двойная роль букв е,ё,ю,я
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
конспект урока по ФГОС, Тема: Двойная роль букв е,ё,Ю.Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoynaya_rol_bukv_eyoyuya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Тип урока. Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников.
М/п: перерабатывать и преобразовывать информацию (план, сжатое изложение содержания, выводы в виде схемы), пользоваться умениями гибкого чтения.
М/к: работать в парах, формулировать своё мнение, делать совместные выводы.
1ЛР: пользоваться механизмами речи (читательской деятельности) антиципации, компрессии и др.
6ЛР: различать звуки и буквы, устанавливать соотношение между ними, определять роль букв ь и ъ, а также букв Е, Ё, Ю, Я.
8ЛР: развивать чувство языка при наблюдении за использованием звукописи.
Оборудование. Интерактивная доска, презентация.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Здравствуй, мой любимый класс! Я так рада видеть вас. Прозвенел звонок веселый. Всех зовет он на урок. Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок. Оглянитесь, улыбнитесь, Тихо по местам садитесь. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья! А сейчас громко скажите "И" три раза. Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук "И" создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши, вибрирует голосовые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух). | |
II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. | 1. Письмо по памяти. Одуванчик золотой Постарел и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел. Задания к тексту: /СЛАЙД 1/ – озаглавить; – записать по памяти; – подчеркнуть орфограмму – проверяемую букву безударного гласного в корне. 2. – Назовите слова с такой же орфограммой из домашнего задания. – Какую букву вы написали? А какой звук произносите на этом месте? – Как можно зафиксировать этот звук в письменной записи? – Почему не надо было выписывать слова берёза, висят, птицы? 3. Проверяем себя /СЛАЙД 2/ - Какой раздел науки изучает звуки, буквы? (Фонетика). -Из чего состоят слова, которые мы слышим? - Звуки делятся на … - Гласные бывают… - На какие звуки делятся согласные? - Из чего состоят слова, которые мы пишем? - Сколько букв в русском алфавите? - Сколько гласных звуков в русском языке? - А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? | Коммуникативные УУД: воспроизводить текст по памяти в устной и письменной форме. |
III.Введение в тему урока. | 4. Найди в стихотворении слова с буквами Е,Ё,Ю,Я. /раздаточный материал/ Какие звуки они обозначают? (Покажи это с помощью транскрипции). Родная речь Средь белого света, Средь чёрной земли Не в странствиях где-то Мы речь обрели: У звёзд, у людей ли, У птичьей ли стаи Есть место рожденья, Есть речь их родная. Есть речь у пчелы, У лужайки зелёной, У стройной ветлы, У калины, у клёны.. Но людям, в чьей речи Нет корня родного, Природа при встрече Не молвит ни слова. – На основе выполненной работы сформулируйте тему урока. /СЛАЙД 3/. (Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я). (Запись на доске и в тетрадях). - Какова цель нашего сегодняшнего урока? Попробуйте сформулировать./СЛАЙД 4/ (1. Обобщить и закрепить знания по фонетике. 2. Познакомиться с двойной ролью букв Е,Ё,Ю,Я. Научиться доказывать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука. 3. Развивать познавательный интерес к предмету. - Сравним вашу цель урока с моей. Совпадают ли они. /СЛАЙД 5/ ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука. УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.) | Регулятивные УУД: 1. мотивировать к деятельности, устанавливать связь с реальными объектами повседневной жизни; 2. формулировать тему урока и его последующее содержание. |
