Подготовка к изложению по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Изложение с языковым анализом. Суть этой работы заключается в том, чтобы выявить, какие языковые средства отобраны автором при создании текста и с какой целью он это делал.
“Первый снег” - рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу “Летние дни”. Работая над этим текстом, обучающиеся должны рассмотреть, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратить внимание на лексику и синтаксические особенности предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozh_2.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
- Тема урока: Изложение по рассказу К.Г. Паустовского «Первый снег»
- Класс: 6
- Цели и задачи урока:
1)показать систему языковых средств, использованных в тексте; обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка;
2)развивать творческие возможности учащихся;
3) учить понимать и ценить красоту русского языка.
- Тип урока: урок развития речи
- Форма урока: традиционная
- Методы и приёмы: беседа, слово учителя, анализ текста
- Наглядность и технические средства обучения: иллюстрации к рассказу
- Использованная литература:
- Коровина В. Я. От упражнений к системе развития речи.— М., Просвещение,1996.
- Никитина Е.И. Русская речь. - М.: Дрофа, 2000.
- План урока:
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Вступительная беседа (2 мин.)
3. Объяснение новой темы (10 мин.).
4. Формиров ЗУНов (22 мин.).
5. Написание изложения: черновик (25 мин.), чистовик (20 мин.)
ДМ | МО | Содержание учебного материала | ДЗ | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1.Организационный момент 2. Вступительная беседа. 3.Объясн. новой темы 4.Формиров ЗУНов 5.Написание изложения | Слово учителя Беседа Чтение текста учителем. Беседа по тексту Составление плана. Языковой анализ текста. | Ребята, сегодня мы на уроке будем писать изложение с языковым анализом. Суть этой работы заключается в том, чтобы выявить, какие языковые средства отобраны автором при создании текста и с какой целью он это делал. “Первый снег” - рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу “Летние дни”. Работая над этим текстом, мы еще раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратим внимание на лексику и синтаксические особенности предложений. К.Г.Паустовский - это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. Вы знаете, что он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и цветах. Но он не только любовался природой, он хотел найти в ней объяснение человеку - его поступкам, мыслям, его желаниям. Ребята, многим из вас уже исполнилось 9-10 лет, вы уже не один раз видели первый снег. Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром. А какие чувства у вас вызывает первый снег? А теперь давайте прочитаем рассказ К.Г.Паустовского “Первый снег”, где он описывает свои чувства, когда, проснувшись, увидел за окном первый снег. Рувим - это человек, который путешествовал вместе с Паустовским. Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ? Определите тип речи и стиль этого текста. Докажите свое мнение. Назовите тему текста, о чем он? Повествование озаглавлено “Первый снег”. Что отражено в заглавии: тема или идея текста? На доске записан план этого текста, он состоит из шести частей. Четыре из них озаглавлены. Остальные части вам нужно будет озаглавить. Но вначале найдем в тексте эти шесть частей. (Учитель и ученики отмечают в тексте шесть частей в соответствии с планом). Можно ли оставить заголовки первых четырех пунктов такими, какими они записаны на доске. Почему? Озаглавьте пятую и шестую части. Объясните свой выбор. А теперь давайте займемся главной нашей работой - посмотрим, какие языковые средства и почему использовал автор в своем тексте. Текст начинается со слова “однажды”. Такое начало характерно для повествовательного типа речи. Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование. В первом предложении он указывает, при каких обстоятельствах и с кем произошло событие, о котором будет рассказано. На слова “странное (ощущение)”, “оглох (во сне)” падает логическое ударение. Эти слова автор использовал для того, чтобы подготовить нас к рассказу о переходе осени в зиму, о первом снеге. Ребята, какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении? Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая - “мертвая” тишина; перестал дождь - умер дождь, прекратился ветер - умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад - умер сад. Что нарушает эту тишину? Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит. А почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”? Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”. Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и “ровным”? Как автор избегает повторения слова “окно”? Ребята, с чем сравнивает автор снег? Почему? И опять упоминается о тишине: “Потом снова все стихло”. Обратите внимание, сколько много глаголов в четвертой и пятой частях текста: я увидел, птица села, ветка закачалась, посыпался снег, птица поднялась, полетела, снег сыпался, все стихло. Даже если мы употребим только подлежащее и сказуемое, все равно будет понятно, что произошло за окном. Но чего не хватает получившемуся тексту без второстепенных слов? Прочитайте последний абзац. Мы его назвали “Первый снег очень к лицу земле”. Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать? Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой? Запишите слова Рувима как сложное предложение. Выберите удобный для вас вариант, объясните постановку знаков препинания. Далее идет работа с орфограммами (слова записаны на доске). После этого текст читается в последний раз. | Это повествовательный тип речи, так как в тексте говорится о событии, он отвечает на вопрос “что произошло?”, к тексту можно сделать одну фотографию. Преобладают глаголы, обозначающие движение и состояние. Стиль - художественный, так как основная его цель - воздействовать на чувства читателей. Из этого рассказа мы узнаем, какие чувства, ощущения испытал автор, когда увидел, что выпал первый снег. Это также рассказ о том, как изменилась земля после того, как выпал первый снег. В заглавии отражена тема. Идея, главная мысль текста другая. Автор говорит нам, читателям: “Человек, остановись, посмотри, как прекрасен этот мир, как чиста природа, полюбуйся этой красотой”. Я думаю, что первые четыре части можно озаглавить так, как они озаглавлены на доске. В первой части говорится о странном ощущении, во второй части - о “мертвой” тишине, так как все умерло: и дождь, и ветер, и сад; в третьей - о том, что увидел автор в окно; в четвертой части говорится, о чем подумал автор. Пятую часть можно озаглавить “Визит птицы”, “Птица за окном”, потому что в ней говорится о том, что в сад прилетела птица. Шестую часть можно озаглавить “Первый снег очень к лицу земле”. Это главная мысль шестой части. В переносном значении употреблены “мертвая” тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Употреблением слов “мертвая”, “умер” автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох. Эту тишину нарушает только посапывание кота. Сад был такой, потому что вечером дул ветер, качались деревья, ветки бились друг о друга, и это создавало шум. А то, что деревья качались, создавало впечатление, что сад о чем-то беспокоится. Сад шумный, волнующийся, трепещущий. Свет был белый, потому что он исходил от снега. Свет был ровный, потому что исходил от всего снежного полотна. Этот ровный свет не могут прервать плывущие по небу тучи. Вместо слова “окно” автор пишет “за стеклами”. Этим он избегает нежелательного повтора. Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому что каждая снежинка блестит и переливается при лунном свете. Без второстепенных членов отсутствуют те подробности, благодаря которым текст становится интересным, запоминающимся, художественным. К. Г. Паустовскому нужно было показать, что не один он восхищается этой красотой, что Рувим тоже это заметил. Это может заметить каждый человек, только нужно остановиться и посмотреть вокруг. Земля нарядная, так как она покрыта блестящим снегом. Белая одежда считается нарядной, а также такого цвета платье у невесты. Но земля застенчивая, потому что она только в белом, без украшений. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал, что первый снег очень к лицу земле. | Организовать класс Раскрыть существенные признаки изучаемых явлений Применение на практике полученных знаний Раскрыть существенные признаки изучаемых явлений Обеспечить понимание материала Выяснить степень осознанности нового материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи. Подготовка к изложению по тексту И.Медведевой «Поговорим о бабушках».
Данный урок можно провести в 6-8 классах в III-IVчетвертях, когда особенности всех стилей и типов речи рассмотрены, так как анализируемый текст включает фрагменты разных типовых значений. Предус...
Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"
Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....
Урок русского языка на тему: «Описание животного. Подготовка к изложению по тексту рассказа А.И.Куприна «Ю-ю»
Данная разработка урока позволит учителю совершенствовать технику чтения, развивать орфографическую зоркость учащихся, вырабатывать умения работы с текстом....
Урок развития речи. Подготовка к изложению по тексту рассказа В.Астафьева "Музыка"
9 класс- период нравственного самопознания и самоуглубления, а также этап более глубокого литературного образования, этот период играет огромную роль в формиров...
2 класс. Подготовка к изложению деформированного текста
Подготовка к изложению деформированного текста "Ёжик"....
Подготовка к изложению по тексту Василия Пескова «Володькины журавли»
В подростковом возрасте обучающиеся интересуются историей родного языка, у них формируются взгляды на окружающий мир, эстетические, нравственные чувства, поэтому выбранный мной текст имеет воспитатель...
Урок развития речи. Подготовка к изложению по тексту из книги Татьяны Львовны Сухотиной
Урок развития речи. Подготовка к изложению по тексту из книги Татьяны Львовны Сухотиной...