Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока 6 класс русский язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_6_klass_nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Тема: Разносклоняемые имена существительные
Цель: знакомство с несклоняемыми существительными.
Задачи:
- осмыслить учебный материала, выделить главное;
- развивать речь, мышление, память, внимание;
- формировать навыки самостоятельной работы;
- обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.
- пробуждать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
- развивать умение работать в паре, в группе, в коллективе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
Слово учителя
- Сколько склонений в русском языке.
1. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»:
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!
- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)
- Все значения слов вам понятны?
кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить .(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст)
2. Определение темы урока. Целеполагание
Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении ?
(Все они не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков).
Какова же тема нашего урока?
Тема урока: Несклоняемые существительные»
Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?
Мы должны познакомиться с этой группой существительных, научиться находить их в тексте, уметь употреблять в речи.
3. Группы несклоняемых существительных
Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.
Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:
И.п. построено метро
Р.п. стою у метро
Д.п. иду по метро
В.п. вижу метро
Т.п. восхищаюсь метро
П.п. еду в метро
Работа со схемой.
Познакомимся с группами несклоняемых существительных
1.Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)
- Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.
- Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.
- Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.
- Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .
2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс
3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых,
Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько.
4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ,
Закрепление новой темы
1.Игра « значение слов» с Цветком знаний. В цветок знаний вставлены слова, ученики выходят к доске и вытягивают слово, им нужно сказать значение слова.
Пальто - слово это происходит от латинского palla, что означает «верхнее платье». В средние века пальто было без рукавов. Так называли прямоугольный или круглый кусок ткани с отверстием для головы. И гораздо позже пальто стало обозначать одежду с рукавами и застежкой на пуговицах.
Эскимо - название всеми любимого мороженого дано ему в честь эскимосов — северного народа, живущего в снегах и льдах, а история его такова: в 1919 г. американец Христиан Нельсон разработал рецепты мороженого, глазированного шоколадом. Его назвали «пирожок эскимоса» (по-английски — эскимо-пай). Нельсон возил свою продукцию по городам и продавал, одновременно показывая фильм про эскимосов. В конце концов слово «пай» выпало, и мороженое на деревянной палочке стали называть просто эскимо.
Метро - первое метро появилось в 1863 году в Лондоне. Первая линия была на паровой тяге, а сам тоннель находился на небольшой глубине. Строительство вела компания «Метрополитен Рейлвейз» (отсюда название этого вида транспорта). В первый же год услугами метро воспользовались 9,5 миллионов человек!
Какаду - особого рода попугай с хохолком.
Колибри - очень маленькая птичка отряда длиннокрылых с пестрыми перьями, живущая в Центральной и Южной Америке.
ВВЦ – Всероссийский выставочный центр
СМИ – средства массовой информации
Портмоне - небольшой кошелёк.
Фойе - зал в театре (кинотеатре, клубе) для пребывания зрителей во время антрактов, перед началом спектакля, сеанса.
Салями - сорт твёрдой копчёной колбасы.
Кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка.
2. Задание Найдите в тексте, пользуясь составленной схемой, несклоняемые существительные и подчеркните их.
Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка.
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.
3. Тематическая физкультминутка
Если я называю склоняемое сущ. делаете наклон вперед, если несклоняемое сущ. назад. Начали: Окно (вперед), киви, (назад), кофе ( назад), звено ( вперёд), жюри ( назад), бревно (вперед), шоссе (назад), кенгуру ( назад), облако ( вперед), серебро ( вперёд), пианино ( назад), поле ( вперед), пальто (назад), море ( вперед).
4. «Сломай рифму»
Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж.
Перед началом выполнения один учащийся читает стихотворение выразительно.
1 группа
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
2группа
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.
4. Вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные:такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.
Выйти из , играть на , гулять без ,
Ехать по , бутерброд с , приехать на ,
Кататься на , вынуть из , слушать по ,
Пойти в , работать в .
5. Соедините несклоняемое имя существительное с его значением:
Манто спортивный судья ( в боксе)
Кашне работник консульства
Кашпо выдающийся музыкант или композитор
Жалюзи меховое широкое женское пальто
Атташе декоративный поддон для цветочного горшка
Маэстро шторы, состоящие из жёстких пластин.
- Подведение итогов. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что понравилось на уроке?
Что было самым интересным?
Что было самым трудным?
-Оцените наш урок при помощи лепестков ромашки
VI. Оценки за урок. Домашнее задание
Используя несклоняемые существительные, составить 7 предложений.
Задания.
1. Стихотворение «Про то, как не надо говорить»:
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!
2.Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.
3.1 группа
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
4. Задание вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.
Выйти из , играть на , гулять без ,
Ехать по , бутерброд с , приехать на ,
Кататься на , вынуть из , слушать по ,
Пойти в , работать в .
5. Соедините несклоняемое имя существительное с его значением:
Манто спортивный судья ( в боксе)
Кашне работник консульства
Кашпо выдающийся музыкант или композитор
Жалюзи меховое широкое женское пальто
Атташе декоративный поддон для цветочного горшка
Маэстро шторы, состоящие из жёстких пластин.
3. 2группа
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
4. Задание вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.
Выйти из , играть на , гулять без ,
Ехать по , бутерброд с , приехать на ,
Кататься на , вынуть из , слушать по ,
Пойти в , работать в .
5. Соедините несклоняемое имя существительное с его значением:
Манто спортивный судья ( в боксе)
Кашне работник консульства
Кашпо выдающийся музыкант или композитор
Жалюзи меховое широкое женское пальто
Атташе декоративный поддон для цветочного горшка
Маэстро шторы, состоящие из жёстких пластин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"
Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...
Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС
Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.
Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс). Имена существительные собственные и нарицательные.
Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом и 6-ом классе....
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.
Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.Учебно-методический комплекс: УМК В. В. Ба...
Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс
Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....