Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnoe_predlozhenie.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 9 «А»
Учитель: Троцюк О.Л.
Тема: Сложное предложение
Цели:
Образовательная:
Определить вид сложного предложения, расставлять в нём знаки препинания, строить схему сложного предложения.
Развивающая:
Развитие мыслительной деятельности учащихся; развитие умения работать в группах.
Воспитательная:
Воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний; воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам!
II. Выявление темы и целей урока
Народная мудрость говорит: «Золото добывают из земли, а знания – из книг».
Мы сегодня будем добывать и закреплять новые знания. А о чём мы будем говорить , вы узнаете прослушав отрывок из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
(Чтение отрывка из сказки заранее подготовленными учениками)
Речь Тортилы:
« Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Если бы ты сидел дома и хорошо учился, то не оказался бы без денег в стране Дураков. Деньги твои украли кот и лиса. Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор. Но ты не горюй человечек, я помогу тебе. Этот ключ обронил человек с такой бородой, что он засовывал её в карман, чтобы она ему не мешала. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне золотой ключик!»
Речь Буратино:
« Я хороший и благоразумный. Что я теперь буду делать? Ой-ой – ой! Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!
Учитель:
-Почему Тортила назвала Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?
Учащиеся: Потому что он выражался короткими предложениями
-А Тортила? В каких предложениях выражает свои мысли?
Учащиеся: В длинных
-Давайте сравним, по каким признакам различны предложения Буратино и Тортилы?
Сравните:
Как я вернусь к папе Карло?
Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор.
( Ответы учащихся)
Вывод:
Теперь, когда оказалось, что в предложении, сказанном черепахой Тортилой, две грамматические основы, а в предложении Буратино- одна, подумайте и решите: какое предложение мы будем называть простым, а какое сложным?
Тема нашего урока: «Сложное предложение»
Цель урока: научиться определять вид сложного предложения, расставлять в нём знаки препинания, строить схему сложного предложения.
III. Работа по теме урока:
- Повторение теории
Сформулируйте правило: что такое сложное предложение?
Учащиеся: Сложное предложение – это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Приведите примеры сложного предложения.
(Наступил октябрь, и заметно похолодало)
- «Слепая схема»
Заполните «слепую схему»
Какие типы сложных предложений вам известны? (Союзное и бессоюзное)
Что такое сложносочинённое предложение? (Сложносочиненными называются такие сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.)
Приведите примеры. ( Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя)
Что такое сложноподчинённое предложение? (Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.)
Из каких двух частей состоит сложноподчинённое предложение? ( Из главной и придаточной)
- Анализ стихотворения К.Бальмонта «Где б я не странствовал».
Проанализируем стихотворение Константина Бальмонта и увидим экспрессивную роль сложных предложений.
Ребята, а что такое экспрессия?
Экспрессия – это передача чувств, волнений.
«Как сердцу высказать себя?». Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумье. Обратимся к стихотворению Константина Бальмонта.
Ученик:
В 1912 году вышел сборник стихотворений русского поэта Константина Бальмонта «Зарево зорь», написанный под впечатлением от поездки поэта по Египту, «святой стране пирамид».
Одно из стихотворений цикла «Потухшие вулканы» называется «Где б я не странствовал».
Где б я не странствовал
Где б я не странствовал, везде припоминаю
Мои душистые леса.
Болота и поля, в полях – от края к краю
Родимых кашек полоса.
Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу
Мои родные васильки.
И, в прошлое открыв таинственную дверцу,
Схожу я к берегу реки
У старой мельницы привязанная лодка,-
Я льну к прохладе серебра
И так чарующе и так узывно- чётко
Душа поёт: «Вернись. Пора!»
Учитель:
Чем интересно название стихотворения?
О чём это стихотворение?
Какие чувства владели поэтом, создавшим его?
В стихотворении два сложноподчинённых предложения с придаточным места. Попробуем провести эксперимент: как стихотворение звучало бы без них?
