двойная роль букв е,ё,ю,я
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

конспект урока по ФГОС, Тема: Двойная роль букв е,ё,Ю.Я. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvoynaya_rol_bukv_eyoyuya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Двойная роль букв  Е, Ё, Ю, Я.

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: перерабатывать и преобразовывать информацию (план, сжатое изложение содержания, выводы в виде схемы), пользоваться умениями гибкого чтения.

М/к: работать в парах, формулировать своё мнение, делать совместные выводы.

1ЛР: пользоваться механизмами речи (читательской деятельности) антиципации, компрессии и др.

 6ЛР: различать звуки и буквы, устанавливать соотношение между ними, определять роль букв ь и ъ, а также букв Е, Ё, Ю, Я.

8ЛР: развивать чувство языка при наблюдении за использованием звукописи.

Оборудование. Интерактивная доска, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Здравствуй, мой любимый класс!

Я так рада видеть вас.

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Все задания сегодня

Выполнить должны мы в срок.

Оглянитесь, улыбнитесь,

Тихо по местам садитесь.

Вижу класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья!

А сейчас громко скажите "И" три раза.

Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук "И" создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши,  вибрирует голосовые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух).

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

1. Письмо по памяти.

        Одуванчик золотой

        Постарел и стал седой.

        А как только поседел,

        Вместе с ветром улетел.

Задания к тексту: /СЛАЙД 1/

– озаглавить;

– записать по памяти;

– подчеркнуть орфограмму – проверяемую букву безударного гласного в корне.

2. – Назовите слова с такой же орфограммой из домашнего задания.

– Какую букву вы написали? А какой звук произносите на этом месте?

– Как можно зафиксировать этот звук в письменной записи?
(В транскрипции.)

– Почему не надо было выписывать слова берёза, висят, птицы?
(В слове берёза – орфограмма – непроверяемая буква безударного гласного, висят – глагол, а не существительное, птицы – буква безударного гласного в корне под ударением.)

     3. Проверяем себя /СЛАЙД 2/

     - Какой раздел науки изучает звуки, буквы? (Фонетика).

-Из чего состоят слова, которые мы слышим?

- Звуки делятся на …

- Гласные бывают…

- На какие звуки делятся согласные?

- Из чего состоят слова, которые мы пишем?

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных звуков в русском языке?

- А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?

Коммуникативные УУД:

воспроизводить текст по памяти в устной и письменной форме.

III.Введение в тему урока.

4. Найди в стихотворении слова с буквами Е,Ё,Ю,Я. /раздаточный материал/

Какие звуки они обозначают? (Покажи это с помощью транскрипции).

           Родная речь

Средь белого света,

Средь чёрной земли

Не в странствиях где-то

Мы речь обрели:

У звёзд, у людей ли,

У птичьей ли стаи

Есть место рожденья,

Есть речь их родная.

Есть речь у пчелы,

У лужайки зелёной,

У стройной ветлы,

У калины,  у клёны..

Но людям, в чьей речи

Нет корня родного,

Природа при встрече

Не молвит ни слова.

– На основе выполненной работы сформулируйте тему урока. /СЛАЙД 3/. (Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я). (Запись на доске и в тетрадях).

- Какова цель нашего сегодняшнего урока? Попробуйте сформулировать./СЛАЙД 4/

(1. Обобщить и закрепить знания по фонетике.

2. Познакомиться с двойной ролью букв Е,Ё,Ю,Я. Научиться доказывать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука.

3. Развивать познавательный интерес к предмету.

- Сравним вашу цель урока с моей. Совпадают ли они. /СЛАЙД 5/

ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.

УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.)

Регулятивные УУД:

1.  мотивировать к деятельности, устанавливать связь с реальными объектами повседневной жизни;

2. формулировать тему урока и его последующее содержание.

IV. Актуализация изученного.

1. Наблюдение по учебнику над соотношением букв и звуков.

Н. Упр. 17 – наблюдение над обозначением гласных и согласных звуков на письме.

– Сделайте вывод о том, как соотносятся буквы и звуки. Когда буква может передавать разные звуки? Запишите вывод в виде схемы.

Запись вывода в сжатой форме:  

Б   Зв (гласн. в безуд. полож., звонк. согл. в конце слова, перед глухим согл.).

Упр. 18, 19 – наблюдение над ролью ь и ъ.

