Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Наречие как часть речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_kak_chast_rechi.docx | 63.85 КБ |
narechie_kak_chast_rechi.pptx | 422.01 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс дата 27.11.14
Тема: Наречие как часть речи.
Тип урока: объяснения нового материала.
Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.
Задачи:
образовательная:
-повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;
-формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
развивающая:
-развивать творческие способности учащихся;
-расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
воспитательная:
воспитывать интерес к изучению предмета.
Оборудование:
раздаточный материал;
компьютерный тренажер по русскому языку “Фраза”;
презентация Power Point;
мультимедийный проектор;
доска.
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение:
1 ученик работает с компьютерной программой «Фраза», 3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.
б) Работа с классом. 1 ученик у доски.
Задание: запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор этого предложения
Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.
- Объяснение новой темы.
1. Работа с текстом. (Слайд 3,4)
В приведенном рассказе (распечатанный текст лежит перед учениками на партах) о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Первый раз учитель читает текст вслух, учащиеся слушают, затем списывают отрывок в тетрадь, после чего пересказывают содержание текста от третьего лица, стараясь использовать все наречия.
ЗА ВОЛОСЫ
Однажды сп..саясь от турок попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь (не)допрыгнул до берега и мы (с)разбегу шлепнулись в жи..кую грязь. Вот уже все тулов..ще моего коня скрылось в злово(н,нн)ой грязи вот уже и моя голова стала погружа(т.ть)ся в болото и оттуда торчит лишь к..сич(?)ка моего п..рика.
Мы (не)преме(н,нн)о погибли бы если бы не уд..вительная сила моих рук. Я страшный силач(?). Схв..тив себя за эту к..сич(?)ку я изо всех сил дернул вверх и без большого труда выт..щил из болота и себя и своего коня которого крепко сжал об..ими ногами как щ..пцами. Если вы дума..те, что это ле..ко, то попробуйте проделать это сами.
– Найдите наречия; укажите словосочетания, в которые входят наречия; обозначьте в них главное и зависимые слова. (Слайд 5 )
– Что поясняет наречие? Какова его роль в предложении? (Слайд 6)
– Каким членом предложения является наречие?
– Можно ли изменить наречие?
– Какой вопрос задается к наречиям?
2. Чтение материала учебника (§ 32, с. 93).
3. Рассказывание правила о наречии как части речи: те, кому легче нарисовать, могут представить наречие, используя материал в виде рисунка. (Слайд 7)
Можно придумать грамматическую сказку «О любознательном Наречии», которое подсказывает действию «где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как». Более слабым ученикам предлагается составить рассказ о наречии в устной форме (§ 32, с. 93).
- Закрепление темы.
1. Выписать словосочетания: (Слайд 8)
наречие + слово, с которым оно сочетается.
– Нас приглашает А. Дюма.
Запись на доске:
- И тогда кабинет господина де Тревиля всегда трепет у всех входивш.. мгновенно превратился в отделение приемной.
2) У ворот он увидел Портоса беседовавш.. с караульным.
3) Там я вам подходящ.. для поединка место.
4) Д’Артаньян произнес эти слова с простотой делавш.. честь его учтивости.
5) Д’Артаньяну приходилось напрягать всю свою волю, чтобы не вмешаться в там, внизу.
6) Д’Артаньян немедленно в указанный ему трактир который узнал по крикам оттуда.
7) к будущ..му аббату оказалось не так-то просто.
2. Выполнение упражнения 197.
Гимнастика для глаз
3. Орфоэпическая пятиминутка (устно). (Слайд 9)
Без ýмолку, глубóко (глубокó), и’зредка, мéльком, нáзло, спéреди, щекóтно.
4. Составление предложений с наречиями-синонимами. (Слайд 10)
а) Поверхностно, мелко, недостаточно, бегло, быстро, мельком, дилетантски, кое-как, чуть-чуть, отчасти, немножко.
б) Совсем, целиком, вовсе, совершенно, вполне, полностью.
– Установите разницу в употреблении этих групп синонимов.
– Придумайте такие предложения, где уместен один из синонимов и неуместны другие.
I вариант – а) II вариант – б)
Наиболее интересные предложения из каждой группы записать на доске и в тетрадях, отметив синтаксическую роль наречий графически.
Рефлексия
V. Подведение итогов урока. (Слайд 11)
– Что называется наречием?
