Рабочая программа для обучающихся 2 ступени (5-9 кл.) (автор УМК В.В.Бабайцева)
рабочая программа по русскому языку на тему

Гончар Татьяна Анатольевна

Рабочая программа для обучающихся 2 ступени (5-9 кл.) (автор УМК В.В.Бабайцева)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  №19»

Согласована                                                                                

на методическом объединении учителей

русского языка и литературы

Протокол  № 1  от августа 2013г.                                        

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МОУ «СОШ №19»

   

_____________ В.В.Терешина

 «___» август 2013 г.

Рабочая  программа

учебного предмета

«Русский язык»

                                       

 Уровень основного общего образования

 Срок  реализации  5 лет

Составлена  на  основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку
  • Программы по  русскому языку 5-9 класс / автор В.В.Бабайцева,- М.;Дрофа, 2009 г.

Составитель  Гончар Т.А.

2013г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа  учебного предмета русский язык составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку В.В.Бабайцевой 2009г.

Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации состоят в следующем:

  • формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
  • воспитание бережного отношения не только к родному русскому языку, но и к языку коренной национальности Республики Коми;
  • стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения;

Эти цели обуславливают следующие задачи:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности, о значении коми языка как государственного, о взаимодействии русского и коми языков, об их роли в развитии культуры Республики Коми;
  • обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики,  а также умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи, способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Структура и содержание предлагаемой программы обеспечат учителю условия для гибкого её использования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся, возможность экономии времени при линейном построении программы и как следствие - перераспределение его на решение практических задач, индивидуальных потребностей учащихся, возникающих в процессе обучения.

Программа даёт широкую возможность использования новых форм и технологий обучения (семинары, практикумы, исследовательская работа и т. д.), большая роль отводится организации самостоятельной деятельности учащихся, развитию не только специальных, но и надпредметных компетенций (самостоятельная работа с книгой, умение конспектировать, работать с дополнительными источниками, строить своё сообщение по нескольким источникам и т. д.).

При линейном принципе построения программы удачно осуществляется блочная подача материала (при помощи опорных конспектов), которая тоже стимулирует развитие учащихся, повышает мотивацию к обучению, развивает навыки само- и взаимоконтроля.

Содержание практических задач и упражнений позволяют учителю работать не только над базовыми знаниями, но и содержат материал повышенного уровня, что облегчает работу по дифференцированному обучению учащихся (возможна работа репродуктивного, частично - поискового и творческого характера).

В рабочей программе по учебному предмету  по сравнению с авторской произошли изменения с целью формирования лингвистических и культуроведческих компетенций обучающихся.

Содержание рабочей программы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по русский язык и реализуется в полном объеме.

Согласно учебному плану в предмете «Русский язык» выделено 10% учебного времени на НРК. По классам часы НРК реализуются следующим образом:

По классам в предмете «Русский язык» часы НРК реализуются таким образом:

В 5 классе -  20 часов, 6 классе-20 часов, 7 классе – 14 часов, 8 классе – 10 часов, 9 классе – 10 часов.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе В.В.Бабайцевой:  « Русский язык. Теория», « Русский язык. Практика», « Русская речь», срок реализации - 5 лет (5- 9класс).

Тематический план.

5 класс (210ч/ 6 н/ч)

Тема

Количество часов

Практические виды занятий (количество контрольных работ, развития речи, НРК)

КР

РР

НРК

Введение. Вводный курс.

2

1

Орфография.

4

Морфология и орфография.

28

2

8

4

Синтаксис и пунктуация.

54

3

9

8

Основной курс.

Понятие о литературном языке

1

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.

17

1

2

Морфемика. Словообразование. Орфография.

46

2

8

3

Лексикология и фразеология.

20

2

2

Грамматика. Морфология.

Понятие о морфологии. Система частей речи в русском языке. Части речи самостоятельные и служебные.

1

Самостоятельные части речи. Имя существительное.

25

2

6

1

Повторение.

12

1

Итого:

210

10

35

20

6 класс (210ч/ 6 н/ч)

Тема

        

Практические виды занятий (количество контрольных работ, развития речи, НРК)

Количество часов

КР

РР

НРК

Введение.

1

1

Повторение изученного в 5 классе

19

1

5

2

Морфология. Глагол.

58

1

9

4

Имя прилагательное.

39

3

9

5

Имя числительное.

21

1

4

3

Наречие. Имя состояния.

30

1

5

3

Местоимение.

29

3

3

1

Повторение.

13

1

Итого:

210

10

35

20

7 класс (140ч/ 4 н/ч)

Тема

Практические виды занятий (количество контрольных работ, развития речи, НРК)

Количество часов

КР

РР

НРК

Введение.

1

Повторение изученного в 5-6 классах

13

1

5

4

Морфология.

Причастие.

41

4

7

4

Деепричастие.

13

1

3

2

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие

1

Служебные части речи.

Общее понятие о служебных частях речи.

1

Предлог.

11

1

1

Союз.

13

1

3

2

Частица

19

1

2

Переход из самостоятельных частей речи в служебные.

1

Междометие.

4

1

Повторение.

22

3

3

2

Итого:

140

12

25

14

   

8 класс (108ч/ 3н/ч)

Тема

Количество часов

Практические виды занятий (количество контрольных работ, развития речи, НРК)

КР

РР

НРК

Введение.

1

1

Повторение изученного в 5- 7 классах

5

1

2

Синтаксис и пунктуация.

Понятие о синтаксисе. Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования

5

Словосочетание.

3

Предложение.

7

1

2

3

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

15

3

2

2

Односоставные предложения.

10

1

2

2

Полные и неполные предложения.

2

Осложнённое предложение.

Предложения с однородными членами.

11

1

3

2

Предложения с обособленными членами.

19

2

4

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями. Слова-предложения

12

1

2

Повторение

18

Итого:

108

10

17

10

9класс (102ч/ 3н/ч)

Тема

Практические виды занятий (количество контрольных работ, развития речи, НРК)

Количество часов

КР

РР

НРК

Введение.

1

Повторение изученного в 8 классе

6

1

1

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение.

1

Сложносочинённые предложения.

10

1

2

1

Сложноподчинённые предложения.

24

1

4

3

Сложные бессоюзные предложения

12

1

3

Сложные предложения с разными видами связи.

9

1

1

1

Способы передачи чужой речи.

15

1

2

1

Общие сведения о русском языке.

6

1

3

Систематизация и обобщение изученного в 5 - 9 классах

18

2

4

Итого:

102

8

17

10

Содержание учебного материала.

5 класс.

Введение.

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

НРК  Роль языка в жизни общества. Коми язык – государственный язык РК.

Вводный курс.

Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола. Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов. Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с -тся и -ться.

Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др.  Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? Что? какого? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.

         РР Речь, формы речи. Диалог. Монолог. Анализ сказки К. Жакова «Гулень на небе».

         РР Текст. Анализ текста  Б. Жакова «Гулень на небе»

         РР Тема текста. Основная мысль. Анализ текста И.Запорожцева "Хитрые собаки".

         РР Сочинение по личным впечатлениям.

         РР Сочинение на летнюю тему.

         РР Изложение, близкое к тексту.

         РР План текста.

         РР Цепная, параллельная связь. Интонация. Логическое ударение.

         НРК Комплексный анализ теста К. Жакова «Гулень на небе».

         НРК Речь, формы речи. Диалог. Монолог. Анализ сказки  Б. Жакова «Гулень на небе».

         НРК. Тема текста. Основная мысль. Анализ текста И.Запорожцева "Хитрые собаки".

         НРК Союз. Употребление союзов И,А, НО в ПП и словосочетаниеП. Анализ отрывка из романа Г.Юшкова "Чугра".

Контрольная работа по теме «Морфология».

Контрольная работа по теме «Морфология».

Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.

 Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.  Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).

Предложения распространенные и нераспространенные.

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.  Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.

Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения.

Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог.  Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

РР Стили речи.

          РР Сочинение о родном городе (об Ухте).

РР Анализ сочинения.

РР Разговорный и научный стили речи.

РР Устные выступления, сообщение на тему «Коми –край мой северный»

РР Художественный стиль. Анализ текста.

          РР Подготовка к подробному изложению «Первый снег»

РР Написание подробного изложения «Первый снег»

РР Типы речи.

НРК Понятие о синтаксисе и пунктуации. Предложение. Виды предложения по цели высказывания. Анализ стихотворения М.Лебедева "Что же ты, солнце? "

НРК Сочинение о родном городе (об Ухте).

НРК Устные выступления, сообщение на тему «Коми –край мой северный»

НРК Однородные члены предложения. Анализ фрагмента из книги П.Столповского «Одуванчики во вселенной»

НРК Обращения распространённые и одиночные. Анализ текста В.Чисталева "Земля моя родная".

НРК Сложные предложения. Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами. Анализ отрывка из романа Г.Юшкова"Чугра".

          НРК Диалог. Анализ диалогов из сказки Е.Габовой "Гришуня на планете Лохматиков".

НРК Знаки препинания при диалоге. Анализ диалогов из сказки Е.Габовой "Гришуня на планете Лохматиков".

Контрольный срез по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

          Контрольный срез «Разбор словосочетания».

          Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».

Основной курс.

Понятие о литературном языке.

Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.

 Звуки речи. Звуки речи и буквы. Их соотношение. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.

 Правила переноса слов. Прописная и строчная буквы.Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. Выразительные средства фонетики. Интонация. Изменение звуков в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Понятие об орфограмме.

Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные.

 Шипящие согласные.

 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь. Значение букв я, ю, е, ё. Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и-ы после ц. Орфографический словарь.

Основные нормы литературного произношения и интонирования предложений. Допустимые варианты орфоэпической нормы.

 Орфоэпический словарь. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Овладение различными видами чтения(ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

          РР Подготовка к выборочному изложению «На льдине».

РР Написание выборочного изложения «На льдине».

          Контрольный срез по теме «Фонетика».

        

Морфемика. Словообразование. Орфография.

 Понятие о морфемике.

 Морфема — минимальная значимая единица языка.

Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Словообразование. Основные способы образования слов.

Богатство словообразовательной системы  русского языка. Элементы этимологического анализа слова.

Выразительные средства морфемики и словообразования. Правописание сложных и сложносокращенных слов.

 Чередование звуков в морфемах. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных а- о. Правописание корней с чередованием гласных е-и. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з(с).

Правописание приставок роз- (рос-) — раз(рас-). Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-.

Словообразовательные и этимологические словари русского языка.

          РР Описание. Анализ текста Е.Габовой «И отец мой, и мама моя»

РР Сочинение-описание животного.

          РР Подготовка к изложению, близкому к тексту.

РР Написание изложения, близкого к тексту.

          РР Рассуждение. Анализ отрывка из рассказа Л.Б. Терентьевой "Простое. Двусоставное".

РР Сочинение-рассуждение.

          РР Толковый словарь, словари антонимов. Коми-русский словарь.

РР Анализ текста.

НРК Описание. Анализ текста Е.Габовой «И отец мой, и мама моя».

НРК Рассуждение. Анализ отрывка из рассказа Л.Б. Терентьевой "Простое. Двусоставное".

НРК Толковый словарь, словари антонимов. Коми-русский словарь.        

Контрольный диктант по теме «Правописание корней, приставок, суффиксов».

Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография».

Лексикология и фразеология.

Понятие о лексикологии.

 Лексикология как раздел науки о языке.

 Лексика как словарный состав языка. Слово- основная единица языка.

 Словарное богатство русского языка. Русский речевой этикет.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.

Однозначные и многозначные слова.

 Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.

 Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Историческая изменчивость словарного состава языка.

Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.

Старославянизмы. Их стилистические функции.

 Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке.

 Словари иностранных слов и их использование.

Устаревшие слова и неологизмы.

Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы.

 Общеязыковые  индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов и текстах.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.

Диалектизмы, профессионализма, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.

Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Их значение и особенности употребления фразеологизмов в речи.

Выразительность фразеологизмов.

Понятие об этимологии как науки о происхождении слов и фразеологизмов.

 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Оценка речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

          РР Фразеологизмы. Лексические средства связи предложений.

РР Анализ текста.

НРК Происхождение лексики русского и коми языков.

НРК Толковые словари рус. языка. Поговорки, пословицы, афоризмы. «Кошмарики» М. Каганцева.

Грамматика. Морфология.

 Понятие о морфологии.

Система частей речи в русском языке. Основания их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

 Части речи самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи.

Имя существительное. Понятие о существительном.

Нарицательные и собственные имена существительные.

Правописание собственных имен существительных (заглавная буква и кавычки). Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Род как постоянный признак имен существительных.

Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Система падежей в русском языке и типы склонения имен существительных. Склонение существительных в единственном числе.

 Склонение существительных во множественном числе.

 Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные.

Правописание суффикса -ен в существительных на  -МЯ.

Неизменяемые существительные. Словообразование имен существительных с помощью суффиксов, приставок. Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; онк- (-онок-), -еньк- после шипящих; суффиксов чик-, -щик-.

Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных.

         РР Киносценарий.

РР Составление киносценария

РР Контрольное сочинение.

РР  Комплексный анализ текста.

         РР Подготовка к изложению повествовательного характера.

РР Написание изложения повествовательного характера.

НРК Анализ текста В.Чисталева «Прометей Ионович»  с точки зрения имен собственных и нарицательных.

РР Контрольное сочинение.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Повторение.

Повторение изученного в 5 классе.

НРК Анализ сказки Е.Габовой "Гришуня на планете Лохматиков" с целью усвоения пунктуации при прямой речи.

6 класс.

Введение.

 Русский язык — один из богатейших языков мира.

НРК. Государственные  языки РК.        

Повторение изученного в 5 классе.

          РР  Повторение. Текст.

          РР  Темы узкие и широкие. Анализ текста К.Жакова «Японка-горничная»

          РР  Сочинение-рассказ   по личным впечатлениям.

          РР  Анализ сочинения.        

  РР Простой и сложный план. Работа по тексту К.Жакова «Сквозь строй жизни»

 НРК Анализ названия произведения К.Жакова «Японка-горничная» с точки зрения темы (широкой и узкой).

НРК Составление плана (сложного) по тексту К. Жакова «Сквозь строй жизни».

Контрольная работа №1 по теме «Повторение».

Грамматика. Морфология.

Самостоятельные части речи.

Глагол. Понятие о глаголе.

 Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению

Правописание не с глаголами. Инфинитив.

Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.

Буква ъ в инфинитиве. Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -тъся в глаголах.

 Глаголы совершенного и несовершенного вида.

