"Местоимение как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimeniya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Местоимение как часть речи» Урок русского языка для учащихся 6-х классов Учитель: Корчагина З.Н. Цели урока:
Оснащение и оформление:
Дата проведения: 18 марта 2014 г. |
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II .ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
III. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
1.Вступительное слово учителя
Учитель: Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Прослушайте текст.
Жила-была девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.
Как вы думаете, почему следующий рассказ нельзя назвать грамотным и красивым?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
Верно, частое употребление слова «девочка» режет слух. С помощью каких средств можно исправить положение, сделав рассказ более корректным?
(Подставив вместо слова «девочка» имя девочки или слово «она»).
Благодаря таким словам как «она», «он», «я», «ты» речь становится более лаконичной и грамотной. Такие слова называют…
Местоимениями.
Представьте на минутку, что мы лишились такой возможности. При помощи чего можно общаться? (При помощи жестов, мимики, знаков).
Да, примерно так и общались тысячи лет назад наши предки, когда не было языка.
Изобразите при помощи мимики радость, задумчивость, печаль, злость. Изобразите при помощи жестов приветствие, прощание, удивление, недовольство.
(Учащиеся выполняют задания).
2.Работа с теоретическим материалом
Учитель раздает распечатанный теоретический материал. Чтение материала вслух.
Местоимения – это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), предметы или признаки этих предметов, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько и др.) |
3.Работа с мультимедийной презентацией
Учитель: Если вы не читали поэмы «Полтава», вы не сможете сказать, о ком говорит А.С.Пушкин в следующих строках:
2 слайд
Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза.
Учитель: Кстати, как зовут этого его?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов
3 слайд
Учитель: Вот еще одна литературная загадка.
4 слайд
Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.
Учитель: о ком или, может быть, о чем говорит М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Утес»?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов
5 слайд
Учитель: Как видно из примеров, от именных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное) местоимения отличаются тем, что они ничего не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет, признак, количество вообще, беспредметно.
В речи, в тексте всегда представлено слово, указывающее на конкретное значение местоимения. Так, если перед строками А.С.Пушкина поставить фразу
Выходит Петр,
6 слайд
Сразу становится ясным, о ком идет речь в последующих строках.
Станут понятными, конкретными и стихи М.Ю.Лермонтова, когда перед определенным отрывком восстанавливается строка
Но остался влажный след в морщине старого утеса.
7 слайд
Местоимение, таким образом, само по себе (вне контекста) имеет только указательное значение. Но в речи или в тексте это значение становится конкретным, соотносится с определенным лицом, предметом, признаком, количеством. И здесь очень важно правильно употреблять местоимения в речи, чтобы избежать неопределенности, как в случае, о котором нам расскажет Вероника.
4.Доклад ученика
Местоимение (практический аспект)
Способность местоимений наполняться различным содержанием, соотносясь с полнозначными словами (другими частями речи), создает богатые возможности использования их в речи.
При употреблении некоторых местоимений на первый взгляд возникает неясность, но знание правил русского языка позволяет избежать двусмысленности. Такое положение, например, может возникнуть при употреблении возвратно-притяжательного местоимения свой, которое в русском языке соотносится со всеми тремя грамматическими лицами: я беру свою книгу – ты берешь свою книгу – он берет свою книгу. В этом случае действует правило: свой соотносится со словом, называющим производителя действия. Рассмотрим предложение Мать попросила дочь принести свое платье (указывает на плакат) – слово свой следует соотнести со словом дочь (ведь именно она совершит действие, выраженное инфинитивом принести). Но в этом случае для внесения полной ясности используются синонимические замены:
- Мать попросила, чтобы дочь принесла свое платье.
5.Физкультминутка
6.Работа с учебником
Учитель: Так же, как и многие другие части речи, местоимения имеют свои характеристики, разряды. Посмотрите на страницу учебника
7.Работа с таблицей у доски (по цепочке)
Учитель: Попробуем вместе заполнить следующую таблицу:
№ пп | Значение местоимения | Примеры |
1 | Личные | я, ты, мы, вы |
2 | Возвратные | себя |
3 | Вопросительные | кто? что? каков? чей? |
4 | Относительные | кто, что, каков, чей |
5 | Неопределенные | некто, нечто, кое-кто |
6 | Отрицательные | никто, ничто, ничей |
7 | Притяжательные | мой, твой, наш |
8 | Указательные | тот, это |
9 | Определительные | весь, самый, другой, иной |
8.Работа с сигнальными карточками
Учитель: Давайте вспомним правила дорожного движения. На какой свет нам разрешено идти? Правильно, на зеленый. А на какой запрещено? Верно, на красный.
Сейчас я буду называть вам слова различных частей речи. На сегодняшний урок мы с вами будем пропускать только местоимения, т.е. будем им давать зеленый свет. Слова же, относящиеся к другим частям речи, мы пропускать не будем.
