урок русского языка 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект открытого урока "Виды предложений по цели высказывания" в 5 классе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_otkrytyy_urok_po_r.yaz_._5_kl.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме
«Виды предложений по цели высказывания».
Учитель русского зыка и литературы: Самолетникова Людмила Николаевна
Цель урока:
- формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.
Задачи урока:
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
- формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
- распознавать виды предложений по цели высказывания: побудительные, вопросительные и повествовательные;
- корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью;
- анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений;
- моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:
1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Используемые учебники и учебные пособия:
- Т. А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Русский язык 5 класс. М., «Просвещение», 2006 г.
- Г. А. Богданова. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Часть I. М., Издательский дом «Генжер», 2009 г.
Используемая методическая литература:
Т.В.Раман Тематическое и поурочное планирование по русскому языку 5 класс. М., Издательство «Экзамен», 2006г.
Используемое оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска.
Используемые ЭОР:
мультимедийная презентация.
Метапредметная карта урока (отдельных этапов урока)
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся по ООД |
Организационный | |||
Актуализация знаний, целеполагание | 1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. | Учитель просит учащихся сформулировать цель урока. | Дети проговаривают определение цели (цель -это результат, к которому мы должны прийти в конце урока) и формулируют цель урока. |
Ознакомление с новым материалом | |||
Закрепление полученных знаний | 2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики | Учитель разбивает детей на три группы и дает свое задание каждой группе. | Дети называют правила работы в группе: -уметь договариваться (кто прочитает текст, кто даст ответ на вопрос); -в ходе обсуждения быть вежливым; -если в ходе работы возник спор, попробовать доказать правильность своего ответа товарищу. |
Домашнее задание | |||
Рефлексия |
Ход урока
I этап. Организационный.
Приветствие учащихся.
Учащиеся открывают тетради и записывают в тетради число, классная работа.
II этап. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний, целеполагание.
Учитель предлагает учащимся прочитать предложения, записанные на доске и выполнить задание.
- Книга – твой дру… и товарищ (ь)
- Можно ли прож…ть без книг
- Пусть книга будет тв…им к…раблем в океан… знаний
Задание: списать, вставляя пропущенные буквы, графически объяснив орфограммы.
Далее дети отвечают на вопросы учителя:
- Какой темой объединены эти «предложения»?
- Можно ли данные записи считать предложениями?
- Что мы называем предложением?
- Что здесь отсутствует?
- А теперь попробуем поставить знаки завершения.
Учащиеся расставляют знаки завершения.
- Чем вы руководствовались, расставляя знаки препинания в конце предложений?
1 предложение содержит сообщение, значит, ставим точку, и т.д.
- Предложения по цели высказывания одинаковые или разные?
Разные.
- Ребята, помогите мне сформулировать тему урока.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока: «Виды предложений по цели высказывания».
- Давайте, вместе определим цель урока.
- Что вы понимаете под словом «цель»?
Цель - это результат, к которому мы должны прийти в конце урока.
Цель нашего урока – научиться узнавать предложения по цели высказывания и использовать их с учетом ситуации, в которой они высказываются.
III этап. Ознакомление с новым материалом
- Откройте тетрадь по теории и прочитайте:
1. Как называются предложения, которые содержат сообщение?
2. Как называются предложения, которые содержат вопрос?
3. Как называются предложения, которые содержат совет, просьбу, приказ?
Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу (пустая таблица выведена на электронную доску, а также есть у каждого учащегося):
виды | цель высказывания | знак в конце предложения | интонация |
повествовательные | сообщение | . | голос в начале предложения повышается, затем делается пауза, потом голос концу предложения понижается |
вопросительные | содержится вопрос | ? | голос к концу предложения повышается |
побудительные | побуждение к действию | . ! | голос к концу предложения повышается |
Далее учащиеся читают предложения: повествовательные, побудительные и вопросительные, одновременно заполняя 4 столбик таблицы.
IV этап. Закрепление полученных знаний
- Учитель разбивает класс на три группы.
- Прежде чем приступить к работе в группе, необходимо вспомнить правила работы.
Учащиеся называют правила:
- уметь договариваться (кто прочитает текст, кто даст ответ на вопрос);
- в ходе обсуждения быть вежливым;
- если в ходе работы возник спор, попробовать доказать правильность своего ответа товарищу.
Учитель дает задание каждой группе: придумать 3 предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное) на тему и записать их в тетрадь:
I группа «На уроке»
II группа «На перемене»
III группа «В столовой»
Проверка: один учащийся из группы зачитывает придуманные предложения, а другие обосновывают расставленные знаки препинания в конце предложения, используя заполненную ранее таблицу.
- Самостоятельная работа в форме тестирования.
Учитель раздает листочки с тестом, а затем собирает для проверки.
Вариант 1.
Вычеркни неверные варианты ответов.
1. Данное предложение повествовательное.
а) Долго ль ездили? Куда?
б) Что ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
в) А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят.
2. Данное предложение вопросительное.
а) Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил.
б) А кого же на примете ты имеешь?
в) Полно, князь, душа моя,
Не печалься.
3. Данное предложение побудительное.
а) Помогите, ради бога.
б) И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили.
в) В свете есть такие ль дива?
Вариант 2
Вычеркни неверные варианты ответов.
1. Данное предложение повествовательное.
а) Что я, царь или дитя?
б) Пораздумай ты путем.
в) Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней.
2. Данное предложение вопросительное.
а) Белка песенки поет
И орешки все грызет.
б) Аль откажешь мне в ответе?
в) Матушка моя,
Посмотрите вы туда.
3. Данное предложение побудительное.
а) Смилуйся, государыня рыбка.
б) Я там был; мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
в) Что ты, баба, белены объелась?
IV этап. Домашнее задание
1. Выучить материал в таблице.
2. Упр.6, с.26-27 (Богданова Г.А. Рабочая тетрадь).
3. Творческое задание по желанию.
Написать письмо другу, в котором вы расскажете о прошедшей «Неделе психологии» в нашей школе, употребив разные виды предложений по цели высказывания (не менее 6 предложений).
V этап. Рефлексия.
На партах у вас лежат смайлики с различной мимикой, выберите тот, который больше всего подходит для оценки сегодняшнего урока, и покажите мне.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...