 Их значение и образование. Правописание корней –бир -бер-, -мир        -мер-, -тир-тер- и др. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение. Прошедшее время.

Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.

Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л, в глаголах прошедшего времени.

гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида.

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.

Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени. Лицо и число глагола. Значение 1,2, 3-го лица. Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа. Спряжение глаголов.

 Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Буквы е-и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.

 Правописание бы с глаголами в условном наклонении.

 Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении. Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.

 Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

       РР Подготовка к подробному изложению с использованием сложного плана по тексту К. Паустовского «Желтый свет»

РР Написание подробного изложения с использованием сложного плана по тексту К. Паустовского «Желтый свет»

РР Подготовка к домашнему сочинению по личным наблюдениям с использованием сложного плана  «Природа родного края»

         РР Что такое эпиграф?

РР Сочинение с эпиграфом.

РР Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

РР Официально - деловой стиль.

          РР Художественное повествование. Рассказ.

РР  Комплексный анализ текста  К.Жакова «Между тем ночь спускалась».

НРК Подготовка к домашнему сочинению по личным наблюдениям с использованием сложного плана  «Природа родного края».

НРК Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. Работа по тексту «Героями коми преданий...»

НРК  Комплексный анализ текста  К.Жакова «Между тем ночь спускалась».

НРК Обобщение по теме «Глагол» (по тексту П.Столповского «Замор»).

Контрольная работа №2 по теме «Глагол».

Прилагательное.

Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи.

Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных.

Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе.

Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.

Склонение полных прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Имена прилагательные с суффиксом -ий.

 Особенности падежных окончаний этих прилагательных.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий. Прилагательные с суффиксами -ин (-ын), -ов (-ев).

Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.

Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.

 Одна и две буквы и в суффиксах прилагательных. Правописание суффиксов -к- и -ск- Правописание не с прилагательными.

 Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.

         РР Подготовка к изложению, близкому к тексту с включением описательного оборота (по рассказу И.Тургенева «Воробей» )

РР Написание изложения, близкого к тексту (по рассказу И.Тургенева «Воробей»)

        РР Описание природы (работа по тексту Юхнина «Алая лента»)

РР Выборочное изложение с описанием природы по тексту И.В.Коданевой «Праздник весны».

          РР Подготовка к контрольному изложению, близкому к тексту с элементами описания природы (по тексту Н.Носова «Снегири»)

РР Написание контрольного изложения, близкого к тексту с элементами описания природы (по тексту Н.Носова «Снегири»)

        РР Описание помещения (работа по тексту Юхнина «Алая лента»)

РР Сочинение -описание помещения.

РР  Описание костюма. Описание коми костюма.

          НРК Описание природы (работа по тексту Юхнина «Алая лента»)

НРК Выборочное изложение с описанием природы по тексту И.В.Коданевой «Праздник весны».

НРК Описание помещения (работа по тексту Юхнина «Алая лента»)

НРК Описание костюма. Описание коми костюма.

НРК Правописание НЕ с прилагательными (работа с текстом П. Столповского «Пустой выстрел»).

Контрольная работа №3 по теме «Имя прилагательное».

     Подготовка к контрольному изложению, близкому к тексту с элементами описания природы (по тексту Н.Носова «Снегири»)

 Написание контрольного изложения, близкого к тексту с элементами описания природы (по тексту Н.Носова «Снегири»).

Имя числительное.

Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи. Имена числительные простые, сложные и составные.

Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.

Правописание удвоенной согласной в числительных

Правописание мягкого знака в числительных.

Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.

Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.

Порядковые числительные, их значение и изменение.

Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.

 Дробные числительные, их значение и изменение.

Правописание падежных окончаний имен числительных.        

         РР Подготовка к подробному изложению с элементами сочинения-описания костюма коми.

РР Написание подробного изложения с элементами сочинения-описания костюма коми.

РР Комплексный анализ текста  с разными типами речи. Работа по тексту-интервью Е. Рочева журналу «Арт».

РР Рассказ на основе картины, включающей описание (по картине Ф.Решетникова «Прибыл на каникулы»).

         НРК Подготовка к подробному изложению с элементами сочинения-описания костюма коми.

НРК  Написание подробного изложения с элементами сочинения-описания костюма коми.

НРК Комплексный анализ текста  с разными типами речи. Работа по тексту-интервью Е. Рочева журналу «Арт».

Контрольная работа №4 по теме «Имя числительное».

Наречие.

 Имя состояния. Понятие о наречии как части речи.

 Роль наречий в речи.

 Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Степени сравнения наречий. Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.

 Правописание суффиксов -о — -е после шипящих.

 Правописание и и нн в наречиях на -о. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-. Дефисное написание наречий с приставками по-, (во-), а также наречий, образованных повтором слов.

Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

 Слитное и раздельное написание наречий (по списку).

 Понятие об именах состояния.

 Признаки имен состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция- сказуемое в безличных предложениях.

 Группы имен состояния по значению.

 Сходство и различие наречий и имен состояния.

