Таблицы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Правила в таблицах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korni_s_cheredovaniem.docx | 15.92 КБ |
pravopisanie_chastitsy_ne_s_raznymi_chastyami_rechi.docx | 14.07 КБ |
pristavki.docx | 14.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Корни с чередованием | ||||
Гласная зависит от | Корни | Правило | Примеры | Исключения |
От ударения | гар/гор | Пишется а под ударением, без ударения – о. | Загар, загорелый | Диалектизмы: выгарки, пригарь, изгарь. |
зар/зор | Без ударения пишется а, под ударением – то, что слышится. | Зарево, зорька, зарница | Зоревать | |
клан/клон | Без ударения пишется о, под ударением – то, что слышится. | Поклон, кланяться, поклониться | ||
твар/твор | Без ударения пишется о, под ударением – то, что слышится. | Творчество, творить, тварь | Утварь (устар., не связ. с корнями твар/твор) | |
От значения | мак/мок | Пишется а, если слово имеет значение «погружать в жидкость», пишется о, если слово имеет значение «пропускать жидкость». | Макать в сметану, промокнуть под дождём | |
равн/ровн | Пишется а, если слово имеет значение «равный, одинаковый», пишется о, если слово имеет значение «прямой, гладкий, ровный». | Сравнить, уровень | Равнина, равнение (направо), равняйсь, ровесник, поровну, уровень | |
От следующей буквы | лаг/лож | Пишется а перед г, перед ж – о. | Прилагать, изложение | Полог (корень – всё слово) |
кас/кос | Пишется о, если дальше следует н, иначе – а. | Касаться, коснуться | ||
скак/скоч | Пишется а перед к, перед ч – о. | Скакать, выскочить | Скачок, скачу | |
раст/ращ/рос | Пишется а перед –ст- и –щ-, перед –с- - о. | Расти, выращен, росли | Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростовы, Ростислав, выросток | |
бер/бир, блест/блист, дер/дир, жег/жиг, мер/мир, стел/стил, тер/тир, чет/чит | Пишется и, если после корня следует суффикс а, иначе – е. | Собирать, соберу, блистать, блестеть, сжигать, сжечь, раздирать, раздеру, умирать, умереть, расстилать, расстелить, стирать, стереть, вычитать, вычет | ||
им/а (я), ин/а (я) | Пишется им/ин при суффиксе а за корнем | Обнимать, обнять, начинать, начать | ||
! Запомнить | плав/плов/плыв | Пишется а во всех словах, кроме пловец, пловчиха, плывун. | Плавать, поплавок |
Предварительный просмотр:
Правописание частицы НЕ с разными частями речи | |
НЕ пишется слитно | НЕ пишется раздельно |
1. Если без НЕ слово не употребляется: небылица, непоседа, необходимый, ненавидеть, нельзя. | 1. Со всеми формами глаголов (кроме полных причастий): не знать, не использован, не спеша. |
2. Если часть слова без НЕ в самостоятельном употреблении имеет другое значение, не связанное с данным словом, напр.: неве′дение «неосведомлённость»; без НЕ: ведение «сфера деятельности». | 2. С числительными и счётными существительными: не один, не пять, не оба. |
3. В составе приставок недо- и небез- (небес-): недовес, недосказать, небезызвестный, небесплодно. | 3. С местоименными словами: не я, не мне, не ты, не такой, не столько. |
4. С прилагательными, употребляющимися только в краткой форме: не рад, не должен, не горазд. | |
5. С наречиями (кроме образованных от прилагательных с помощью суффикса –о-: не вблизи, не вовремя, не завтра, не очень. | |
6. С любыми словами, пишущимися через дефис: не торгово-промышленный, не по-русски. |
НЕ с полными причастиями | |
Слитно | Раздельно |
1. Если нет зависимого слово: нераспечатанное письмо, недоказанная теорема, незакрытая дверь. | 1. Если есть зависимое слово: друзья, не видевшиеся много лет; не растроганный её слезами; с весны не крашенная крыша. |
2. В составе конструкций, подчёркивающих утверждение: весьма необдуманный поступок, явно необоснованные требования. | 2. В составе конструкций с противопоставлением или конструкций. Усиливающих отрицание: не знающий, а лишь догадывающийся; нисколько не обрадованный. |
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о- | |
Слитно | Раздельно |
1. Если слово с НЕ можно заменить близким по значению словом без НЕ: неправда – ложь, несерьёзный – легкомысленный, негромко – тихо. | 1. В составе конструкций с противопоставлением (и при отсутствии союза а): не… а, не…но, …а… не: Не счастье, а просто везенье. Это не развлечение, это урок. |
