Разработка урока "Анализ текста Конецкого"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Иванова Татьяна Ивановна

Данный урок представляет собой анализ одного из текстов из "Открытого банка заданий ФИПИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_teksta_konetskogo.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ.

 Цели:

  1. Повторение и систематизация материала путем выполнения тренировочных тестовых заданий (в рамках подготовки к ЕГЭ).
  1. Комплексный анализ текста.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Орфоэпия

Из орфоэпического минимума

  1. Орфография. Вставить орфограммы, определить вид безуд. Гласных, выписать слова с безуд провер.

  

 1) 

расп..ложиться, з..облачный, пр..бабушка

  

 2) 

беспр..ютный, пр..стройка, пр..волжский

  

 3) 

с..ронизировать, об..скивать, со..скатель

  

 4) 

не..держанный (тон) , ра..гром, ра..бежаться

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  

 1) 

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

  

 2) 

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

  

 3) 

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.

  

 4) 

(ПО) ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Вставить, объяснитьВ каком ряду в обоих словах пишется буква Е?

А.

  

 

завиду..шь, забот..вшийся

Б.

негоду..шь, выпячива..мый

В.

бре..шься, завис..мый

Г.

смотр..шь, наследу..мый

4.Вставить, объяснить

 

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  

  

 1) 

расстел..шь, заморож..нный

  

 2) 

продолж..шь, очист..вший

  

 3) 

смож..шь, слыш..мый

  

 4) 

скрюч..шься, увид..нный

  

 

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

  

 1) 

1

  

 2) 

2

  

 3) 

1, 2

  

 4) 

1, 2, 3

  

  1. Пунктуация

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

  1. Анализ текста

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещённом мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?

 (По В. Конецкому)

«Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова, прибегая при этом к использованию таких изобразительных средств, как _____ («деревья проснулись»), _____ («вообще вспомнилось» в предложении 12, «вспомнился Саврасов…» в предложении 11) и _____ («пронзительное счастье» в предложении 24). Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство, как _____ (предложение 25).»

Список терминов:

1)

лексический повтор

2)

олицетворение

3)

синтаксический параллелизм

4)

парцелляция

5)

эпитет

6)

литота

7)

просторечное слово

8)

риторическое обращение

9)

сравнительный оборот

10)

риторический вопрос

 

  1. Среди предложений 6 – 10 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите его номер 
  2. Какой тип речи использован в предложениях 39-43?
  3. Среди предложений 1 – 2 абзацев найдите сложное предложение, состоящее из четырёх частей, среди которых два односоставных предложения. Напишите номер этого сложного предложения. 
  4. Среди предложений 1 – 4 найдите такое, в котором имеется вводное (или вставное) предложение. Укажите номер этого предложения. 
  5. Из предложения 14 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ. 
  6. Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер предложения.
  7. Среди предложений 1 – 5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным, имеющим уступительное значение. Напишите номер этого предложения.
  8. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово уверенней (в предложении 6).
  9. Из предложений 2 – 4 выпишите подчинительный союз.
  10. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово ВПЕРВЫЕ (предложение 5).
  11. Из предложения  9 выпишите частицу.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Сборник текстов и упражнений для подготовки к устному зачёту в 7 классе"

Данная методическая разработка включает список устных тем к зачёту и заданий, направленных на их отработку....

Методическая разработка по тексту "Cucu la praline"

Цель: контроль и понимание текста с учетом различного уровня знаний учащихся....

Методическая разработка "Сборник текстов по немецкому языку для учащихся 7-9 классов"

Данная методическая разработка, предназначенная для учащихся 7-9 классов, представляет собой сборник текстов средней тяжести. Сборник содержит 7 текстов, которые восходят к оригинальным немецким источ...

Разработка учебного текста для индивидуального чтения в 10 - 11 классе

Учащиеся старших классов могут использовать учебные тексты для индивидуального домашнего чтения. Лексический материал данных текстов достаточно сложный, но учащиеся запоминают слова и выражения достат...

Методическая разработка «Ввод текста в программе Photoshop»

Ценность методической разработки:большой диапазон творчества при создании своей открытки;использование творческой идеи, что делает работу доступной для каждого;доступность описания работы с текстом по...

Разработка по тексту Н. Жукова

Материал обучает написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ....

Разработка урока "Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов"

Урок расчитан для учащихся 5 класса и направлен на формирование представления о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы (дистанционное обучение). На у...