         РР Комплексный анализ текста - рассуждения научного стиля

РР Сочинение-рассуждение на грамматическую тему.

          РР Морфологические средства связи. Наречие.

          РР Подготовка к сжатому изложению текста-рассуждения в художественном стиле (по тексту К.Паустовского «О дождях»)

РР Написание сжатого изложения текста-рассуждения в художественном стиле (по тексту К.Паустовского «О дождях»)

НРК Правописание О-Е в разных частях речи. Работа с текстом К.Жакова «Охотник Максим»

НРК Практическое занятие «Правописание наречий» с использованием текста  Н.Н.Куратова «Давайте знакомиться и дружить».

НРК Морфологический разбор наречий. Работа по тексту Запорожцевой И.В. «Белая земля».

Контрольная работа №5 по теме «Наречие. Слова состояния».

Местоимение.

 Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая).

Роль местоимений в речи.

Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями).

Изменяемые и неизменяемые местоимения. Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.

Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении. Правописание местоимения с предлогами.

Прописная буква в формах вежливости. Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.

Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Относительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Запятая между частями сложного предложения, соединенными относительным местоимением. Неопределенные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия неопределенных местоимений.

Правописание неопределенных местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь. Правописание не в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые; роль в предложении. Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.

 Определительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Указательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.

         РР Морфологические средства связи. Местоимения.

          РР Подготовка  к контрольному сочинению- рассуждению в художественном стиле.

          РР Написание контрольного сочинения-рассуждения в художественном стиле.

НРК Правописание местоимений - наречий. Диктант по тексту И. Коданевой «Кто сильнее испугался».

Контрольная работа №6 по теме «Местоимение».

          Подготовка  к контрольному сочинению- рассуждению в художественном стиле.

          Написание контрольного сочинения-рассуждения в художественном стиле.

Повторение.

НРК. Синтаксис и пунктуация. Работа тексту И. Коданевой «Праздник весны».

7   класс.

Введение.

Литературный русский язык.

 Нормы литературного языка, их изменчивость.

Повторение изученного в 5 — 6 классах.

РР. Типы речи. Описание общего вида местности (родного города)

         РР Подготовка к сжатому изложению по сказке «Как заяц Епу охотника проучил»

         РР Написание сжатого изложения - описания местности с диалогом по сказке «Как заяц Епу охотника проучил»

РР Сочинение - описание «Мой любимый уголок природы» (По материалам о природе Коми)

РР Описание действий (трудовых процессов).

НРК Типы речи. Описание общего вида местности (родного города)

         НРК Подготовка к сжатому изложению по сказке «Как заяц Епу охотника проучил»

         НРК Написание сжатого изложения - описания местности с диалогом по сказке «Как заяц Епу охотника проучил».

НРК Сочинение - описание «Мой любимый уголок природы» (По материалам о природе Коми).

Контрольная работа №1 по теме «Повторение».

Причастие.

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

 Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия.

Причастный оборот.

 Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий.

 Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами –вши-, -ш-.

Словообразование страдательных причастий.

 Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных в причастиях перед нн и н. Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями.

         РР Подготовка к изложению-повествованию с элементами рассуждения и описания по тексту Т. Федорова «Когда наступает рассвет».

          РР Написание изложения-повествования с элементами рассуждения и описания по тексту Т. Федорова «Когда наступает рассвет».

          РР Подготовка к  домашнему сочинению - описанию трудового процесса по личным впечатлениям.

           РР Описание действий в спорте, играх.

           РР Повествование. Рассказ на основе услышанного.

          РР Подготовка к контрольному изложению с изменением лица по тексту сказки «Ема-Чага».

            РР Написание контрольного  изложения по тексту сказки «Ема-Чага».        

           НРК Подготовка к изложению-повествованию с элементами рассуждения и описания по тексту Т. Федорова «Когда наступает рассвет».

            НРК  Написание изложения-повествования с элементами рассуждения и описания по тексту Т. Федорова «Когда наступает рассвет».

          НРК  Подготовка к контрольному изложению с изменением лица по тексту сказки «Ема-Чага».

            НРК  Написание контрольного  изложения по тексту сказки «Ема-Чага».        

            Контрольная работа №2 по теме «Правописание гласной в суффиксах причастия».

            Подготовка к контрольному изложению с изменением лица по тексту сказки «Ема-Чага».

             Написание контрольного  изложения по тексту сказки «Ема-Чага».        

Деепричастие.

 Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

 Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Правописание не с деепричастиями.

Деепричастный оборот

Выделение запятыми деепричастного оборота.

Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

РР Сообщение.

         РР Подготовка к сочинению - заметке в газету (деловое описание)на местном материале.

РР Написание сочинения - заметки в газету (деловое описание) на местном материале.

         НРК Подготовка к сочинению - заметке в газету (деловое описание)на местном материале.

НРК Написание сочинения - заметки в газету (деловое описание) на местном материале.

Контрольная работа №4 по теме «Деепричастие».

                    Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.