2. Если существительное или прилагательное с НЕ обозначает непринадлежность к какому-либо разряду лиц или явлений: неврачи, нерусские, непоэты. Нелингвист не напишет такой диктант. | 2. Со словами вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нимало не: Этот случай вовсе не уникален; с отрицательными местоименными словами нисколько не, никак не, никому не, ничего не и т.п.: Никуда не годный проект; с союзом ни…ни: Ни хозяевам, ни гостям не известный мужчина. |
3. Если перед существительным с НЕ имеется определение или предлог: Во всём виновато вечное моё невезение. | 3. В сочетаниях едва ли не, чуть ли не, разве не, не далее как, не позже чем, не раньше чем… |
4. Если при прилагательном или наречии на –о- имеются слова весьма, очень, чрезвычайно, явно, довольно, довольно-таки, достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени: спал очень неспокойно, явно нецелесообразная затея. | |
5. Если при форме сравнительной степени прилагательных и наречий имеются уточняющие наречия: намного неприятнее, гораздо некрасивее. |
Предварительный просмотр:
Приставки на з- и с- | ||
Приставки | Правило | Примеры |
Приставки без-, бес-, воз-, вос-, вс-, из-, ис-, низ-, нис-, раз-, рас-, чрез-, через-, черес-. | С з пишутся приставки перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). С с пишутся приставки перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ш, щ). | Безводный, возбуждение, изранить, низложить, разделаться, чрезвычайный. Бесклассовый, восстание, вспомнить, испугать, нисходить, расходиться, чересчур. |
Примечания:
| ||
Приставки раз-// рас- и роз-// рос-. | Буква а пишется в неударяемом положении, в ударяемом положении пишется буква о. | Развалить, разлив, расписание, роспись, россыпь. |
Приставка с-. | Остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонко согласной (приставки з не существует!) | Сделать, сшить, спилить. |
Приставки пре- и при- | |
Пре- | При- |
Значение высокой степени качества или действия (можно заменить словами очень, весьма) : преинтересный, преувеличивать. | Значение пространственной близости: прибрежный, пришкольный. |
Значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-): преображать, преступать. | Значение прибавления, приближения, присоединения: приделать, прибавить, примыкать. |
Значение совершения действия не в полном объёме или на ограниченный срок: приоткрыть, присесть. | |
Значение доведения действия до конца: придумать. | |
Значение совершения действия в чьих-либо интересах: приберечь, припрятать. |
Буква ы и и после приставок | |
ы | и |
После приставок, оканчивающихся на согласную, в корне слова вместо и пишется буква ы в соответствии с произношением: подыграть, отыскать, предыстория, предыюльский. | После приставок меж- и сверх- в начале корня сохраняется буква и : межинститутский, сверхизысканный. |
После иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-, буква и в начале корня сохраняется: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающие таблицы по русскому языку
Обобщающие таблицы по русскому языку...
Таблицы по русскому языку
Таблицы по русскому языку помогут быстро вспомнить правило, хорошо подготовиться к ГИА и ЕГЭ...
Таблицы по русскому языку
Таблицы помогут при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Таблицы по русскому языку
Этот материал взят из книги Александрова В. Н., Александровой О. И., Соловьевой Т. В. "Единый государственный экзамен. Русский язык". Я его использую при работе со слабоуспевающими детьми в качестве о...
Обобщающие таблицы по русскому языку ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемые обобщающие таблицы созданы много лет назад на основе технологии интенсификации обучения профессора В.Ф. Шаталова и имеют авторский о р и г и н а л ь н ы й характер. Особенности содержания...
Обобщающие таблицы по русскому языку
ТАБЛИЦЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАЗРАБОТАНЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО В. Ф. ШАТАЛОВУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОГРАФИКИ. РАБОТА ПРЕДТВАВЛЯЕТ СОБОЙ АВТОРСКИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. ВСЕГО РАЗР...
Опорные схемы и таблицы по русскому языку
Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....