Условное (сослагательное) наклонение глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предоставлены материалы для урока по русскому языку в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 27.2 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 22.8 КБ |
uslovnoe_naklonenie_glagola.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по русскому языку по ФГОС
Тема урока: «Условное (сослагательное) наклонение глагола»
Класс: 5 «А»
УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, - М.: 2013.
Оборудование: компьютер, презентация (см. Приложение 1)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
деятельностная: создание условий для усвоения темы, обогащение словарного запаса, развитие умения выделять нужную информацию, выполнение учебных действий в громко-речевой форме;
содержательная: дать представление о наклонении глаголов и о глаголах условного наклонения, закрепить умение писать глаголы в условном наклонении.
Формируемые Универсальные Учебные Действия (УУД):
личностные УУД: положительная мотивация обучающихся, адекватная, позитивная самооценка, развитие самоуважения и самопринятия;
познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация, построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы, знаково-символические действия, выдвижение гипотез, подведение под понятие, смысловое чтение, поиск и выделение нужной информации, самостоятельное создание способа решения проблемного задания, построение речевого высказывания в письменной форме;
коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске информации, владение монологической речью, умение выражать свои мысли, принятие решения, сотрудничество, реализация решения, прогнозирование во внешней речи, сотрудничество, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способа решения проблемного задания, построение понятных для других высказываний, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативной задачи, умение отвечать на вопросы;
регулятивные УУД: мобилизация внимания, целеполагание, планирование деятельности, коррекция учебного действия, прогнозирование, выполнение учебных действий в громко-речевой форме, адекватное восприятие оценки учителя.
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с комментированием во внешней среде.
- Динамическая пауза. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторений.
- Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и хочу начать работу с вами. Для того, чтобы наш урок прошел успешно, давайте дадим себе следующие установки (слайд 1):
Я смогу выполнить все задания!
У меня все получится!
Желаю успехов себе и друзьям!
(Дети читают хором)
- А я желаю вам сегодня удачи!
- Теперь откройте тетради, запишите число, «Классная работа», оставьте одну строку для записи темы нашего урока.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Посмотрите на доску: перед вами девять слов с пропущенными буквами. Давайте вставим эти буквы и объясним их написание.
Слова на доске: жуж…ать, р…сли, поб…ждать, тр…ва, здра…ствуйте, изл…жение, к…пель, профес…ия, выр…щивать.
(Дети записывают слова в тетрадь, вставляют пропущенные буквы, вслух объясняя свой выбор соответствующим правилом.)
- На какие же три группы можно разделить эти слова, ребята?
(1. Слова с чередующейся гласной в корне; 2. Слова с проверяемой гласной в корне; 3. Словарные слова.)
- Теперь посмотрите на предложение, которое написано на доске:
Ручьи побежали бы быстрее если утром не подмораживала бы.
- Чего не хватает в этом предложении, ребята? Почему?
(В этом предложении не хватает запятой, потому что это сложное предложение.)
Учитель ставит запятую в предложении.
- Какой это вид сложного предложения?
(Сложноподчиненное предложение, СПП)
- Назовите в этом предложении глаголы?
(Побежали бы и не подмораживало бы)
- Обратите внимание: какая частица находится рядом с глаголами?
( Частица «бы»)
III. Выявление места и причины затруднения.
- Скажите, а какое действие обозначает глагол «побежали бы»? Оно произошло в реальности или нет?
(Нет, это действие не произошло в реальности.)
- При каком условии это действие произошло бы?
(Если бы утром не подмораживало бы.)
- Так вот, ребята, сегодня мы с вами будем говорить об одном из наклонений глагола.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Но, наверное, вы впервые слышите это слово «наклонение»? Сейчас мы с вами и узнаем, что оно обозначает.
Слайд 2.
- Посмотрите на слайд. Перед вами две картинки. Что делает рабочий на первой картинке?
(Рабочий строит дом.)
- А на второй рабочий что-нибудь строит? Что ему не хватает для строительства, каких стройматериалов?
(Нет, рабочий ничего не строит, ему не хватает кирпичей)
- Теперь скажите полным предложением: при каком условии рабочий строил бы дом?
(Рабочий строил бы дом, если бы у него были кирпичи.)
- На какой картинке использован глагол, который обозначает реальное действие?
(На первой картинке)
- Так вот, ребята, наклонение глагола – это своеобразный контролер действия. То есть наклонение показывает нам, происходит ли это действие в реальности или только мыслится, или может совершиться при определенном условии.
- А как вы думаете, как может называться наклонение глагола, в котором действие может произойти только при определенном условии?
(Условное наклонение)
- Условное наклонение и будет темой нашего урока. Запишите в строке для темы урока: «Условное (сослагательное) наклонение глагола».