Служебные части речи.

Общее понятие о служебных частях речи.

Предлог.

Понятие о предлоге.

 Назначение предлогов в речи.

 Разряды предлогов по значению.

 Многозначность некоторых предлогов.

 Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Простые и составные предлоги.

Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).

Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов.

 Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

РР Устное выступление на лингвистическую тему.

Контрольная работа №5  по теме «Предлог».

Союз.

Понятие о союзе.

 Назначение союзов в речи.

Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.

Простые и составные союзы.

 Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.

Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы.

 Употребление сочини тельных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.

Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.

 Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных  союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.

 Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов чтобы. оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).

РР Сочетание разных типов речи. Отзыв о книге.

          РР Подготовка к сочинению - отзыву о книге К. Жакова «Сквозь строй жизни»

 РР Написание сочинения - отзыва о книге К. Жакова «Сквозь строй жизни»очинение - отзыв о книге.

НРК Сочинение - отзыв о книге К. Жакова «Сквозь строй жизни».Подготовка к написанию.

НРК Написание сочинения-отзыва о книге К.Жакова «Сквозь строй жизни».

Контрольная работа №6 по теме «Предлог и союз».

Частица.

 Понятие о частицах.

Разряды частиц по значению и употреблению.

 Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).

Правописание -то, -либо. -нибудь, кое-, -ка, -таки.

РР Характеристика литературного героя. Подготовка к выборочному изложению - характеристике литературного героя (М. Горький «Детство»)

РР Характеристика литературного героя. Подготовка к выборочному изложению - характеристике литературного героя (М. Горький «Детство»).

Контрольная работа №7 по теме «Частица».

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.

Междометие.

 Понятие о междометии.

 Основные функции междометий.

Разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

 Знаки препинания при междометиях.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

 Основные средства выразительности в морфологии.

РР Общая характеристика публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк).

     

Повторение.

РР Изложение с  элементами сочинения-рассуждения  по тексту И.В. Коданевой «Водяной». Подготовка к написанию.

РР Изложение с  элементами сочинения-рассуждения  по тексту И.В. Коданевой «Водяной». Написание.

РР Анализ сочинения_рассуждения

НРК Изложение с  элементами сочинения-рассуждения  по тексту И.В. Коданевой «Водяной». Подготовка к написанию.

НРК Изложение с  элементами сочинения-рассуждения  по тексту И.В. Коданевой «Водяной». Написание.

Контрольная работа №8 по теме «Повторение».

       Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения-рассуждения по тексту И.В. Коданевой «Водяной».

Написание контрольного изложения с элементами сочинения-рассуждения по тексту И.В. Коданевой «Водяной».

8 класс.

Введение

Русский язык — родной язык.

НРК  Роль коми языка в РК.

Повторение изученного в 5 — 7 классах.

          РР Анализ контрольной работы №1. Синтаксические средства связи.

РР Микротекст и микротема. Изложение, близкое к тексту.

Контрольная работа №1 по теме «Повторение».

Синтаксис и пунктуация.

Понятие о синтаксисе.

 Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.

 Способы подчинительной связи.

 Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования. Принципы русской пунктуации.

Знаки препинания и их функции.

 Одиночные и парные знаки препинания.

Сочетания знаков препинания.

Словосочетание.

Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний.

 Цельные словосочетания.

Предложение.

 Понятие о предложении.

 Строение предложений.

Интонация конца предложения.  

Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.

 Предложения утвердительные и отрицательные.

 Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

        РР Средства связи предложений в тексте. Текст Г.Фёдорова «Когда наступает рассвет»

         РР Порядок слов. Комплексный анализ текста. Текст Г.Фёдорова «Когда наступает рассвет».

         НРК Средства связи предложений в тексте. Текст Г.Фёдорова «Когда наступает рассвет»

         НРК Порядок слов. Комплексный анализ текста. Текст Г.Фёдорова «Когда наступает рассвет».

         НРК Анализ   текста Я.Рочева «Два друга».

          Контрольная работа №2 по теме «Словосочетание и предложение» по тексту Я.Рочева «Два друга».

     

Простое предложение.

Главные члены предложения.

 Второстепенные члены предложения.

Основные виды простого предложения.

Порядок слов в предложении.

 Логическое ударение.

Подлежащее. Способы его выражения.

Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Определение.

Согласованное и несогласованное определение.

Приложение как вид определения. Дефис при приложении

Дополнение. Его основные значения и способы выражения.

 Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.

 Многозначные члены предложения.

Распространенные члены предложения.

 Синтаксические функции инфинитива.

 Выделение запятыми обстоятельств, выражениях деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

РР Подготовка к написанию сжатого  изложения с элементами сочинения.

РР Написание сжатого изложения.

НРК Сжатое изложение с элементами сочинения по тексту Т.Юшкова "Чугра". Подготовка.

НРК Сжатое изложение с элементами сочинения по тексту Т.Юшкова "Чугра". Написание.

Контрольная работа №3  по теме «Главные и второстепенные члены предложений».

Подготовка к написанию контрольного сжатого  изложения с элементами сочинения.

 Написание контрольного сжатого изложения.

Односоставные предложения.

 Понятие об односоставных предложениях.

 Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.

 Особенности использования односоставных предложений в речи.

Синонимика.двусоставных и односоставных предложений.

 Знаки препинания в конце назывных предложений.

         РР Описание по воображению и памяти (на местном материале).

          РР Сочинение на экологическую тему (на местном материале).

          РР Анализ сочинений

НРК Сочинение - описание по воображению и памяти (на местном материале). Сочинение на экологическую тему (на местном материале). Подготовка.

НРК Сочинение - описание по воображению и памяти (на местном материале). Сочинение на экологическую тему (на местном материале). Написание.

 Контрольная работа №4 по теме «Односоставные предложения».

Полные и неполные предложения.

Неполные предложения в речи.

 Строение и значение неполных предложений.

Тире в неполном предложении.

Осложненное предложение.

Предложения с однородными членами.

 Понятие об однородных членах предложения.

Средства связи однородных членов.

Союзы при однородных членах, их разряды по значению.

 Запятая между однородными членами.

Однородные и неоднородные определения.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

 Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

РР Составление киносценария.

РР Подробное изложение с выражением субъективной оценки. Подготовка.

РР Подробное изложение с выражением субъективной оценки. Написание.

НРК Подробное изложение с выражением субъективной оценки по тексту В.Юхнина "Алая лента". Подготовка.

НРК. Подробное изложение с выражением субъективной оценки по тексту В.Юхнина "Алая лента". Написание.

Контрольная работа №5 по теме «Однородные члены предложения».

Предложения с обособленными членами.

 Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.

Общие условия обособления определений.

Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами.

 Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения.

Знаки препинания при обособленных приложениях.

Обособленные обстоятельства.

 Способы их выражения и разновидности значения.

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.

         РР Сравнение - разновидность рассуждения.

РР Контрольное  сочинение сравнительная характеристика по 2 и более литературным источникам.

РР Психологический портрет.

РР Сочинение-на морально-этическую тему с введением психологического портрета.

Контрольная работа №6 по теме «Обособленные члены предложений».

Контрольное  сочинение сравнительная характеристика по 2 и более литературным источникам.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями.

 Слова-предложения.

Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте.

 Интонация вводности.

 Основные смысловые разряды вводных слов.

Вводные предложения.

Вставные слова и конструкции.

 Синонимия вводных конструкций.

Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.

Выделение на письме вводных предложений.

Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания.

Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.

Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию.

Роль обращения в речевом общении.

 Этические нормы использования обращений.

 Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи. Знаки препинания при обращении.

Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.

РР Устные выступления учащихся на заданную тему. Конспект. Аннотация.

РР Устные выступления учащихся на заданную тему. Конспект. Аннотация.

Контрольная работа №7 по теме «Вводные слова, обращения».

Повторение.

9 класс.

Введение.

 Богатство, образность, точность русского языка.

Повторение изученного в 8 классе.

НРК  Лексика и фразеология. Анализ текста К. Жакова «Охотник Максим».

Контрольная работа №1  по теме «Повторение».

                                           Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение.

 Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.

 Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.

Сложносочиненные предложения

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей.

 Значения сочинительных союзов.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

РР Рецензия. Аннотация.

РР  Сочинение - рецензия на произведение  К. Жакова «Охотник Максим».

НРК  Сочинение - рецензия на произведение  К. Жакова «Охотник Максим».

Контрольная работа №2 по теме «Сложносочинённые предложения».

Сложноподчиненные предложения.

Строение сложноподчиненных предложений

Главные и придаточные предложения.

Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения.

Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные.

Синонимика простых и сложноподчиненных предложений.

 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

РР Портретный очерк.

РР Сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению.

РР  Подробное изложение - рассуждение с элементами описания.

РР Анализ текста В.Чисталёва «Земля моя родная».

НРК Синонимия простых осложнённых и сложных союзных предложений. ПП и сложные предложения в коми языке.

НРК Подробное изложение - рассуждение с элементами описания.

НРК Анализ текста В.Чисталёва «Земля моя родная».

Контрольная работа №3 по теме «Сложноподчиненные предложения»        .

Сложные бессоюзные предложения.

 Значения сложных бессоюзных предложений.

Интонационные средства их выражения.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

РР Сжатое изложение с элементами сочинения (повествование).

РР Стили речи, обобщение. Разговорный, научный и официально - деловой стиль.

РР Составление деловых бумаг.

Контрольная работа №4 по теме ««Сложные бессоюзные предложения».

Сложные предложения с разными видами связи.

 Понятие о сложных предложениях с разными видами связи.

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

РР Публицистический и художественный стили речи.

НРК Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. Анализ текста Ю.Екишева «Дыхание ветра».

Контрольная работа №5 по теме «сложные предложения с разными видами связи».

Способы передачи чужой речи.

