"Дефис между частями слова в наречиях"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Правописание наречий - одна из самых сложных тем в русском языке. Не у всех получается с первого урока усвоить правописание наречий через дефис. Урок построен так, чтобы все учащиеся, как сильные так и слабые, чувствовали себя комфортно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 20.49 КБ |
презентация к уроку | 205.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях»
Цели:
- познакомить с условиями употребления и написания дефиса в наречиях;
- отработать умения написания наречий с дефисом между частями слова;
- закрепить навыки самостоятельной работы;
- повторить написание существительных, прилагательных, местоимений с дефисом.
Ход урока:
- ПОВТОРЕНИЕ.
- Слайд № 1 со словами по группам (восстановить написание, сформулировать правило). Проверка по щелчку мышки.
- Как вы думаете, с каким правилом мы с вами познакомимся сегодня на уроке?
- НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
- Слайд №2 с темой (цели по щелчку)
- Какой цели мы постараемся достичь?
(познакомиться с правилом, отработать его и закрепить.)
- Составим план нашей работы
1. познакомиться с правилом
2. закрепить и отработать умения написания наречий через дефис, выполняя упражнения
3. выполнить творческое задание
- Слайд № 3 с планом
- - Работая по плану, мы постараемся достичь поставленной цели.
- Слайд № 4 со схемой — таблицей.
- Я предлагаю вам по данной схеме самостоятельно сформулировать правило написания наречий через дефис, подобрав примеры. Вы можете использовать слова-подсказки.
Работа выполняется поэтапно, на каждом этапе обобщение. (проверка по щелчку)
- Глядя на примеры, сформулируйте правило правописания наречий через дефис. Кто затрудняется- может открыть учебник на стр. 117 — 119.
- С первым пунктом плана мы справились, можем переходить ко второму.
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Выполнить упр.250,252 (выписать по 1-2 примера на случай,остальные устно).
- На основе выполненной работы давайте ещё раз проговорим правило написания наречий через дефис.
- Выборочный диктант (выписать словосочетания с наречиями через дефис).
- Верю в людях во все хорошее, в жизнь по-юношески влюблен.
- Чуть-чуть облака розовеют над тишиной вечерних берез.
- На юго-западе медленно выдвигалась темно-фиолетовая тучка.
- Река встретила Пелагею ласково, по-матерински.
- Протянула струну на всю страну, далеко-далеко плывет мое словечко.
Проверка на слайде № 5.
-Проверьте свою работу, напротив правильного ответа поставьте +, оцените себя.
- Кто справился с этим заданием без ошибок, выполните задание на карточке (два ученика у доски делают морфемный разбор выделенных слов, указывают часть речи, составляют с/соч.), кто допустил ошибки, исправьте их и изучите материал под * на стр. 118
- Проверим работу у тех, кто выполнял задание на доске. С чем согласны? С чем нет?
- Слайд № 6 со словами по-весеннему, по весеннему.
Проверка по щелчку.
- Какой можно сделать вывод? (прежде чем написать,нужно определить часть речи по вопросу: прил.-какой?; нар.-как?; выявить синтаксическую роль в предложении.)
- Из упр. 251 (1-3 пр.)выписать с/соч. с выделенными словами, раскрывая скобки, указать часть речи, подчеркнуть как член пр-я.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте по слайду, поставьте оценку.
Проверка на слайде № 7.
- Еще раз повторим алгоритм работы.
- Обратимся к плану, что уже выполнили, а с чем еще будем работать?
- Выполнить творческое задание (текст на слайде № 8,проверка по щелчку)
-Сначала попробуйте самостоятельно, если не будет получаться, можете воспользоваться подсказкой, но при этом оценка за задание будет ниже на балл.
- У меня получился такой вариант (проверка по щелчку),а у вас? (зачитать 1-3 работы).
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Итак,давайте подведем итог: С каким правилом познакомились? Достигли поставленной цели? Как поработали на уроке? Оцените себя...
- Запишите домашнее задание (слайд № 9)
- Слайд № 10
Приложение
Карточки-подсказки:
Через дефис пишутся существительные, если они начинаются на пол-, при условии что последующая часть является существительным в род.п. И начинается на гласную, согласную Л или с заглавной буквы.
Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис; образованные от равноправных по смыслу слов, между которых можно поставить союз и; обозначающие оттенки цветов.
Через дефис пишутся неопределенные местоимения (кое-,-то, -либо, -нибудь)
Слова-подсказки:
утиный, заячий, осенний, весенний, дружеский, новый, свой; первый, пятый, третий; как, когда, сколько, где; еле, тихо...
по-утиному, по-заячьи, по-осеннему, по-весеннему, по-дружески, по-новому, по-своему;
во-первых, в-пятых, в-третьих;
кое-как, кое-где;
когда-то, сколько-нибудь, где-либо;
еле-еле, тихо-тихо
- Верю в людях во все хорошее, в жизнь по-юношески влюблен.
- Чуть-чуть облака розовеют над тишиной вечерних берез.
- На юго-западе медленно выдвигалась темно-фиолетовая тучка.
- Река встретила Пелагею ласково, по-матерински.
- Протянула струну на всю страну, далеко-далеко плывет мое словечко.
Слова-подсказки:
тихо-тихо, по-кошачьи, чьи-то, откуда-то.
Карточка
Выпишите словосочетания с выделенными словами, раскрывая скобки, объясните их правописание, сделайте морфемный разбор выделенных слов, укажите часть речи, определите синтаксическую роль в предложении.
Солнце светит (по) весеннему. (По) весеннему небу плывут облака.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дефис между частями слова в наречиях
План Познакомиться с правилом. Закрепить и отработать умения написания наречий с дефисом, выполняя разные упражнения . Выполнить творческое задание.
по - ...ому (-ему) по - ...и 2. во – (в -) ... –ых (-их) 3. кое - ... 4. ... - то, - либо, - нибудь 5. - по-осеннему по-утиному по-заячьи во-первых в-третьих кое-как где-то когда-нибудь еле-еле
По-юношески влюблен, чуть-чуть розовеют, мало-помалу куда-то исчезали, встретила по-матерински, далеко-далеко плывет
по-весеннему по весеннему как? светит по-весеннему (нар.) ПО КАКОМУ? по весеннему (прил.) небу
Светило по-зимнему (нар.), по зимнему (прил.) небу, было по-старому (нар.), по старому (прил.) следу, по-прежнему (нар.) шли, по прежнему (прил.) пути.
Вставьте подходящие по смыслу слова на изученную орфограмму и те, которые повторили в начале урока …… в лесу. Вот неслышно, ….. ступают по рыхлому снегу …. лапы. …… справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки. Тихо-тихо по-кошачьи чьи-то Откуда-то
Домашнее задание: параграф 42 ( орф . 62); составить 5-6 предложений на тему «Весна в лесу» или словарный диктант (10-15 словосочетаний) с наречиями через дефис; упр. 253.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"
Цели и задачи урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...
Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)
Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....
Презентация "Дефис между частями слова в наречиях"
Эта презентация будет полезна при изучении темы "Дефис между частями слова в наречиях" в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова...
Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .
Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе при изучении темы "Наречие"....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях".
Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 7 классе при изучение темы "Дефис между частями слова в наречиях"....
Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".
Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...