– Каковы морфологические признаки наречий? Их синтаксическая роль?
& Домашнее задание: придумать грамматическую сказку о Наречии; упражнение 199, ответить на вопросы.
(Слайд 12)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная диктовка Присутствовать, отразить, гирлянда, возвышенный, поразительный, поощренный, силуэт, приведенный, кованый, неслыханный, нечаянный, священный, выровненный, аквариум, претензия, прекратить, сиять, дистанция, комбинация, экспресс, акварель, мировоззрение.
Составьте предложение по схеме сущ. И. п. – сущ. И. п . Объясните постановку тире в предложении.
Работа с текстом Р асставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. ЗА ВОЛОСЫ Однажды сп .. саясь от турок попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь (не)допрыгнул до берега и мы (с)разбегу шлепнулись в жи ..кую грязь. Вот уже все тулов.. ще моего коня скрылось в злово ( н,нн )ой грязи вот уже и моя голова стала погружа ( т.ть ) ся в болото и оттуда торчит лишь к.. сич (?) ка моего п.. рика . Мы (не) преме ( н,нн )о погибли бы если бы не уд.. вительная сила моих рук. Я страшный силач(?). Схв .. тив себя за эту к.. сич (?) ку я изо всех сил дернул вверх и без большого труда выт.. щил из болота и себя и своего коня которого крепко сжал об..ими ногами как щ .. пцами . Если вы дума..те, что это ле ..ко, то попробуйте проделать это сами.
Проверь себя ЗА ВОЛОСЫ Однажды , сп а саясь от турок , попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлепнулись в жи д кую грязь. Вот уже все тулов и ще моего коня скрылось в злово нн ой грязи, вот уже и моя голова стала погружа ть ся в болото, и оттуда торчит лишь к о сичка моего п а рика . Мы не преме нн о погибли бы , если бы не уд и вительная сила моих рук. Я страшный силач . Схв а тив себя за эту к о сичку , я изо всех сил дернул вверх и без большого труда выт а щил из болота и себя и своего коня, которого крепко сжал об е ими ногами, как щ и пцами . Если вы дума е те , что это ле г ко , то попробуйте проделать это сами .
Задание Выпишите из текста словосочетания, в которые входят наречия; обозначьте в них главное и зависимые слова . Попробовал однажды Перепрыгнуть верхом Шлёпнулись с разбегу Скрылось уже Торчит оттуда Непременно погибли бы Дёрнул вверх Сжал крепко
Подумайте! – Что поясняет наречие? Какова его роль в предложении? – Каким членом предложения является наречие? – Можно ли изменить наречие? – Какой вопрос задается к наречиям?
В гостях у господина А.Дюма 1) И тогда кабинет господина де Тревиля всегда вызывавш … трепет у всех входивш … мгновенно превратился в отделение приемной. 2) У ворот он увидел Портоса беседовавш … с караульным. 3) Там я вам укажу подходящ … для поединка место. 4) Д’Артаньян произнес эти слова с простотой делавш … честь его учтивости. 5) Д’Артаньяну приходилось напрягать всю свою волю, чтобы не вмешаться в происходившее там , внизу. 6) Д’Артаньян отправился немедленно в указанный ему трактир который узнал по крикам доносивш … ся оттуда. 7) Войти к будущ .. му аббату оказалось не так-то просто . Выпишите словосочетания наречие + слово, с которым оно сочетается
Орфоэпическая пятиминутка Без ýмолку , глубóко ( глубокó ), и‘зредка , мéльком , нáзло , спéреди , щекóтно .
Составление предложений с наречиями-синонимами а) Поверхностно, мелко, недостаточно, бегло, быстро, мельком, дилетантски, кое-как, чуть-чуть, отчасти, немножко . б) Совсем, целиком, вовсе, совершенно, вполне, полностью . – Установите разницу в употреблении этих групп синонимов.
Подведение итогов урока – Что называется наречием? – Каковы морфологические признаки наречий? Их синтаксическая роль?
Домашнее задание придумать грамматическую сказку о Наречии; ИЛИ упражнение 199, ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....
Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи
Познакомить учащихся с наречием как частью речи...
Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...
Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению
Маршрутный лист дистанционного урока...
Урок.Встреча с наречием. Наречие как часть речи.
Урок проведён в 6 классе углублённого изучения русского языка...