Внеклассное мероприятие в ходе Недели русского языка и литературы
занимательные факты по русскому языку (6 класс) по теме
Мероприятие рассчитано на учащихся 5-7 классов. Содержит интересные материалы из истории русского языка. Проводится в игровой форме с привлечение сценок и стихотворений о русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие в ходе Недели русского языка и литературы
«ЯЗЫК МОЙ - ДРУГ МОЙ»
Вступительное слово учителя : О, бедный мой язык родной, Ну, ладно б только бюрократ-
О прелесть русской речи чистой. Кувшинное тупое рыло.
Кто не глумится на тобой - Но журналист, но депутат
Шпана, чиновники. лингвисты... Язык недавно исказили.
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил: От сердца я хочу воззвать
"ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, Ко всем, кто сын России верный:
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил". Пора не начать , а начать
Ну, ладно б жулик, или вор, Язык наш очищать от скверны.
Иль алкаши и наркоманы, Друзья, следите за собой,
Но педагог, но прокурор, Когда по- русски говорите.
Но дикторы с телеэкрана!.. Ведь это наш язык родной,
Рабочий и интеллигент Его для внуков сохраните!
Родную речь, как шавку лупят:
"ОсУжденный и инцеНдент,
БлагА, сочуЙствовать, оглУпят".
ВЫ услышали слова Евгения Весника, которые очень точно, правильно отражают его отношение к такому удивительному явлению в жизни человека, как язык.
Язык сопровождает нас везде. С помощью его мы передаем чувства, опыт, общаемся друг с другом. Не зря давно существует выражение « Язык мой – друг мой» а иногда можно услышать следующее выражение: «язык мой – враг мой». Все зависит от того, как мы обращаемся с нашим языком. Вот мы сегодня и поговорим об истории языка, некоторых его явлениях, правилах употребления слов.
Сообщение ученика:
Грамота – это умение писать и читать. В народе давно говорят: «Грамота- второй язык». Простые люди при царской власти мечтали научиться читать и писать, тянулись к знаниям, прекрасно понимая, что без грамоты, как без свечки в потемках. Прошло более ста лет с тех пор, за это время жизнь изменилась так, что образование доступно для каждого. В нашей стране открыт доступ к просвещению и культуре для всех. Право на образование закреплено Конституцией страны.
Учитель: Послушайте,как учились грамоте на Руси.
Ученик: Древнерусская школа. Длинный стол, на стене полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они босы. За столом учитель, а перед ним ученик на коленях, он отвечает урок. Занятия начинались в 7 утра и заканчивались поздно вечером.
Каждый ученик получал задание : зубрить азбуку, читать по складам, читать часослов. Учили букву по ее названию : А- аз, Б- буки, В- веди и т.д.
Стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей»
В старину учились дети- Этот нож не без причины
Их учил церковный дьяк Назывался перочинным:
Приходили на рассвете Очиняли им перо,
И твердили буквы так: Если не было остро.
А да Б –как АЗ да Буки Трудно грамота давалась
В как веди, Г- глаголь. Нашим предкам в старину.
И учитель для науки А девицам полагалось не учиться ничему.
По субботам их порол. Обучались лишь мальчишки.
Вот такой чудной вначале Дьяк с указкою в руке
наша азбука была! Нараспев читал им книжки
Вот каким пером писали На славянском языке.
Из гусиного крыла.
О том, как учился грамоте Алеша Пешков рассказывается в книге «Детство» А.М.Горького.
Посмотрите отрывок из книги
Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлёпнул ею по ладони и бодро позвал меня:
- Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это - аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это - что?
- Буки.
- Попал! Это?
- Веди.
- Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть,- это что?
- Добро.
- Попал! Это?
- Глаголь.
- Верно! А это?
- Аз.
Вступилась бабушка:
- Лежал бы ты, отец, смирно...
- Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей!
Он обнял меня за шею горячей, влажной рукою и через плечо моё тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным луком, я почти задыхался, а он, приходя в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:
- Земля! Люди!
Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: \"земля\" походила на червяка, \"глаголь\" - на сутулого Григория, \"я\" - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд и вразбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я вспотел и кричал во всё горло. Это смешило его; хватаясь за грудь, кашляя, он мял книгу и хрипел:
- Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
- Это вы кричите...
Мне весело было смотреть на него и на бабушку: она, облокотясь о стол, упираясь кулаком в щёки, смотрела на нас и негромко смеялась, говоря:
-Да будет вам надрываться-то!..
Дед объяснял мне дружески:
- Я кричу, потому что я нездоровый, а ты чего?
И говорил бабушке, встряхивая мокрой головою:
- А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава богу, лошадиная! Вали дальше, курнос!
Наконец он шутливо столкнул меня с кровати.
- Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак...
Интересная смешная нелепая ситуация описана в комедии Фонвизина «Недоросль». Посмотрите отрывок из нее.
Правдин (взяв книгу) … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прила-
гательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чула-
на неделю дверь стоит ещё не повешена: так та покамест существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
Г-жа Простакова: Что? Каково, мой батюшка?
Правдин: Нельзя лучше. В грамматике он силен.
Грамматика менялась с годами , и подтверждением этого является следующий рассказ.
«Седьмой падеж»
Приди ко мне ,брате, в Москов, - обращается Юрий Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен без перевода каждому. Но не каждый знает, что слово брате стоит в звательном падеже. Такой седьмой падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.
Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например, у А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?»
В современном языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением ( в качестве обращения).
Игра «Во всех падежах и числах»
Со словом дело придумать предложения (пословицы и крылатые выражения), употребив его во всех падежах и числах.
Например :Дело словом не заменишь
Не спеши языком, торопись делом.
Слово учителя: Послушав все, что сегодня мы говорили о языке, можно сделать вывод : Язык- явление развивающееся, нужно постоянно изучать его, беречь, как сказано в стихотворении Весника, прозвучавшем в начале мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"
Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-264522-1370937691.jpg)
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы
Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/03/picture-453204-1401778708.jpg)
"Нескучная осень" (внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы)
Портрет осени – красавицыУ каждого в жизни своя осень: у одних – это лёгкая, разноцветная, великолепная золотая осень, у других – до...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-733005-1452266069.jpg)
Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"
Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/05/picture-795759-1465138006.jpg)
Аукцион орфограмм (внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)
(внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-1430062-1666590173.jpg)
Внеклассное мероприятие, приуроченное к недели русского языка и литературы «Занимательный русский язык»
Квест, приуроченный к недели русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-687815-1445853990.jpg)
Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»
Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение с...
Комментарии
Внеклассное мероприятие в ходе Недели русского языка
Мероприятие рассчитано на учеников 5-7 классов. содержит интересные познавательные материалы по истории русского языка. Проводится с привлечением сценок, стихов, познавательных конкурсов.