Дефис между частями слова в наречиях
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок содержит материал в рамках изучения темы "Дефис между частями слова в наречии" для 7 класса.
Цели:
· познакомить с дефисным написанием наречий;
· формировать навык написания дефиса в наречиях;
· повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
· уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом .
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;
2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.
3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defis_mezhdu_chastyami_slova_v_narechiyah.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе.
Тема «Дефис между частями слова в наречиях»
Автор: учитель русского языка
и литературы Рогоза Т.А.
2015 год.
Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».
- познакомить с дефисным написанием наречий;
- формировать навык написания дефиса в наречиях;
- повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
- уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом .
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;
2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.
3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Оборудование: карточки, экран, проектор, тетради, учебник.
Ход урока
1. Словарная диктовка.
Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.
2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.
(По вариантам)
1 вариант.
Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.
2 вариант.
Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.
3. Работа с таблицей.
-Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)
Пиши слитно | |
Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний | Сельское хозяйство – сельскохозяйственный, Древняя Русь – древнерусский. |
Внимание! Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву. | |
Пиши через дефис | |
Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний: | Русский и английский – русско-английский, Лимонный и желтый – лимонно-желтый. |
Местоимения, образованные с помощью суффиксов: -то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-: | Кое-кто, что-либо, какой-нибудь. |
Существительные с пол-: | пол-лимона пол- Москвы пол-апельсина |
Новый материал.
- Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.
«Дефис в наречиях».
По-русски по-заячьи по-прежнему по-моему по-старому | В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по- и суффиксом -и-, -ому- (-ему) |
Во-первых в-третьих | В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их) |
Куда-то где-либо откуда-нибудь кое-как | В наречиях после приставки кое-; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь |
Еле-еле мало-помалу крепко-накрепко | В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов. |
(Правая часть таблицы закрыта сначала.)
-А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).
Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.
Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.
Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:
- Приставку по- и суффикс -ому (-ему): по-прежнему, по-моему, по-старому;
- приставку по- и суффикс -и в составе конечных -ьи, -ски,-цки: по-заячьи, по-русски, по-немецки;
- приставку во- (в)- и суффикс -их в словах, образованных от числительных: во-первых, в-третьих;
- суффиксы -то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда-то, где-либо, откуда-нибудь, кое-как.
- Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.
V. Работа с учебником.
- И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.
5. Закрепление. Тренировочные упражнения.
1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.
Революция поднимала,
обнимала по-пролетарски,
и без слов она понимала
по-латышски и по-мадьярски,
по-французски и по-немецки,
и по-чешски и по-словацки,
чтоб со всеми жить по-соседски.
6.Физкультминутка.
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились.
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!
2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис:
1) Говорил на русском языке (по-русски)
2) Жить не так, как раньше (по-новому)
3) Очень крепко (крепко-накрепко)
4) Неизвестно куда (куда-то)
5) Небрежно сделанная работа (кое-как)
6) Ехал медленно (еле-еле)
7) Много ягод (видимо-невидимо)
8) Ушел не прощаясь (по-английски)
9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)
- Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному.
По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом)
Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)
3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот.
2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба.
3) В городе было по-праздничному шумно.
4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман.
5) Он сделала работу кое-как.
6) Они уехали давным-давно из этого города.
7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды.
8) Кое-где еще вспыхивали искры костра.
9) Он чуть-чуть смутился.
10) Они где-то это слышали.
7. Рефлексия. Итог урока.
1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?
2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?
3) Назовите условия дефисного написания наречий.
Домашнее задание: п.42, упражнение 253.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"
Цели и задачи урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...
"Дефис между частями слова в наречиях"
Правописание наречий - одна из самых сложных тем в русском языке. Не у всех получается с первого урока усвоить правописание наречий через дефис. Урок построен так, чтобы все учащиеся, как сильные так ...
Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)
Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....
Презентация "Дефис между частями слова в наречиях"
Эта презентация будет полезна при изучении темы "Дефис между частями слова в наречиях" в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова...
Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .
Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе при изучении темы "Наречие"....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях".
Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 7 классе при изучение темы "Дефис между частями слова в наречиях"....
Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".
Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...