V. Реализация построенного проекта.
- Откройте учебники на странице 222, прочитайте самостоятельно правило.
- Кто может ответить, как образуется сослагательное наклонение глагола?
(Глагол в форме прошедшего времени с частицей «бы».)
- Что нужно обязательно помнить при написании глагола в сослагательном наклонении?
(Частица «бы» всегда пишется отдельно.)
- Где может находиться эта частица в предложении?
( В любом месте: в начале, конце или середине предложения.)
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней среде.
- Теперь выполним упражнение 627. Прочитайте первое предложение:
И не пил (бы) и не ел – все (бы) слушал да глядел. (А. С. Пушкин)
- Назовите в нем глаголы в сослагательном наклонении.
(Не пил бы, не ел бы, слушал бы)
- Как нужно записать частицу «бы» с глаголом?
(Раздельно)
- Запишите предложение в тетрадь, раскрывая скобки. Обратите внимание: здесь есть фразеологический оборот («и не пил бы и не ел») – это единое целое, запятая внутри него не ставится.
- Прочитайте второе предложение:
«Кабы я была царица, - говорит ее сестрица, - то на весь (бы) мир одна наткала (бы) полотна». (А. С. Пушкин)
- Назовите глаголы в условном наклонении.
(Наткала бы)
- Как нужно записать частицу?
(Раздельно)
- Перепишите предложение, раскрывая скобки. Обратите внимание: здесь две частицы «бы». Одна относится к глаголу, другая – к местоимению «весь». Эта частица «бы» может употребляться со всеми частями речи, но сослагательное наклонение образует только с глаголом в форме прошедшего времени.
- Как бы вы заменили слово-союз «кабы» в этом предложении?
(Если)
- «Кабы» - устаревшая форма союза «если», это архаизм.
- Прочитайте четвертое предложение:
Хоть (бы) месяц этак в шутку к нам проглянул на минутку, все (бы) легче. (П. Ершов)
- Назовите глагол в условном наклонении.
(Проглянул бы)
- Где находится частица, а где – сам глагол?
(«бы» - в начале предложения, глагол – в конце)
- Как запишем частицу с глаголом?
(Раздельно)
- Перепишите, раскрывая скобки. Обратите внимание: это сложное предложение. Во второй его части глагола нет, а частица «бы» есть. Как я уже говорила, эта частица может употребляться с любыми частями речи. Во втором предложении – это было местоимение, здесь – слово Категории состояния («легче»). Эту часть речи вы будете изучать в седьмом классе. Но сослагательное наклонение у нас образует только глагол в прошедшем времени с частицей «бы».
VII. Динамическая пауза. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Устали, ребята? Давайте выполним следующие физические упражнения:
«руки вверх» - тянемся к знаниям,
«руки назад» - оставляем позади неудачи,
«руки прижимаем к себе» - забираем накопившийся опыт,
«пожать руки друг другу» - делимся своими знаниями и опытом.
- Отдохнули? Готовы к дальнейшей работе? Приступим. На слайде (слайд 4) даны 4 предложения. Вам нужно выписать только те, в которых есть глаголы в сослагательном наклонении. Знаки препинания в предложениях тоже не расставлены, подумайте над их постановкой.
Предложения:
- Жизнь человека замерла бы на одной точке если бы юность не мечтала.
- Весеннее солнце светит высоко в небе и краски вокруг кажутся особенно яркими.
- Если бы ягоды прихватил мороз горьковатый привкус калины смягчился бы.
- Клюква растет на торфяных кочках а ягоды лежат прямо на мху.
- Кто все правильно сделал (нашел предложения с глаголом в сослагательном наклонении, расставил запятые) ставит на полях в тетрадях «+». Если же есть ошибки, то – «-».
Правильные предложения:
1) Жизнь человека замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала.
2) Если бы ягоды прихватил мороз, горьковатый привкус калины смягчился бы.
VIII. Включение в систему знаний и повторений.
1. Фантастическая ситуация.
- Теперь посмотрите на доску, где написаны буквы. Вы должны из них составить три слова. Итак, какое же слово загадано из первого набора букв: А К М И Д И В Е Н?
(Невидимка)
- С каким существительным это слово чаще всего употребляется?
(Шапка-невидимка)
- Какое слово спрятано во втором наборе букв: А К Н А Р Б О М А С?
(Самобранка)
- А это слово – с каким существительным?
(Скатерть-самобранка)
- Какое же третье слово у нас получится: А К Ч О Л А П?
(Палочка)
- Что объединяет шапку-невидимку и скатерть-самобранку? Где мы чаще всего встречаем эти предметы?
(В сказках)
- А палочки какие в сказках?
(Волшебные)
- Теперь давайте представим, что у первого ряда волшебным образом оказалась шапка-невидимка, у второго – скатерть-самобранка, а у третьего – волшебная палочка. Придумайте и запишите предложения о том, чтобы вы сделали с этими предметами, а начните предложение так: «Если бы у меня оказалась …» (слайд 5) Обратите внимание: ваше предложение начинается с союза «если», значит это будет сложное предложение. Не забудьте поставить запятую!
Проверка полученных предложений:
- Давайте еще раз посмотрим, какой глагол вы употребили во второй части сложного предложения?
- Поставили ли вы запятую и где?
2. Продолжи пословицы.
- Теперь посмотрите на слайд. (Слайд 6) Там написаны пословицы, но они незакончены. Продолжите их, ребята!
Больше бы делал, если бы меньше …
Пошёл бы в гости, да никто не …
… бы рыбка песню, если бы был голос.
- Говорил. 2. Зовет. 3. Спела.)
- Перепишите пословицы в тетрадь, объясните их значение.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Игра «Да – нет»:
А) Глаголы в сослагательном наклонении обозначают реальное действие?
Б) Частица «бы» всегда пишется раздельно с глаголами в условном наклонении?
В) Для образования сослагательного наклонения используются глаголы в форме прошедшего времени?
2. Выставление и комментирование отметок обучающимся.
3. Домашнее задание (на выбор):
А) упражнение 628,
Б) мини-сочинение «Если бы я полетел в космос …»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку по ФГОС
Тема урока: «Условное (сослагательное) наклонение глагола»
Класс: 5 «А»
УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, - М.: 2013.
Оборудование: компьютер, презентация
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
деятельностная: создание условий для усвоения темы, обогащение словарного запаса, развитие умения выделять нужную информацию, выполнение учебных действий в громко-речевой форме;
содержательная: дать представление о наклонении глаголов и о глаголах условного наклонения, закрепить умение писать глаголы в условном наклонении.
Этап урока | Действия учителя | Действия обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | учитель приветствует обучающихся, с помощью презентации дает установку на достижение успеха: Я смогу выполнить все задания! У меня все получится! Желаю успехов себе и друзьям | обучающиеся настраиваются на урок | Личностные УУД: - положительная мотивация обучающихся |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | учитель предлагает обучающимся классифицировать слова (повторяем орфограммы в корне), дает задание на проверку знаний по синтаксису. Слова на доске: жуж…ать, р…сли, поб…ждать, тр…ва, здра…ствуйте, изл…жение, к…пель, профес…ия, выр…щивать. Предложение на доске: Ручьи побежали бы быстрее если утром не подмораживало бы. | обучающиеся классифицируют слова, вспоминают правила о чередующихся гласных, повторяют понятие сложноподчиненного предложения | Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков; - классификация; - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: - сотрудничество в поиске информации; - владение монологической речью. Регулятивные УУД: - мобилизация внимания. |
3. Выявление места и причины затруднения | учитель спрашивает обучающихся, какое действие обозначает глагол «побежали бы», подводит к определению темы урока | обучающиеся пытаются найти правильный ответ, формулируют тему урока и цели | Познавательные УУД: - формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - целеполагание. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | учитель предлагает обучающимся наводящие вопросы, обращает внимание на учебные рисунки в презентации | обучающиеся намечают действия по выходу из затруднения | Познавательные УУД: - знаково-символические действия; - выдвижение гипотез; - подведение под понятие. Коммуникативные УУД: - принятие решения; - сотрудничество. Регулятивные УУД: - планирование деятельности. |
5. Реализация построенного проекта | учитель просит обучающихся поработать с учебным материалом в учебнике, задает вопросы (стр. 222 в учебнике) | обучающиеся изучают материал в учебнике и отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД: - смысловое чтение; - поиск и выделение нужной информации. Коммуникативные УУД: - реализация решения; - умение точно выражать свои мысли. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней среде | учитель предлагает обучающимся выполнить упражнение 627 | обучающиеся выполняют упражнение, проговаривают написание глаголов в сослагательном наклонении | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: - прогнозирование во внешней речи; - сотрудничество. Регулятивные УУД: - коррекция учебного действия. |
Динамическая пауза 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | учитель проводит динамическую паузу; предлагает обучающимся найти на слайде презентации предложения, в которых употребляются глаголы в сослагательном наклонении; показывает слайд с правильным ответом. Задания к динамической паузе: «руки вверх» - тянемся к знаниям, «руки назад» - оставляем позади неудачи, «руки прижимаем к себе» - забираем накопившийся опыт, «пожать руки друг другу» - делимся своими знаниями, опытом. Предложения на слайде для самостоятельной работы: 1. Жизнь человека замерла бы на одной точке если бы юность не мечтала. 2. Весеннее солнце светит высоко в небе и краски вокруг кажутся особенно яркими. 3. Если бы ягоды прихватил мороз горьковатый привкус калины смягчился бы. 4. Клюква растет на торфяных кочках а ягоды лежат прямо на мху. Правильный ответ для самопроверки: 1. Жизнь человека замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала. 2. Если бы ягоды прихватил мороз, горьковатый привкус калины смягчился бы. | обучающиеся выполняют физические упражнения; работают самостоятельно; проверяют свою работу по эталону | Личностные УУД: - адекватная, позитивная самооценка. Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способа решения проблемного задания. Коммуникативные УУД: - поиск способа решения и его реализации. Регулятивные УУД: - прогнозирование. |
8. Включение в систему знаний и повторений | 1. учитель предлагает обучающимся из рассыпанных букв собрать три слова, подумать, что их объединяет; создает фантастическую ситуацию и просит составить предложения с отгаданными словами, используя глаголы сослагательного наклонения. Буквы на доске: а к м и д и в е н (невидимка), а к н а р б о м а с (самобранка), а к ч о л а п (палочка). 2. просит обучающихся продолжить пословицы на слайде презентации: Больше бы делал, если бы меньше … . Пошёл бы в гости, да никто не … . … бы рыбка песню, если бы был голос. | 1. обучающиеся составляют слова, отмечают общее между ними, составляют предложения; 2. вспоминают пословицы, отмечают глаголы в сослагательном наклонении | Познавательные УУД: - построение речевого высказывания в письменной форме; - структурирование знания. Коммуникативные УУД: - построение понятных для других высказываний; - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативной задачи. Регулятивные УУД: - выполнение учебных действий в громко-речевой форме. |
9. Рефлексия учебной деятельности | 1. учитель проводит с обучающимися рефлексию с помощью игры «Да – нет»: а) Глагол в сослагательном наклонении обозначает реальное действие? б) Частица «бы» всегда пишется раздельно с глаголами в сослагательном наклонении? в) Для образования глаголов сослагательного наклонения используются глаголы в форме настоящего времени? 2. комментирует отметки обучающихся за урок; 3. дает домашнее задание на выбор: - упражнение 628; - мини-сочинение «Если бы я полетел в космос…» | 1. обучающиеся отвечают на вопросы учителя, повторяют то, что изучили на уроке; 3. записывают домашнее задание | Личностные УУД: - развитие самоуважения и самопринятия. Коммуникативные УУД: - умение отвечать на вопросы. Регулятивные УУД: - адекватное восприятие оценки учителя. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАКЛОНЕНИЕ Рабочий строит дом. Рабочий строил бы дом, если бы у него были кирпичи.
Я НАЙДУ? Жизнь человека замерла бы на одной точке если бы юность не мечтала. Весеннее солнце светит высоко в небе и краски вокруг кажутся особенно яркими. Если бы ягоды прихватил мороз горьковатый привкус калины смягчился бы. Клюква растет на торфяных кочках а ягоды лежат прямо на мху.
Я НАШЁЛ! 1) Жизнь человека замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала. 2) Если бы ягоды прихватил мороз, горьковатый привкус калины смягчился бы.
Если бы у меня оказалась … Шапка-невидимка Скатерть-самобранка Волшебная палочка
Продолжи пословицы: Больше бы делал, если бы меньше … Пошёл бы в гости, да никто не … … бы рыбка песню, если бы был голос. (говорил) (зовёт) (Спела)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор) А ) упражнение 628, Б) мини-сочинение «Если бы я полетел в космос …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...
Условно-сослагательное наклонение
В статье предсталена небольшая таблица ,которая должна помочь учащимся быстро с опорой на образец определить тип условного предложения и необходимую форму глагола....
Сослагательное наклонение (Modo subjuntivo) Система времён Сослагательного наклонения (Modo subjuntivo) Сослагательное наклонение в придаточных предложениях Условное наклонение (Modo potencial)
Сослагательное наклонение (Modo subjuntivo)1.Прошедшее несовершенное время (Pretérito imperfecto)2.Будущее несовершенное время (Futuro imperfecto) 3.Прошедшее только что совершенное время (Pretérito ...
Тест "Сослагательное наклонение. Условные предложения 2 типа. Эмфатические конструкции"
10 класс Enjoy English.Тест "Сослагательное наклонение. Условные предложения 2 типа. Эмфатические конструкции"...
Как образуется сослагательное наклонение глагола
Технологическая карта урока, 5 класс...
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.
Маршрутный лист....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола")
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное накло...