Предложения с прямой речью.

Предложения с косвенной речью.

Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Цитаты. Способы цитирования.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

 Знаки препинания при цитатах.

РР Средства выразительности речи. Сочинение на свободную тему (выбор жанра и стиля).

РР Средства выразительности речи. Работа по тексту А.Некрасова «Уроки сыну».

НРК Работа по тексту А.Некрасова «Уроки сыну».

Контрольная работа №6  по теме «Способы передачи чужой речи».

Общие сведения о русском языке.

Наука о русском языке и ее основные разделы.

Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык среди других славянских языков.

 Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

 Русский язык как развивающееся явление.

 Лексические и фразеологические новации последних лет.

РР Выступления учащихся на лингвистическую тему (стиль, жанр по выбору).

НРК  Роль языка (русского и коми) в жизни общества.

НРК Коми язык – государственный язык РК.

НРК  Коми язык среди других финно-угорских языков.

Повторение.

 Знаки препинания, их функции.

Одиночные и парные знаки препинания.

Сочетания знаков препинания.

Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с  использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи. Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы. Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах. Извлечение необходимой информации из словарей.

Основные средства связи между частями текста. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса.

Выявление единицы языка с национально-культурным компонентом, их значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других). Культура межнационального общения.

          РР Сжатое изложение с творческим заданием и тестом (по типу ЕГЭ).

РР Сжатое изложение с творческим заданием и тестом (по типу ЕГЭ).

           РР Контрольное сочинение-рассуждение (по типу ЕГЭ).

РР Контрольное сочинение-рассуждение (по типу ЕГЭ).

           Контрольное сочинение-рассуждение (по типу ЕГЭ).

Контрольное сочинение-рассуждение (по типу ЕГЭ).

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения русского языка ученик должен

 

знать/ понимать:

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Производить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

Аудирование и чтение.

 Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Говорение и письмо.

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной ( на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

Увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Критерии оценки

письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.

Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе .

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимися

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Нормы оценки письменных контрольных работ.

I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант.

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий

рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность и логичность изложения;

правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

                                     Нормы оценивания тестовых заданий.

Балл

Степень выполнения задания

«5»

90-100 % выполнения предложенных заданий

«4»

75-89 % выполнения предложенных заданий

«3»

74-55 % выполнения предложенных заданий

«2»

менее 55% выполнения предложенных заданий

Критерии оценки проектных работ.

1) Самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) презентация содержания проекта;

6) использование средств наглядности, технических средств;

7) ответы на вопросы.

Экспертный лист для оценки проектов.

1.Название проекта_______________

2.Авторы проекта (Ф.И.О)_________________

3.Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:

1.Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла.

2.Достаточно полно соответствует данному критерию - 2 балла.

3.Частично соответствует данному критерию - 1 балл.

4.Не соответствует данному критерию - 0 баллов.

Первая часть. Экспертиза проекта.

Критерии оценки разработанного проекта

Баллы

1 . Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её расширения знаний из разных областей науки и практики

3. Полнота и содержательность представленного проекта

4. Оригинальность решения проблемы

5. Оформление проекта

Общая сумма баллов

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1 . Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

4. Активность каждого автора проекта

Общая сумма баллов

Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

Баллы

1. Умение раскрывать сущность реализованного проекта и его основные результаты

2. Форма представления проекта

3. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Общая сумма баллов

Главное достоинство проекта:_______________________________________________

Слабые стороны проекта:___________________________________________________

Основной вывод эксперта:__________________________________________________

Список литературы для учащихся.

1.Бабайцева В.В. Чеснокова Л.Д. Русский язык. 5-9 классы. Москва, «Дрофа», 2004 год.

2.Никитина Е.И. Русская речь. 5 - 9 класс. Москва, «Дрофа», 2004 год.

3.Русский язык. Практика. 5  класс. (Под редакцией А.Ю.Купаловой, Москва, «Дрофа», 2005 год.)

4.Русский язык. Практика. 6 класс. (Под редакцией Г.К.Лидман-Орловой, Москва, «Дрофа»,2005 год.)

5.Русский язык. Практика.7 - 9 класс. (Под редакцией С.Н.Пименовой, Москва, «Дрофа», 2005 год.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК под ред.В. В. Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК под ред. В. В. Бабайцевой. Содержание: пояснительная записка, КТП и др....

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по УМК В.В. Бабайцевой, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловаой, и др.

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена  в соответствии с  законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации росс...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по УМК В.В. Бабайцевой, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловаой, и др.

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена  в соответствии с  законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации росс...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе под.ред. В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русско...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по УМК В.В. Бабайцевой)

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по УМК В.В. Бабайцевой) состоит из Пояснительной записки, учебно-тематического и учебно-календарного планирования....

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой

Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 о...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы. Авторы: В,В.Бабайцева (углубленный уровень).

Рабочая программа по русскому языку. 5-9 классы.Автор: В.В.Бабайцева (углубленный уровень)...