IV. Актуализация изученного. | 1. Наблюдение по учебнику над соотношением букв и звуков. Н. Упр. 17 – наблюдение над обозначением гласных и согласных звуков на письме. – Сделайте вывод о том, как соотносятся буквы и звуки. Когда буква может передавать разные звуки? Запишите вывод в виде схемы. Запись вывода в сжатой форме: Б Зв (гласн. в безуд. полож., звонк. согл. в конце слова, перед глухим согл.). Упр. 18, 19 – наблюдение над ролью ь и ъ. – Что общего у ь и ъ? В чём различия между ними? – Сделайте вывод и запишите его в виде схемы: ъ и ь – звук. Упр. 20 – наблюдение над буквами е, ё, ю, я, обозначающими один и два звука. – Назовите признаки, которые помогли вам распределить слова в два столбика, проверьте себя с помощью правила в рамке и запишите это правило в виде схемы в любой удобной для вас форме. 2. Наблюдения над буквосочетаниями, обозначающими на письме один звук. – Запишите в транскрипции слова расчёт, дождь, с Зиной. Сделайте вывод о соотношении звуков и букв и запишите его в виде схемы: 1З = 2 Б. 3. Формулирование общих выводов. Работа с учебнонаучным текстом (см. памятку на с. 251 учеб.) /СЛАЙД 6/. Выполнение предварительного задания к упр. 22. Методическая рекомендация. Обращаем внимание на особенное значение этого задания, развивающего важный механизм речи – механизм антиципации (в данном случае – умение предположить содержание текста по его теме: текст будет о буквах русского языка). Чтение учебнонаучного текста в рамке. Сопоставление своих предположений с содержанием текста. Составление плана текста (задавание вопросов к каждому абзацу): 1. Что изучает графика? 2. Как соотносятся между собой буквы и звуки? 3. Что такое алфавит? Пересказ текста по абзацам. Подбор примеров ко второму абзацу из упр. 21. | Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; 3. осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1. перерабатывать и преобразовывать информацию (выводы в виде схем); 2. владеть разными видами чтения, использовать гибкое чтение; 3. развивать механизмы читательской деятельности: антиципации, компрессии; 4. преобразовывать информацию (план). |
V.Физминутка | Гимнастика мозга. Упражнение «Ленивые восьмерки» Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. | |
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | Н. Упр. 24 и 26 – развивается умение вычитывать главную информацию, составлять краткий рассказ с опорой на главную мысль. Работа в парах. Каждый из учеников читает свой текст, находит предложение, передающее главную мысль. Составляет сообщение для соседа по парте, включающее это предложение. В совместной деятельности ученики дают толкование устойчивых выражений: от доски до доски и красная строка. Упр. 25 – наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественном тексте – явлением звукописи (повтор звуков [в], [л]: волна, влажны, волненье, волны, великой, влаги, полной). Целесообразно предложить учащимся найти только слова с буквами Е, Ё, Ю, Я, обозначающими два звука, и записать их в алфавитном порядке. Самопроверка с помощью слайда (закрывающейся части доски): волненье, дыханье, мою, охватывает, я, язык. /СЛАЙД 7/ П. Дополнительные задания. /СЛАЙД 8/ 1. – Найдите лишнее слово (основания для выделения лишнего слова могут быть разными). Боец, приём, каюта, мера. Полёт, сяду, жюри, ветер. Ёлка, модель, подъём, поезд. 2. Задание максимального уровня. /СЛАЙД 9/ – Придумайте предложение, в котором каждая из десяти букв гласных употреблялась бы один раз. Например: Это луна светится южным днём. Этим южным днём все хотят кушать. | Коммуникативные УУД: 1. воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (сжатый пересказ); 2. работать в парах – чётко и правильно излагать свои мысли и адекватно воспринимать на слух чужие мысли. |
VII. Итог урока. Рефлексия. | – Прочитайте ключевые слова темы. – Задайте вопросы по теме урока, используя эти слова. (Чем отличаются звуки и буквы? Одинаковое ли количество звуков и букв в русском алфавите? ). - Тест. Двойная роль букв е, ё, ю, я 2:53 Все вопросы: 1 / 5 =>
- Чему вы научились на уроке? /СЛАЙД 10/ – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? | Познавательные УУД: преобразовывать полученную информацию (формулировать вопросы на основе полученной информации). ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | Повторить алфавит. /СЛАЙД 11/ Н. П. ,УПР. П. Подобрать самостоятельно фрагмент текста (два-три предложения) со словами, в которых встречаются ь и ъ, и сформулировать к этому тексту задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация к уроку русского языка....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Урок рассчитан на 2 часа...
Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...
Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".
Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....
Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
урок русского языка 5 класс...
"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....