тренажёр словосочетание
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (8 класс) на тему
тренажёр для интерактивной доски /тест/ словосочетание 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenazhyor_slovosochetanie.pps | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словосочетание- это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически . Например: зеленые глаза, писать письма, трудно передать.
Словосочетание В словосочетании выделяется главное и зависимое слово Например: синий мяч — главное слово мяч, от него можно задать вопрос к зависимому слову какой?; отдыхать за городом - главное слово отдыхать , от него можно задать вопрос к зависимому слову где?
Не являются словосочетаниями: сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; подлежащее и сказуемое: наступила ночь; составные словоформы : более светлый, будет ходить; группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.
Способы подчинительной связи между словами Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование управление примыкание
Согласование - такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: первый снег, кипящая вода, с нашим другом, о молодой березке . Главное слово Зависимое слово существительное прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу .
Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова, веря (во что?) в дружбу, дружба (с кем?) с одноклассниками, доволен (кем?) тобой, связанный (из чего?) из шерсти, двое (из кого?) и з них (из пяти). Главное слово Зависимое слово глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное существительное, местоимение, числительное При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. В сочетании типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в именительном падеже, а в остальных падежах – согласование.
Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать, собираться уехать, идти не оглядываясь, яйца всмятку, желание учиться. Главное слово Зависимое слово глагол, причастие, деепричастие, наречие, прилагательное, существительное Любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное) Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул её, вызвал их.
Трудные случаи управления В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии – правильно: установить причины , не касаться к этим вопросам – правильно: не касаться этих вопросов , оплатить за проезд – правильно: оплатить проезд; беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность – правильно: характерная для них особенность; неправильный выбор предлога : партнер в игре гольф – правильно: партнер по игре в гольф.
Практические советы: как найти в тексте словосочетание определенного вида. чтобы найти словосочетание с согласованием , надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой ?), а затем найти слово, от которого оно зависит; поиск словосочетания с управлением – это поиск (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос ( кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного; найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Укажите типы связи в словосочетании дождь на улице: 1) согласование; 2) управление; 3) примыкание. Главным словом в словосочетании является имя существительное дождь, которое требует определенной формы зависимого слова на улице — в данном словосочетании это форма имени существительного с предлогом в предложном падеже. Дождь (где?) на улице. Ответ — 2.
Внимание! Сходный с чем-либо – сходный с прежним Идентичный чему-либо – идентичный прежнему Обижен чем-либо – обижен упреками Обидеться на что-либо – обиделся на эти слова Обрадован чем-либо – обрадован встречей Обрадоваться чему-либо – обрадовался встрече Уделять внимание чему-либо – уделять внимание каждому Обращать внимание на что-либо – обращать внимание на мелочи Базироваться на чем-либо – базироваться на фактах Опираться на что-либо – опираться на факты Рецензия на что-либо – рецензия на книгу Отзыв о чем-либо – отзыв о книге Преимущество перед чем-либо, кем-либо – преимущество перед другими Превосходство над чем-либо, кем-либо – превосходство над другими Предупредить о чем-либо – предупредить об опасности Предостеречь от чего-либо – предостеречь от опасности Тормозить что-либо – тормозить развитие Препятствовать чему-либо – препятствовать развитию Отличать что от чего – отличать плохое от хорошего Различать что и что – различать плохое и хорошее Рассержен чем-либо – рассержен шуткой Рассердиться на что-либо – рассердиться на шутку Вера во что-либо – вера в победу Уверенность в чем-либо – уверенность в победе Удивлен чем-либо – удивлен успехами Удивляться чему-либо – удивляться успехам Оплатить что-либо – оплатить проезд Уплатить за что-либо – уплатить за проезд
Тест 1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? а) в соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону; б) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения; в) первый снег, из веселой компании, под белыми березами; г) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.
Тест 2. В каком ряду все словосочетания со связью управление? а) сижу за столом, вижу их, этот номер; б) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент; в) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь; г) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.
Тест 3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? а) тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну; б) давно забытый, когда-то нашел, на это место; в) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись; г) стремиться туда, тихо летали, помнил их.
Тест 4. Укажите в предложении словосочетание со связью согласование. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
Тест 5. Укажите в предложении словосочетание со связью управление. Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.
Тест 6. Укажите в предложении словосочетание со связью примыкание. Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.
Ответы В каком ряду все словосочетания со связью согласование? в) первый снег, из веселой компании, под белыми березами;
Ответы 2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? г) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.
Ответы 3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? в) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;
Ответы 4. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? Эту поступь.
Ответы 5. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? Что-то сочиняли.
Ответы 6. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? По-весеннему зеленели.
Самостоятельная работа 1) Какой вид связи использован в словосочетании купить альбом? 2) Укажите словосочетание со связью примыкание: а) новое положение, б) двигаясь легко, в) идти в кино. 3) Укажите словосочетание со связью согласование: а) смотреть в окно, б) говорить бессвязно, в) интересующийся ученик. 4) Укажите словосочетание со связью управление: а) здоровый ребенок, б) купить книгу, в) читать увлеченно. 5. Какое объединение слов не является словосочетание: а) быстро разогнал, б) ученики и учителя, в) опоздал на урок.
Ответы 1) управление, 2) б, 3) в, 4) б, 5) б.
Использованная литература 1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007; 2. ЕГЭ-2008: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И. Львова. - М.: Эксмо, 2008. 3. Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2007. Вступительные экзамены. - Р/Д: Легион, 2006; 4. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, Н.Н. Кохтев. Русский язык для школьников 5-9-х классов. Путешествие в страну слов. – М.: Дрофа, 1995; 5. О.М. Чупашева. Трудности синтаксического анализа. – М.: Русск. яз. – Медиа, 2004. 6. А.Я. Кузьма, О.В. Неупокоева, К.В. Прохорова. Русский язык. Комплексная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2007.
С п а с и б о!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связь слов в словосочетании.Тренажёр.
Связь слов в словосочетании. Тренажёр и проверочный тест....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...
Презентация-тренажёр для обучающихся 5-го класса на тему "Виды словосочетаний"
Презентация-тренажёр по русскому языку для обучающихся 5-го класса«Виды словосочетаний»Целевая аудитория: обучающиеся 5-го класса.УМК, авторы образовательной программы: любой.Цели тренажёра: осуществи...
Презентация-тренажёр "Способы подчинительной связи в словосочетании"
Предназначена для подготовки к ОГЭ по русскому языку....
Мультимедийный тренажёр. Словосочетание. ФГОС. 5 класс
Помогает уяснить тему "Словосочетание", выработать навыки....
Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».
В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...
Тренажёр по теме : "Словосочетание"
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения....