Глагол без не употребляется (пишется отдельно) | Глагол без не не употребляется (пишется слитно) |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 |
На этапе проверки обучающиеся доказывают правила выбора слитного и раздельного написания не с глаголами в форме связного монологического ответа, определяют место изученного языкового явления в речи.
Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (владение монологической формой речи при выборе правила), познавательных (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.
Самостоятельная работа.
Комплексный анализ текста (текст распечатан для каждого обучающегося).
Максим Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно из них (не) оставлял без ответа. Горький знал: (не) ответить на письмо – значит незаслуженно обидеть человека. Письма Горького кажутся напечатанными, такой четкий был у него почерк. А какой почерк у тебя? Если ты пишешь небрежно, неразборчиво, то (не) бережешь время того, кому ты пишешь, (не) щадишь глаза читающего. ( По А.А. Дорохову) |
Задания к тексту:
- Прочитайте текст изучающим чтением.
- Докажите, что это текст.
- Определите его тему и основную мысль.
- Объясните выделение второй части в абзац.
- Укажите предложение, в котором выражено авторское отношение к написанному.
- Выпишите из предложений глаголы с частицей не.
На данном этапе урока проверяются умения учащихся находить изученное языковое явление в тексте.
Задания направлены на формирование регулятивных (составление плана и последовательности действий), коммуникативных (овладение средствами решения коммуникативных задач) и познавательных (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текста, переработка и структурирование информации, умение находить изученное языковое явление в тексте) универсальных учебных действий.
Работа на закрепление изученного материала с использованием обучающей программы – тренажёр «Фраза». Обучающиеся выполняют упражнения по написанию не с глаголами и проверяют свои знания. (слайд № 9)
Подведение итогов урока. ( Слайд № 10)
Учитель: Ребята, научились ли мы правильно писать частицу не с глаголами? Значимы ли те знания, которые мы приобрели в ходе урока?
Учащиеся отвечают на вопросы и сами делают вывод.
Таким образом, мы подведём итог той работе, которую мы проделали и пришли к выводу, что слитное и раздельное написание не с глаголами является важным языковым явлением в речи.
На этом этапе урока у обучающихся формируются регулятивные (оценивание обучающимися своей деятельности), познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценка действий) универсальные учебные действия.
Задание на дом.
Подготовиться к уроку развития речи, к написанию сочинения. Записать предложения на тему « Настоящий друг», используя глаголы с не, например: (не) бросит, (не) забудет, (не) подведет, (не) жалеет, (не) льстит.
Литература
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений
/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.- М.: Просвещение, 2011.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.- М.: Дрофа, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс
Сборник текстов в 2 частях для работы по картинам с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с искусствоведческими материалами, а также творч...
Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т
В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать у учащихся интерес к предмету....
Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.
Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....
«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...
«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»
Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...
Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».
Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....