Прямое и переносное значение слов 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок соответствует ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slov.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Прямое и переносное значение слов
Цели урока:
Обучающая:
- Уметь находить в тексте слова с переносным значением, употреблять слова с переносным значением в речи
- Уметь различать прямое и переносное значение слов
- Развивать умения и навыки пользования словарем
Развивающая:
- (Развитие речи) Обогащение и усложнение словарного запаса
- Овладение художественными образами
- Усиление коммуникативных свойств
- (Развитие мышления) Учить анализировать
- Учить сравнивать, строить аналогии
Воспитательная:
- Поощрять человеческие, добрые отношения с мамой
- Воспитывать умение трудиться, помогать близким
- Развивать чуткость ко злу, неправде, унижению человеческого достоинства
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята рассаживаются по группам.
2. Стадия вызова.
2.1 Ребята, 2 -3 дня назад я шла по улице, а впереди меня шла мать и дочь. Я оказалась невольной слушательницей их разговора.
- Ты к нам на классный вечер не ходи. А то, как колхозница вечно одета, только позорить меня будешь, отчитывала дочь свою мать.
А мама шла, опустив голову, и молчала.
- Сто рублей дашь на газводу и конфеты? – как ни в чем не бывало продолжала дочь.
2.2 После услышанного разговора мне захотелось поговорить с вами о маме. Тема урока «Золотая мама». Как вы понимаете тема- загадка, вы сами сформулируете и тему и задачи нашего урока.
2.3 Но прежде посоревнуемся. Запишите в тетрадь те качества, которые надо развивать девочке, обидевшей свою мать (сердечность, человечность, гуманность, доброта, заботливость, добродушие, отзывчивость*, чуткость*).
2.4 Запишите отрицательные качества характера девочки (эгоизм, себялюбие, бессердечность*, бесчеловечность*, жестокость*).
2.6 Дайте добрый совет девочке? (Девочке необходимо извиниться перед мамой. Можно за один день выучиться кормить тамогочи - игрушечного цыпленка, но учиться на человека нужно всю жизнь).
3. Определение темы и цели урока.
Ребята получают кейс № 1.
Ребята, послушайте стихотворение «Золотая мама» и определите значение слова «золотой»
Кейс № 1
У мамы сердце золотое
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает:
«Ведь золото металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй пробу разгляди!
(авторское)
Задание к приложению:
- Проанализируйте сколько раз встречается слово золотой в тексте.
- Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.
- Что общего между всеми словами?
- Предложите свои варианты названия сегодняшней темы и целей урока.
- Сделайте вывод о роли этих значений в тексте.
Один человек в группе ищет лексическое значение слова «золотой» в словаре Ожегова.
Группы отвечают на вопросы.
(Золотая мама - хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)
Да, это не прямое значение слов, переносное.
Какой пометой обозначается в словаре? (перен.). В словарной статье переносное значение стоит в конце статьи.
Переносные значения слов – средства выразительности речи. Они делают текст живым, красочным, выразительным.
4. Работа с кейсом №2 . Анализ.
Перед вами кейс. Внимательно прочитайте предложенный текст
Легенда
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи, только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице.
Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовало его красота жены.
Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился, а горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!»
- Подчеркните в тесте словосочетания с переносным значение. Как они характеризуют героев?
- Подберите к найденным словам примеры с прямым значением.
- Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующее переходу значения на основе сходства: 1 цвета (ослепительная красота, черное сердце); 2 веса (тяжелый характер); 3 тепла (холодные глаза, горячее сердце); 4 высокое качество металла (золотой сыночек); 5действия людей приписываются неживым предметам (потерять меня, околдовала красота)
5. А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора?
(Продолжение легенды).
Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди.
Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать.
I группа
1.Составьте словосочетания со словами в переносном значении:
Волчий хвост - волчий……………….
Золотое кольцо – золотой…………………..
2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?
3.Найдите в тексте прилагательные с переносным значением. Подчеркните их.
Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вокруг них шелестят камыши.
(К. Бальмонт)
II группа
1. Составьте словосочетания со словами в переносном значении:
Железный гвоздь - железная……………
Медвежья шкура – медвежья ……………
2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?
3. Найдите в тексте примеры, когда неодушевленные предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью…
Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат - осенней ночи ждут.
(И.Бунин)
III группа
1. Составьте словосочетания в переносном значении:
Холодный ветер - холодный……………….
Хрупкая ваза – хрупкая …………………..
2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?
3.Найдите в тексте слова, которые употребляются в переносном значении. Запишите.
Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный - в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.Шукшин)
6. Итоги урока. Рефлексия.
Вывод: Внешняя красота, как у жены – красавицы, порой ничего не значит. Мы судим о человеке по поступкам и делам. Нельзя предавать близких. Материнское сердце всепрощающее. Самое страшное для человека – смотреть и не видеть зло (как сын), привыкать ко злу или помогать его творить. Не допускайте унижения человеческого достоинства!
7. Домашнее задание.
Из словарика учебника выписать 5-6 слов с переносным значением. Составить с этими словами предложения.
У мамы сердце золотое
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает:
«Ведь золото металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй пробу разгляди!
(авторское)
Задание к приложению:
- Проанализируйте сколько раз встречается слово золотой в тексте.
- Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.
- Что общего между всеми словами?
- Предложите свои варианты названия сегодняшней темы и целей урока.
- Сделайте вывод о роли этих значений в тексте.
У мамы сердце золотое
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает:
«Ведь золото металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй пробу разгляди!
(авторское)
Задание к приложению:
- Проанализируйте сколько раз встречается слово золотой в тексте.
- Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.
- Что общего между всеми словами?
- Предложите свои варианты названия сегодняшней темы и целей урока.
- Сделайте вывод о роли этих значений в тексте.
Легенда
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи, только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице.
Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовало его красота жены.
Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился, а горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!»
- Подчеркните в тесте словосочетания с переносным значение. Как они характеризуют героев?
- Подберите к найденным словам примеры с прямым значением.
- Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующее переходу значения на основе сходства: 1 цвета (ослепительная красота, черное сердце); 2 веса (тяжелый характер); 3 тепла (холодные глаза, горячее сердце); 4 высокое качество металла (золотой сыночек); 5действия людей приписываются неживым предметам (потерять меня, околдовала красота)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Легенда
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи, только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице.
Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовало его красота жены.
Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился, а горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!»
- Подчеркните в тесте словосочетания с переносным значение. Как они характеризуют героев?
- Подберите к найденным словам примеры с прямым значением.
- Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующее переходу значения на основе сходства: 1 цвета (ослепительная красота, черное сердце); 2 веса (тяжелый характер); 3 тепла (холодные глаза, горячее сердце); 4 высокое качество металла (золотой сыночек); 5действия людей приписываются неживым предметам (потерять меня, околдовала красота)
1.Составьте словосочетания со словами в переносном значении:
Волчий хвост - волчий……………….
Золотое кольцо – золотой…………………..
2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?
3.Найдите в тексте прилагательные с переносным значением. Подчеркните их.
Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вокруг них шелестят камыши.
(К. Бальмонт)
1. Составьте словосочетания со словами в переносном значении:
Железный гвоздь - железная……………
Медвежья шкура – медвежья ……………
2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?
3. Найдите в тексте примеры, когда неодушевленные предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью…
Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат - осенней ночи ждут.
(И.Бунин)
1. Составьте словосочетания в переносном значении:
Холодный ветер - холодный……………….
Хрупкая ваза – хрупкая …………………..
2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?
3.Найдите в тексте слова, которые употребляются в переносном значении. Запишите.
Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный - в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.Шукшин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...
Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)
Данный урок разработан для слабых учащихся....
Урок русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"
Урок ознакомления с новым матермалом. (ФГОС)...
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
урок русского языка в 5 классе...
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....
Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...