Вдруг
Какой-то
Нами
Сейчас
Они
Кто-либо
Множество
Уж
Собой
Прежний
Пятый
мы
светлее
сам
никто
9.Упражнение
Учитель: под диктовку записываем предложения, находим в них местоимения и определяем их разряд.
- Некоторые фокусники так искусно умели обманывать всяких зевак, что их принимали за колдунов и волшебников.
- Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Этот доктор умел делать такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами…
- Никого не было в стране мудрей и ученей Гаспара Арнери. О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом:
Как лететь с Земли до звезд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать шар -
Знает доктор наш Гаспар.
(Ю.Олеша)
10.Подведение итогов (тест)
Учитель: в качестве подведения итогов предлагаю вам решить несложный тест. В зависимости от вопросов верным может быть от одного до трех вариантов.
- Укажите латинское название термина «местоимение»:
а) прономен;
б) заномен;
в) троп;
г) эпитет.
- Какие слова в тексте может заменять местоимение?
а) существительные;
б) прилагательные;
в) глаголы;
г) числительные.
- Какими членами предложения могут являться местоимения?
а) всеми, кроме сказуемого;
б) всеми;
в) только определениями и дополнениями;
г) только дополнениями и обстоятельствами.
- Как изменяются местоимения?
а) только по падежам;
б) только по родам;
в) по падежам, числам и родам;
г) только по числам.
- Для чего в тексте используется местоимение?
а) для замены часто повторяющихся слов;
б) для связи предложений и абзацев;
в) для разделения предложений и абзацев;
г) для обогащения словарного запаса.
- К какому типу местоимений относится местоимение себя?
а) личное;
б) вопросительное;
в) отрицательное;
г) возвратное.
- К какому типу местоимений можно отнести слово всякий?
а) притяжательное;
б) указательное;
в) определительное;
г) относительное.
- Какое слово в ряду его, их, тех, меня, тебе является лишним?
а) тебе;
б) их;
в) меня;
г) тех.
- Какая из строк содержит примеры отрицательного типа местоимений?
а) нечто, незачем, кое-как;
б) свой, наш, ваш;
в) ничей, никто, ничего;
г) другой, такой, самый.
- Сколько типов местоимений существует?
а) 1;
б) 9;
в) 10;
г) 15.
Ключ к тесту:
- – а
- – а, б, г
- – б
- – в
- – а, б
- – г
- – в
- – г
- – в
- - б
11.Домашнее задание
Местоимение (практический аспект)
Способность местоимений наполняться различным содержанием, соотносясь с полнозначными словами (другими частями речи), создает богатые возможности использования их в речи.
При употреблении некоторых местоимений на первый взгляд возникает неясность, но знание правил русского языка позволяет избежать двусмысленности. Такое положение, например, может возникнуть при употреблении возвратно-притяжательного местоимения свой, которое в русском языке соотносится со всеми тремя грамматическими лицами: я беру свою книгу – ты берешь свою книгу – он берет свою книгу. В этом случае действует правило: свой соотносится со словом, называющим производителя действия. Рассмотрим предложение Мать попросила дочь принести свое платье (указывает на плакат) – слово свой следует соотнести со словом дочь (ведь именно она совершит действие, выраженное инфинитивом принести). Но в этом случае для внесения полной ясности используются синонимические замены:
- Мать попросила, чтобы дочь принесла свое платье.
ТЕСТ
1.Укажите латинское название термина «местоимение»:
а) прономен;
б) заномен;
в) троп;
г) эпитет.
2.Какие слова в тексте может заменять местоимение?
а) существительные;
б) прилагательные;
в) глаголы;
г) числительные.
3.Какими членами предложения могут являться местоимения?
а) всеми, кроме сказуемого;
б) всеми;
в) только определениями и дополнениями;
г) только дополнениями и обстоятельствами.
4.Как изменяются местоимения?
а) только по падежам;
б) только по родам;
в) по падежам, числам и родам;
г) только по числам.
5.Для чего в тексте используется местоимение?
а) для замены часто повторяющихся слов;
б) для связи предложений и абзацев;
в) для разделения предложений и абзацев;
г) для обогащения словарного запаса.
6.К какому типу местоимений относится местоимение себя?
а) личное;
б) вопросительное;
в) отрицательное;
г) возвратное.
7.К какому типу местоимений можно отнести слово всякий?
а) притяжательное;
б) указательное;
в) определительное;
г) относительное.
8.Какое слово в ряду его, их, тех, меня, тебе является лишним?
а) тебе;
б) их;
в) меня;
г) тех.
9.Какая из строк содержит примеры отрицательного типа местоимений?
а) нечто, незачем, кое-как;
б) свой, наш, ваш;
в) ничей, никто, ничего;
г) другой, такой, самый.
10.Сколько типов местоимений существует?
а) 1;
б) 9;
в) 10;
г) 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс
Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...
Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...