Рабочая программа кружка "Юный лингвист"
рабочая программа по русскому языку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли.
Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком.
Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок,
строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.
Кружок « Юный лингвист» предназначен для учащихся 6-11 классов. Программа кружка рассчитана на 68ч. (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_lingvist.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Юный лингвист»» по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.
В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.
Кружок « Юный лингвист» предназначен для учащихся 6-11 классов Программа кружка рассчитана на 68ч. (2 часа в неделю).
Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
2. Цель :
Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
воспитать любовь к русскому языку; научить бережно обращаться с ним;
выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;
расширить представление о русском языке, его возможностях;
обучить речевому этикету;
помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
обогатить словарный запас;
подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.
Задачи :
Формировать эстетический вкус, уважение к труду.
Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.
Совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства языковых средств в различных ситуациях общения.
Воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке
3. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения русского языка ученик должен
Знать/понимать функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
Уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
Аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях основными приемами информационной переработки устного и письменного текста.
Говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Методы и формы работы
- беседы;
- творческие задания;
- тесты;
-исследования;
- конкурсы;
- семинары
- проекты
- практические работы;
- игры;
4. Ожидаемые результаты.
Предлагаемый курс даёт возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Кроме этого систематическое и целенаправленное формирование у школьников навыков лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов откроют способность оценить эстетическую ценность любого текста, объяснить языковые истоки его образности и выразительности, уметь отличать подлинно талантливый текст от пустого вычурного текста, не имеющего никакой художественной ценности.
Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.
Содержание курса
Раздел 1.
О слове.
Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.
Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Работа с этимологическим словарём.
Раздел 2.
Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке.
Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.
Раздел 3.
Слово и его системные отношения.
Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов.
Лингвистические словари.
Раздел 4.
Лексическое богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Работа с толковыми словарями.
Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Раздел 5.
Речевая культура.
Языковые нормы:
орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические нормы.
Учебно-тематическое планирование
занятий кружка «Юный лингвист»
№ | тема занятия | кол.часов | виды деятельности | Дата планируемая | Дата фактич |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. | Раздел 1. Из истории письменности Начальные сведения о происхождении слов Назначение языка Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества Значение языка для жизни общества Слово-заповедь Творческая работа Работа с этимологическим словарём Раздел 2. Старое и новое в слове Из истории слов и выражений Народное слово в литературном языке Почему мы так говорим Литературный калейдоскоп Раздел 3. Слово и его системные отношения Сколько слов в русском языке Сколько мы знаем слов Активные и пассивные слова Группы слов Лингвистические словари Раздел 4. Лексическое богатство русского языка Лексическое значение слова Способы определения значения слова Слова однозначные и многозначные Употребление многозначных слов в произведениях словесности Омонимы, их отличие от многозначных слов Роль омонимов в художественных произведениях Синонимы, их роль в художественных произведениях Антонимы, их роль в художественных произведениях Неологизмы, их роль в художественных произведениях Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении Фразеологизмы, их выразительность Работа с толковыми словарями Создание собственных текстов Раздел 5. Речевая культура- языковые нормы: орфоэпические нормы Лексические нормы Грамматические нормы Синтаксические нормы | 2 2 2 2 2 2 1 3 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 1 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | работа с источником информации: составление тезисов лекции ролевая игра работа с текстами защита мини – проектов работа с источником информации творческая работа «Сердце слова» работа со словарём; составление словарной статьи составление вопросника к лекции составление заметок на школьный стенд дискуссия поиск в художественных текстах составление тезисов к лекции мини-исследование лингвистическая дуэль беседа работа со словарями запись тезисов коллективное обсуждение работа со словарями анализ фрагментов из художественных произведений работа с текстами работа с текстами самостоятельный подбор текстов исследование текстов неологизмы в творчестве В Маяковского архаизмы в лирике А.С.Пушкин подражание образцу работа со словарями выступление на занятии тестирование тестирование тестирование тестирование |
Литература для учителя
1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 2005.
3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 2011.
4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 2012
Интернет-ресурсы
Литература для учащихся
- А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 2010.
- И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 2014.
- Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 2012.
- Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.
- Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 2007.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара
Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...
КВН по русскому языку "Юные лингвисты"
Занимательные формы работы по русскому языку...
КВН по русскому языку "Юные лингвисты"
Занимательные формы работы по русскому языку...
Социальная адаптация учащихся в системе занятий НОУ «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность»
Статья раскрывает формы и результаты работы по социальной адаптации обучающихся в рамках дополнительного образования...
О.Б.Сиротинина-выдающийся лингвист современности
Презентация...
Программа городского летнего профильного лагеря «Лингвист»
Эта программа – программа организации жизнедеятельности детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет в городском летнем профильном лагере «Лингвист». Лагерь ставит своей задачей развитие у детей спосо...
Выдающиеся ученые лингвисты
Презентации о ученых-языковедах. Работы учеников....
Комментарии
Спасибо! Наталия Геннадьевна!
Интересная программа кружка.