Урок - зачёт по теме "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Карпова Марина Анатольевна

В конспекте урока представлены разнообразные виды работ: индивидуальные карточки, перфокарты, комплексный анализ текста, творческая работа в виде сочинения - рассуждения. Предназначено для учителей русского языка общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Урок – зачёт по теме «Глагол». 6 класс

Цель урока: проверить знания учащихся о глаголе как части речи;

Умение находить изученную часть речи; обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола; использовать глагол в речи.

 Воспитательная задача: воспитывать чувство патриотизма, любви к родной природе.

                                  Ход урока

I Читается отрывок из стихотворения.

                         

                          Что без меня предметы?

                               Лишь названия.

                          Но я приду – всё в действие придёт:

                          Летит ракета, люди строят здания,

                               И рожь в полях растёт.

                          (В. Кондрашов)

- О какой части речи здесь говорится?

- О глаголе.

- Почему?

- Потому что глаголы обозначают действия предметов или их состояние.

Объясняется тема урока, уч-ся знакомятся с темой урока.

II На доске, разделённой на пять частей, 5 уч-ся выполняют задания по карточкам. Шестой ученик на переносной доске делает морфологический разбор глагола из предложения Дорога стелется по перелескам.

    Пока уч-ся работают у доски, один из уч-ся составляет устное связное высказывание на тему: «Что я знаю о глаголе как части речи». Класс оценивает ответ одноклассника.

   После этого проверяется работа уч-ся у доски. Оценивают выполнение работы товарища по каждой карточки вызванные ученики. Кроме того, они должны ответить на дополнительные вопросы, после чего им выставляется отметка в «Листке учёта знаний по теме».

 Так, ученику, проверявшему 1-е задание предлагается восстановить порядок действия, который помогает правильно определить написание –тся, -ться в глаголе (т.е. проверяется умение владения способом действия при выборе орфограммы).

  1. Установить, от какого слова зависит глагол.
  2. Поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить его форму.
  3. Вспомнить правило написания ( в н.ф.г. Ъ пишется, в 3м лице – не пишется.) Например, надо ( что делать? Н.ф.) трудиться, он ( что делает?) трудится.

Ученику, проверявшему вторую карточку, предлагается рассказать об изменение глагола; проверявшему третью – о синтактической роли глагола в предложении, он же проверяет правильность морфологического разбора глаголов.

      Проверявшему четвёртую – рассказать о способе действия при написании безударных личных окончаний глаголов.

А) Поставить глагол в н.ф.;

Б) Выяснить, оканчивается ли он на –ить и является ли исключением; после чего определяется его спряжение, от чего зависит окончания; проверявшему пятую составить схему окончаний глаголов I и II спряжений

                  I спр                                 II спр

              -у, -ю    -ем                        -у, ю         -им

              -ешь    –ете                        -ишь        -ите

               -ет     -ут;-ют                    -ит          -ат, ят

Учитель подводит итоги этапа работы , консультанты-помощники

Проставляют под руководствм классного руководителя оценки  в  «Листок учёта знаний по теме».

     

    III Работа с перфокартой

      Цель: проверка умения уч-ся определять орфограмму в безударных личных окончаний глагола.

         Уч-ся сообщается, что предложенные глаголы стоят в 3м лице ед.ч. Уч-ся должны поставить в отверстиях перфокарты Е или И в зависимости от того, к какому спряжению относится указанный глагол.

     Стонет          Стелет                 лает                

     Зависит        строит                    клеит

      Пилит          колет                   рубит

      Крошит          ненавидит              любит

       Пенится        борется               видит

      Смотрит        дышит                  тает

      Жалит           едет                  Загорает

        Хлещит       Мочит              бросает

        Реет          Сеет                 блистает

IV Уч-ся предлагается самостоятельная работа с тесктом. Пока Выполняется это работа, учитель проверяет перфокарты.

Задание : списать, вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Август конец лета. Выйд…шь рано утром и пойма…..шь себя на мысл… осень-то у порога. То замеча….шь пож……лтевший лист, то трон…ешь невзначай тонк…ю п….утину, то услыш…шь тревожные крики птиц. Они собираю(т, ть)ся в дорогу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачёт по биологии тема "Кровь. Кровообращение"

Урок-зачёт по биологии 8 класс тема "Кровь. Кровообращение"...

Методическая разработка урока. Зачёт по теме "Глагол" в 6 классе

Урок-зачет по теме «Глагол» в 6 классе. Данный урок рассчитан на два часа, разнообразные формы организации работы учащихся (в группах, в парах, индивидуально) позволяют систематизировать и обобщ...

Урок-зачёт по теме "Квадратные уравнения"

На уроке - зачёте применяется сочетание индивидуальной и групповой работы....

Население мира(урок-зачёт)

По типу данный урок является уроком обобщения. По организации – урок-зачёт.Целью урока было поставлено проверить и закрепить знания по теме"Население мира". В процессе урока  испо...

Урок - зачёт в 8 классе по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, и Н.В.Гоголя

Цели урока:  * Выявить знания по содержанию повести «Капитанская дочка», комедии «Ревизор», поэмы «Мцыри»;* показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеоб...

УРОК-ЗАЧЁТ ПО ТЕМЕ "Обособленные обстоятельства"

1. КОНСПЕКТ УРОКА2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ3.Дидактические материалы...

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...