… везде припоминаю
Мои душистые леса.
… так нежно снятся сердцу
Мои родные васильки.
Что изменилось?
Без придаточных предложений места, главная мысль стихотворения не была бы выражена так ярко, эмоционально, проникновенно и страстно. Конструкция предложения здесь играет важную роль: придаточное места вынесено в начало, что усиливает звучание главного предложения. Усилительная частица «ни» создаёт оттенок обобщения Где б ни- значит, везде поэт вспоминает Родину, значит, нет такого места на земле, которое могло бы заставить его забыть о ней.
Итак, мы убедились, что сложноподчинённые предложения могут играть экспрессивную роль, они являются одним из средств, выражающих авторское «Я».
- Закрепление полученных знаний + проверка домашнего задания.
Вашим домашним заданием было в парах составить задания по теме «Сложное предложение» по сказкам Г.Х.Андерсена.
Задание 1:
Спишите, графически обоснуйте постановку или отсутствие запятой перед союзом и. Угадайте сказки Андерсена.
- Утёнок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная грусть.
- Наконец настал день свадьбы и крот пришёл за невестой.
Задание 2:
Определите границы придаточного предложения, находящегося внутри главного. Постройте линейную схему данных предложений.
- Маленькие рыбки, которые плавали под водой, видели жабу и её сына.
- И вот на том месте, где хотели сжечь Элизу, вырос высокий зелёный куст с розами.
Задание 3:
Выделите из данных пар предложений только сложные предложения Выделите грамматические основы. Отгадайте сказку.
- Открыл солдат первую дверь и вошёл в комнату. Посреди комнаты сундук стоит, на сундуке сидит собака.
- Цветущие розовые кусты заглядывали скрыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки.
Задание 4:
Из данных предложений образуйте сложное предложение.
- В скорлупе она спала ночью. Днём играла на столе.
- Пальба стихла только к вечеру. Утёнок долго ещё боялся пошевельнуться.
- Работа с учебником.
Самостоятельно упражнение 49 на странице 35 учебника. Записать одно сложное предложение, распределяя их на группы.
1 ряд-бессоюзные
2 ряд-сложносочинённые
3 ряд-сложноподчинённые
6. Числовой диктант.
Выполнить следующие действия.
- От количества простых предложений, составляющих сложносочинённое предложение: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подр льдом блестит,- отнимите число запятых в нём. (3-2=1)
- Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество звуков в слове ел.(3*3=9)
- К количеству предложений в СПП прибавьте количество слов в союзе, которым придаточное присоединяется к главному: Моя бабушка не играла в детстве в компьютерные игры, потому что компьютер вошёл в нашу жизнь совсем недавно.(2+2=4)
IV. Подведение итогов урока.
Что мы сегодня повторяли на уроке?
Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой.
1. Простые предложения- | … это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом. |
2. Сложные предложения- | … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. |
3.Сложносочинённые предложения. | … это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. |
4. Сложноподчинённые предложения- | … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. |
5. Бессоюзные предложения- | … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. |
Выставление оценок
V. Домашнее задание
Впереди у нас подготовка к сочинению «Я выбираю профессию».
Используя сложные предложения с различными видами связи, сформулируйте основную мысль сочинения.
Пусть эпиграфом для вас будут слова классика персидской литературы Фирдоуси:
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди
Себя приучи не страшиться труда:
Труд с разумом, с честью
В согласии всегда.
Кто желает дополнительно получить оценку, дома выполните тест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"
Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....
конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)
Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи: 1. сформировать общее поня...
конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс
Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...
Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах
Разработки уроков с применением технологии проблемного обучения и ЭОР...
Конспекты уроков по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс
Конспекты уроков созданы согласно планированию по программе Бабайцевой с учетом психофизиологических особенностей учащихся ( см. на моем сайте статью "Моя педагогическая концепция", таблицу "Диагности...
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"
Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...
Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе
Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе...