Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ».
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Кудрявцева Наталья Михайловна

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи.

Образовательные:

повторить теоретический материал по теме "Приёмы сжатия текста";

развитие навыков определения основной мысли, выделение микротем;

отработать приёмы сжатия текста.

Развивающие:

развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;

способствовать развитию памяти, речи, внимания;

работать самостоятельно и в коллективе.

Воспитательные.

воспитывать чуткое отношение к слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._szhatoe_izlozhenie.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ».

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи.

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме «Приёмы сжатия текста»;
  • развитие навыков определения основной мысли, выделение микротем;
  • отработать приёмы сжатия текста на конкретном тексте ( практика).

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • способствовать развитию речи, памяти, внимания;
  • работать самостоятельно и в коллективе.

Воспитательные:

  • воспитывать чуткое отношение к слову

УМК:

Ход урока.

1. Мобилизующее начало.

Работа с высказыванием Пьера Буаста, которое взято в качестве эпиграфа к уроку.

                                                                Будьте кратки; верное средство

                                                           Заставить слушать себя – это

                                                                    Сказать много в немногих словах.

                                                                                                        Пьер Буаст

        - Как вы понимаете смысл данного высказывания?

        

        

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

        (Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым формулируют тему и цель урока)

2. Мотивация.

        Слово учителя.

ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей 1 часть – написание сжатого изложения. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли,  сжимать текст  разными способами, записывать связный и логически  стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

3. Актуализация знаний.

        Приёмы сжатия текста.

        - Что такое сжатие текста?

( Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности)

        Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но при этом понятно и выразительно, надо понимать передаваемый текст. Для этого составим алгоритм.

  • Определяем, что в тексте является главным, а что – второстепенным.
  • Определяем тему и основную мысль текста и не теряем их в кратком варианте.

При сжатии :

повествования – отбираются действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключая все детали и подробности;

рассуждения – убирается иллюстративный материал, а не аргументы;

описания – исключаются незначительные, неважные детали.

Вспомним приёмы сжатия текста: обобщение, упрощение, исключение.

исключение

обобщение

упрощение

  • выделить главное и второстепенное;
  • убрать детали;
  • пропустить второстепенную информацию;
  • пропустить предложения с описанием, рассуждением;
  • объединить главное;
  • составить новый текст.
  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства обобщенной передачи;
  • составить новый текст.
  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить 2-3 предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на простые и сократить их;
  • перевести прямую речь в косвенную.

4. Здоровье сберегающий фактор ( физкультминутка).

5. Проблемно-практическая и творческая работа.

Алгоритм работы над сжатием текста на экзамене.

Этапы чтения текста

Действия учащегося

1) Первое чтение текста.

2) Второе чтение текста.

1.Понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними. 2.Составить план (лучше тезисный) и оставить между тезисами достаточно места для добавления информации.

1. Уточнить тезисы, дописать упущенную при первом чтении информацию.

2. Создать черновой вариант. Внести коррективы, просчитать количество слов.

3. Проверка черновика ( отдельно речь, отдельно орфографию, отдельно пунктуацию).

4. Заключительный этап. Переписать на чистовой вариант, заключительная проверка.

        

Текст для прослушивания.

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик " Животные-герои". Я считаю ее свои таким "будильником". От других людей знаю, что для них "будильником" чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который "на все открыл глаза", первое путешествие с рюкзаком, с ночевкой в лесу...

Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено,

взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

                                                                                                                   (По Пескову В.М.)

Текст сжатого изложения.

        Когда мне было десять лет, я прочитал томик «Животные-герои». Эта книга стала моим «будильником».

        Невозможно перечислить всё, что может разбудить в ребёнке интерес и необычное отношение к таинству жизни. Человек растёт и  умом постигает, как все взаимосвязано в живом мире , как всё в нашей жизни зависит от здоровья природы.

        В начале всего стоит Любовь ко всему живому, только ее надо вовремя разбудить. С любовью человек обретает точку опоры  и приближается к счастью.

                                                                                                                       73 слова

6. Рефлексия.

Ответ по заданному началу.

        -Сегодня на уроке я узнал…

        -У меня получилось…

        -Я столкнулся со следующими трудностями…

        -Считаю, что мне необходимо повторить ( или выучить)…

Вернуться к эпиграфу урока.

7. Оценки за урок.

8. Домашнее задание.

Выучить приемы сжатия текста, алгоритм работы над сжатием текста на экзамене. Написать сжатое изложение по данному учителем тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Данная разработка поможет учащимся успешно подготовиться к одному из заданий ГИА - С1(сжатое изложение)....

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Цели урока: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ОГЭ по русскому языку – сжатому изложению;2. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;3. формировать общеучебные навыки работы с текст...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Данная работа предназначена для уроков по обучению сжатому изложению. С помощью предложенных упражнений отрабатываются основные приемы сжатия текста, умения выделять главную информацию....