Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Данная работа предназначена для уроков по обучению сжатому изложению. С помощью предложенных упражнений отрабатываются основные приемы сжатия текста, умения выделять главную информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_szhatomu_izlozheniyu.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Зауэр Мария Александровна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №15» п.Светлый РС(Я)
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Цели: 1. Систематизировать знания, необходимые для работы с текстом.
2. Повторить приемы сжатия текста.
3. Развивать навык сжатого пересказа текста
Задачи:
Образовательная: повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;
отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.
Развивающая: развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты; способствовать развитию мышления, внимания, речи и памяти; работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.
Оборудование: раздаточный материал
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что вы пришли на урок с прекрасным настроением. Поэтому сегодня будете работать в полную силу.
- Актуализация знаний.
- Закончите предложения
Текст – это…
Микротема – это…
Изложение – это…
Сжатое изложение – это…
Основные приемы сжатия – это…
- Вспомните основные этапы работы с текстом.
- Определение темы текста
- Определение идеи текста
- Определение структуры текста
- Определение микротем текста как частей общей темы
- Моделирование сжатого изложения
- Работа с текстом.
Учитель: 1. Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который у нас перед глазами. О чем этот текст? (текст без деления на абзацы)
Современная жизнь с ее все возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим числом людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолетных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода. Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдет нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами. Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишенным любых недостатков. Нет. Друг – тоже человек, а идеальных людей нет. Главное – относиться к нему с добротой и вниманием.
(По И. Бондаревой)
- слова
2.Работа в группах.
Задание 1. Определите тип и стиль текста. Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя
понять смысл. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите микротемы.
(Текст относится к публицистическому стилю. Тип речи: рассуждение. 3 абзаца. Микротемы: 1. Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя, несмотря на знакомство с большим числом людей, человеку очень сложно встретить настоящего друга. 2.Настоящий друг всегда придет на помощь, не будет использовать вас в корыстных целях. 3. Идеальных людей нет, поэтому не стоит ожидать, что друг будет идеальным человеком.)
Задание 2. Составьте синквейн по тексту.
Возможный вариант ответа:
Друг
Настоящий, честный
Сможет помочь, не будет использовать, порадуется
Друг не обязательно должен быть идеальным человеком
Товарищ
Учитель: Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический
навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст.
Задание 3.
Найдите и подчеркните в тексте однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.
Задание 4.
Подчеркните фрагменты сложных предложений, которые не войдут в сжатый текст (второстепенная информация)
Задание 5.
Подчеркните предложения, которые можно целиком исключить из сжатого текста.
Задание 6.
Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили.
В результате работы над сжатием получился текст
Современная жизнь заставляет человека общаться с большим числом людей, но чем больше таких знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении.
Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, не будет использовать вас в корыстных целях, разделит с вами радость и горе. На друга всегда можно положиться..
Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком. Идеальных людей нет. Главное – относиться к другу с добротой и вниманием.
- лов
- Подведение итогов урока.
Какие приемы сжатия текста мы сегодня вспомнили?
- Домашнее задание
Написать сжатое изложение по тексту к варианту 2 ОГЭ 2015 под ред. И.П. Цыбулько
Учитель: Спасибо, ребята, за интересный урок! Вы сегодня прекрасно поработали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".
Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Данная разработка поможет учащимся успешно подготовиться к одному из заданий ГИА - С1(сжатое изложение)....
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Цели урока: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ОГЭ по русскому языку – сжатому изложению;2. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;3. формировать общеучебные навыки работы с текст...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует...