Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок изучения нового материала. Помогает развивать активную познавательную деятельность учащихся. Применяются различные формы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Цель:
обучающий аспект:
- уметь делать морфемный разбор, определять часть речи;
- понять правило правописания -о/-е в окончаниях существительных после шипящих и ц ;
- научить правильно писать О - и Е – в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной;
- уметь видеть орфограмму и её опознавательные признаки в тексте;
развивающий аспект:
- развивать мышление (уметь анализировать, выделять сходства и различия, обобщать);
- развивать монологическую речь (уметь аргументировать свою точку зрения);
- развивать коммуникативные способности (уметь работать в парах);
воспитывающий аспект:
- воспитывать положительное отношение к учению, уважительное отношение к самому себе и другому человеку;
- воспитывать любовь к Родине (путём включения в материал урока скороговорок, текстов на данную тематику)
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
- усвоение новых знаний и новых способов деятельности.
- первичная проверка понимания.
- итог на рефлексивной основе.
Ход урока
- Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Открыли тетради, записали число, классная работа.
1 этап. «Скороговорка»
Посмотрите на доску. На ней записано предложение.
Чешуя у щучки, щетинки у чушки.
Что это? (скороговорка)
- Где мы встречались со скороговорками? (на риторике, вна уроках литературы)Наш урок я хочу начать со скороговорки.
- Зачем вообще нужны скороговорки?
- Попробуйте её правильно произнести.
- На какие согласные эта скороговорка?
- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)
Скороговорка связана с темой нашего урока. Мы сегодня будем говорить о шипящих и правописании после них гласных О-Ё в окончаниях существительных.
- Запишите тему урока «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Посмотрите внимательно на тему, какие слова-подсказки помогут нам понять задачу нашего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться? Посмотрите на формулировку темы и определите задачи урока, используя начало предложений:
Задачи урока:
- узнать ………………..
- научиться …………….....
2 этап «Собери слово»
- А теперь я предлагаю вам поиграть. Но для этого мы должны вспомнить, что такое морфема? (значимая часть слова)
- Перечислите морфемы. (Окончание, корень, приставка, суффикс)
- Не забудьте про основу. Что она включает?
Сейчас мы будем работать в парах. На ваших столах карточки с морфемами. Вы должны собрать из них слова. Выделить в них морфемы. Определить часть речи. Именно по этим критериям будет оцениваться правильность выполненной работы. Критерии оценивания прописаны в ваших оценочных листах. Учитывается:
1. Слова собраны правильно
2. Морфемы выделены верно.
3. Верно определена часть речи
Слова разрезаны на морфемы.
Рас-чёс-к-а под-чёрк-ива-ть про-жор-лив-ый при-чёс-к-а по-щёлк-а-ть шёлк-ов-ый,
Шёрст-к-а на-шёпт-ыва-ть жёрд-очк-а, пчёл-к-а шалаш-ом.
Вы работаете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
- Давать высказаться товарищу;
- Прислушиваться к мнению друг друга;
- Работать вместе.
- Продумать, кто будет представлять материал.
Помните, что вашу работу будут оценивать другие ребята.
- Каждая пара выходит к доске и защищает свою работу. Остальные внимательно слушают, и одна из групп будет оценивать по предложенным критериям. Время – 3 минуты.
На столах лежат оценочные карточки. Слушайте внимательно, как оценить.
Расчёска подчёркивать прожорливый причёска пощёлкать шёлковый,
Шёрстка нашёптывать жёрдочка, пчёлка шалашом.
- Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах?
- Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? (о-ё после шипящих в корне)
Посмотрите внимательно, все ли слова подходят под это правило? Нет ли лишнего? (нет, лишнее слово – шалашом)
- Почему оно лишнее?
- Значит буквы О-Е после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.
- Почему в этом слове мы не можем для выбора гласной применить то же правило?
(Гласная находится не в корне, ударение падает, но пишем О, а не Ё)
2. Усвоение новых знаний и новых способов деятельности. Объяснение нового материала.
- Давайте попробуем разобраться в новом для нас материале.. Посмотрите на доску. В два столбика записаны слова.
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?
На доске изображена таблица.
|
|
Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)
- В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)
• После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)
• Определите ударение в словах?
Выводы из наблюдений.
- Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?
- Попробуйте сформулировать правило.
- Давайте теперь прочитаем правило в учебнике. Точно ли мы его сформулировали . Учебник с.76, п. 99.
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно составить алгоритм, т. е. порядок действий при определении того, какую гласную нужно писать. Эту работу вы также делаете в парах. Не забывайте про правила работы в парах. На эту работу вам даётся 4 минуты.
- А теперь каждая группа повесит лист со своим алгоритмом на доску. И мы попытаемся определить, чей же алгоритм точнее.
Чтобы вам было легче, я тоже подготовила свой алгоритм. У меня он состоит из 5 пунктов
Карточка-информатор:
1. Определи часть речи
2. Поставь ударение.
3. Выдели окончание
4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа.
5. Сделай вывод о написании; если гласная под ударение – пиши О., если без ударения – Ё.
Сравните, алгоритм вам кажется более полным? Критерии оценивания написаны в ваших оценочных листах.
3.Первичная проверка понимания.
Теперь у нас есть алгоритм, и мы можем потренироваться в определении гласной в окончаниях существительных после шипящих.
Задание 1
- Я читаю слова, вы слушаете и по цепочке (на слух) объясняете выбор гласной в окончании ( о или е).
Храбрец..м , встреч..й, ключ..м, чертеж..м, каланч..й, гребц..в, удач..й , плащ..м, . сторож..м, свечой, мудрец..в, пейзаж..м,
Задание 2
- А теперь мы запишем словосочетания на нашу орфограмму. Для того, чтобы мы могли проверить, один человек пишет на доске (но закрыт от вас), а остальные пишут в тетрадях. Обратите внимание на правильность оформления орфограммы. Запишем вместе со мной примеры.
Золотым ключом, говорить со сторожем….
Продолжайте. К доске пойдёт ……
Следить за синицей, играть с малышом, идти со свечой, летали над рощей, острым мечом, за большой лужей, угостить калачом, восхищаться пейзажем, укрыться плащом, открыть ключом .
- Эту работу мы проверим способом взаимопроверки. Поменялись тетрадями. Давайте посмотрим на выполнение этого задания на доске. Пользуясь критериями, оцените работу вашего товарища. Исправили ошибки, если есть.
- В каком слове у тебя ошибка? Кто может объяснить, почему здесь пишется другая гласная. Выставите количество баллов своему товарищу в его оценочный лист.
5 баллов - нет ошибок
4 балла -1-2 ошибка
3 балла - две или три ошибки
2 балла - четыре и больше
Задание 3
Продолжим нашу работу. Давайте прочитаем текст. О чем он? Какова его тема?
Задача - найти в этом тексте слова на изучаемую нами орфограмму. «Гласные о или е после шипящих в окончаниях существительных» и выпишите их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.
о | е |
Я всей душой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзажем.
Я восхищаюсь и первым ландышем, и маленьким стрижом, и носатым грачом, который ходит вдоль дорог.
По пшеничному полю прохожу я узкою межой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнце, пробежит лучом по полям, раскрасит их.
Вот длинной вереницей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свечой. У озера построен шалаш. Рядом с шалашом стоят клены. Любуешься каждым деревцем. Наклоняешься над ключом и пьёшь ледяную воду.
Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубежом ты понимаешь истинный смысл пословицы «Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердцем.
о | е |
Душой, стрижом, грачом, межой, лучом, свечой, шалашом, ключом, рубежом | Пейзажем, ландышем, солнце, вереницей, деревцем, сердцем |
Эту работу мы проверим методом самопроверки. Посмотрите на доску. В оценочных листах у вас есть критерии оценки этого задания. Поставьте себе количество баллов в соответствии с этими критериями.
15 слов - 5 баллов,
12-14 слов – 4 балла,
8 - 11 – 3 балла.
Давайте подведём итог. Посчитайте свои баллы. А теперь пользуясь шкалой, переведите их в оценку.
4. Подведение итогов занятия на рефлексивной основе.
Рефлексия:
Сегодня на уроке | узнал… | |
научился, | ||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Удалось ли нам их решить. Продолжите предложения.
Что было самым интересным?
5.Домашнее задание.
Д. З. п. 99, упр. 556
Фамилия_________________ Класс__________________
Лист оценивания
«Собери слово» | 1. Слова собраны правильно 2. Морфемы выделены верно. 3. Верно определена часть речи | нет ошибок - 3 балла одна ошибка -2 балла две ошибки - 1 балл | |
«Создай свой алгоритм» | нет ошибок - 5 баллов: одна ошибка -4 балла две ошибки - 3 балла три ошибка -2 балла четыре ошибки - 1 балл | ||
Словосочетания. «Напиши правильно букву». | 5 баллов -нет ошибок 4 балла -1-2 ошибка 3 балла - две или три ошибки 2 балла - четыре и больше | ||
Работа с текстом «Найди слова» | Посчитай количество правильно выписанных слов. | 15 слов - 5 баллов, 12-14 слов – 4 балла, 8 - 11 – 3 балла. | |
Перевод баллов в оценку | |||
«5»- 17- 18 баллов | «4» - 14- 16 баллов | «3» 10-13 баллов | «2» - 9 и менее |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чешуя у щучки, щетинки у чушки. Шипящие - ж,ш,ч,щ ,ц
Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Задачи урока: узнать ……………….. - научиться ……………...
1. Собрать слова. 2. Выделить в них морфемы. 3. Определить часть речи.
правила работы в парах работать вместе; давать высказаться товарищу; прислушиваться к мнению друг друга; договориться, кто будет представлять материал.
бор щ ом бор ц ов двор ц ом коль ц о ме ж ой лап ш ой клю ч ом товари щ ем гор ц ев полотен ц ем серд ц е репорта ж ем юно ш ей встре ч ей
бор щ оʹм бор ц оʹв двор ц оʹм коль ц оʹ ме ж оʹй лап ш оʹй клю ч оʹм товаʹри щ ем гоʹр ц ев полотеʹн ц ем сеʹрд ц е репортаʹ ж ем юʹно ш ей встрʹе ч ей
Алгоритм 1 . Определи часть речи. 2. Поставь ударение. 3. Выдели окончание. 4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа. 5. Сделай вывод о написании гласной: под ударением - пиши О , без ударения – Ё.
Я всей душой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзажем. Я восхищаюсь и первым ландышем, и маленьким стрижом, и деловитым грачом, который ходит вдоль дорог. По пшеничному полю прохожу я узкою межой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнце, пробежит лучом по полям, раскрасит их. Вот длинной вереницей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свечой. У озера построен шалаш. Рядом с шалашом стоят клены. Любуешься каждым деревцем. Наклоняешься над ключом и пьёшь ледяную воду. Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубежом ты понимаешь истинный смысл пословицы «Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердцем.
о е Найти в тексте слова на изучаемую нами орфограмму «Гласные о или е после шипящих в окончаниях существительных» и выписать их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.
Я всей душой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзажем. Я восхищаюсь и первым ландышем, и маленьким стрижом, и деловитым грачом, который ходит вдоль дорог. По пшеничному полю прохожу я узкою межой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнце, пробежит лучом по полям, раскрасит их. Вот длинной вереницей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свечой. У озера построен шалаш. Рядом с шалашом стоят клены. Любуешься каждым деревцем. Наклоняешься над ключом и пьёшь ледяную воду. Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубежом ты понимаешь истинный смысл пословицы «Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердцем.
о е Ду ш ой, стри ж ом, гра ч ом, ме ж ой, лу ч ом, све ч ой, шала ш ом, клю ч ом, рубе ж ом Пейза ж ем , ланды ш ем , солн ц е , верени ц ей , дерев ц ем , серд ц ем
Сегодня на уроке я узнал… научился… могу похвалить себя и своих одноклассни-ков за …
Запишите задание на дом! П. 99, упр . 556 стр . 76 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
В процессе работы на уроке ребята узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...
Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс
Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных....
Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....
План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Повторение пройденного по теме: «Имя существительное»Деятельностная цель: организация работы в парах для открытия и закрепления нового материала.Планируемые результаты: учащиеся сформируют ...