– Что общего у ь и ъ? В чём различия между ними?

– Сделайте вывод и запишите его в виде схемы: ъ и ь – звук.

Упр. 20 – наблюдение над буквами е, ё, ю, я, обозначающими один и два звука.

– Назовите признаки, которые помогли вам распределить слова в два столбика, проверьте себя с помощью правила в рамке и запишите это правило в виде схемы в любой удобной для вас форме.

2. Наблюдения над буквосочетаниями, обозначающими на письме один звук.

– Запишите в транскрипции слова расчёт, дождь, с Зиной.  Сделайте вывод о соотношении звуков и букв и запишите его в виде схемы:

1З = 2 Б.

3. Формулирование общих выводов. 

Работа с учебно­научным текстом (см. памятку на с. 251 учеб.) /СЛАЙД 6/.

Выполнение предварительного задания к упр. 22.

Методическая рекомендация. Обращаем внимание на особенное значение этого задания, развивающего важный механизм речи – механизм антиципации (в данном случае – умение предположить содержание текста по его теме: текст будет о буквах русского языка).

Чтение учебно­научного текста в рамке. Сопоставление своих предположений с содержанием текста.

Составление плана текста (задавание вопросов к каждому абзацу):

1. Что изучает графика?

2. Как соотносятся между собой буквы и звуки?

3. Что такое алфавит?

Пересказ текста по абзацам.

Подбор примеров ко второму абзацу из упр. 21.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

3. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. перерабатывать и преобразовывать информацию (выводы в виде схем);

 2. владеть разными видами чтения, использовать гибкое чтение;

3. развивать механизмы читательской деятельности: антиципации, компрессии;

4. преобразовывать информацию (план).

V.Физминутка

Гимнастика мозга.          Упражнение «Ленивые восьмерки»

Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Н. Упр. 24 и 26 – развивается умение вычитывать главную информацию, составлять краткий рассказ с опорой на главную мысль.

Работа в парах. Каждый из учеников читает свой текст, находит предложение, передающее главную мысль. Составляет сообщение для соседа по парте, включающее это предложение.

В совместной деятельности ученики дают толкование устойчивых выражений: от доски до доски и красная строка.

Упр. 25 – наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественном тексте – явлением звукописи (повтор звуков [в], [л]: волна, влажны, волненье, волны, великой, влаги, полной).

Целесообразно предложить учащимся найти только слова  с буквами Е, Ё, Ю, Я, обозначающими два звука, и записать их в алфавитном порядке.

Самопроверка с помощью слайда (закрывающейся части доски): волненье, дыханье, мою, охватывает, я, язык. /СЛАЙД 7/

П. Дополнительные задания. /СЛАЙД 8/

1. – Найдите лишнее слово (основания для выделения лишнего слова могут быть разными).

Боец, приём, каюта, мера.

Полёт, сяду, жюри, ветер.

Ёлка, модель, подъём, поезд.

2. Задание максимального уровня. /СЛАЙД 9/

– Придумайте предложение, в котором каждая из десяти букв гласных употреблялась бы один раз.

Например:        

Это луна светится южным днём.

Этим южным днём все хотят кушать.

Коммуникативные УУД:

1. воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (сжатый пересказ);

2. работать в парах – чётко и правильно излагать свои мысли и адекватно воспринимать на слух чужие мысли.

VII. Итог урока.

Рефлексия.

– Прочитайте ключевые слова темы.

– Задайте вопросы по теме урока, используя эти слова. (Чем отличаются звуки и буквы? Одинаковое ли количество звуков и букв в русском алфавите? ).

- Тест.

Двойная роль букв е, ё, ю, я

2:53

Все вопросы:

 1 / 5 => 

  1. Продолжите фразу. В слове ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ...
  1.   ?    количество букв и звуков совпадает
  2.   ?    букв больше чем звуков
  3.   ?    звуков больше чем букв

- Чему вы научились на уроке?    /СЛАЙД 10/

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Познавательные УУД:

преобразовывать полученную информацию (формулировать вопросы на основе полученной информации).

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

Повторить алфавит.  /СЛАЙД 11/

Н. П.   ,УПР.

П. Подобрать самостоятельно фрагмент текста (два-три предложения) со словами, в которых встречаются ь и ъ, и сформулировать к этому тексту задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....